П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 30 мая 2011 года г. Ульяновск Судья Засвияжского районного суда Кулагина А.Е. С участием юридического лица, в отношении которого ведется административное производство – МДОУ Детский сад «Сказка» в лице законного представителя Вдовиной Ольги Владимировны, с участием государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору Сукманова Вячеслава Михайловича, при секретаре Головиной Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании протокол Государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору Сукманова В.М. об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Сказка», по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, у с т а н о в и л : 11 марта 2011 года государственным инспектором г. Ульяновска по пожарному надзору Сукмановым В.М. была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида «Сказка», зарегистрированного по адресу: <адрес> В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: 1. Не разработаны и не утверждены специальные программы для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов (нарушены требования: ППБ 01-03 п.3, НПБ 645 гл.5) 2. Не организовано проведение противопожарного инструктажа в полном объеме: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой (ППБ 01-03 п.3, НПБ 645 п.9). 3. Противопожарный инструктаж (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой) не проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов, по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности (нарушены требования ППБ 01-03 п.3, НПБ 645 п.п. 10-30) 4. Не заведены на огнетушители эксплуатационные паспорта (ППБ 01-03 п.108, прил.3) 5. Не определен порядок оповещения людей о пожаре и не назначены ответственные за это лица (ППБ 01-03 п.103) 6. Должностные лица не обучены мерам пожарной безопасности (ППБ 01-03 п.15) 7. Не проведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной сети зданий ( ППБ-01-03 п.,57; ПТЭЭП п.2.12.17) 8. Не установлены у ближайших пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним указатели (объемные со светильником или плоские с использованием светоотражающих покрытий) ( ППБ-01-03 п.90) 9. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности, пути эвакуации не обозначены знаками пожарной безопасности (ППБ 01-03 п.3,27,51; НПБ 160-97) 10. Во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППБ 01-03 п.13) 11. Не переосвидетельствованы имеющиеся порошковые огнетушители в организации, имеющей соответствующую лицензию (нарушены требования: ППБ 01-03 п.3, НПБ 166-97 гл.1, п.8.2). 12. Не выполнена скрыто под слоем штукатурки или не заключена в электротехнические плинтуса, короба электропроводка в прачечной, подвале, в 2-х группах (8 шт.) (ППБ 01-03 п.3, ПУЭ изд. 7 п. 7.1.37.) 13. Не обеспечены электросветильники защитными плафонами, предусмотренными конструкциями светильников в подвале и электрощитовой (4 шт.) (ППБ 01-03 п.60) 14. Не установлено в здании эвакуационное и аварийное освещение, выполненное отдельными линиями от вводного электрического щита (ППБ 01-03 п.3,57, ВСН 58-88 п.5.12) 15. Не демонтирован с пола на путях эвакуации горючий материал (линолеум) (ППБ-01-03 п.53) 16. Пути эвакуации в коридорах и на выходах из здания шириной менее 1,2 метра, фактически 1,0 метра (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.16) 17. Не выполнены двери складских помещений, кладовых, электрощитовой, слесарной мастерской, 2-х люков на кровлю здания противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30 (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.5-14* т.2, п.8.4*) 18. Не определена категория пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ для всех складских помещений, кладовых, слесарной мастерской и электрощитовой (нарушены требования: ППБ 01-03 п.33) 19. Двери, отделяющие лестничные клетки от коридоров имеют сломанные устройства для самозакрывания (4 шт.) и отсутствуют уплотнения в притворах этих дверей (ППБ 01-03 п.34) 20. Не проведен ремонт и чистка вентиляционных систем способами, исключающими возможность возникновения взрыва и пожара. Не представлены график плановых осмотров и проверок вентиляционных систем (ППБ 01-03 п.3, п. 3.1.1, 3.2.7 ГОСТ 12.4.021-75) 21. Не выполнены огнезадерживающие клапана при пересечении воздуховодами (5 коробов) противопожарных стен с нормируемым пределом огнестойкости между группой и кухней и медицинским кабинетом, клапана в противопожарных преградах выполнить с пределом огнестойкости, не ниже EI 30* (сертифицированными в области пожарнойбезопасности) в соответствии требовании СНиП 21-01-97* п.5.14* т.2 (ППБ 01-03 п.3., СНиП 21-01-97* п.5.14 т.2) 22. Детский садик не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи г. Ульяновска (ППБ 01-03 п.39) 23. Не выполнены вторые эвакуационные выходы из групп 2-го этажа по наружным пожарным лестницам (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* гл.6) 24. Не обеспечен обслуживающий персонал электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии. (ППБ 01-03 п.55) Представитель МДОУ Детский сад «Сказка» ФИО1 признала факт совершения ими административного правонарушения, указала, что МДОУ детский сад «Сказка» построен в 1976 году, сама она приступила к исполнению обязанностей заведующей с 06.08. 2007 г. Всего персонала в детском саду – 38 человек, детей – 128 чел. На весь год детскому саду было выделено 166 тысяч рублей. ДД.ММ.ГГГГ с некоммерческой организацией «Фонд поддержки спорта пожарных и спасателей» был заключен договор на монтаж передающего блока ФПС с выводом сигнала на ПЦН «01», утверждена локальная смета на сумму 15 000 рублей. Порошковый огнетушитель последний раз был перезаряжен 17.03. 2011 года. Специальных средств, для устранения данных нарушений в бюджете не выделено. О том, что на момент проверки переосвидетельствование огнетушителей было просрочено на 3-4 дня, ФИО1 пояснила, что не была предупреждена об этом завхозом, находящейся в этот момент в отпуске. 18.03.2011 г. данное нарушение было устранено, что подтверждается договором от 17.03.2011 г между УОО ООО ВДПО и МДОУ Детский сад «Сказка» и актом № 615, счетом на оплату № 162 от 18.03.2011 г., платежным поручением от 23.03.2011 г., 13.04.2011 г., 15.04.2011 г., 22.04.2011 г. были направлены письма в Управление образования мэрии г. Ульяновска ФИО6, депутату Ульяновской Городской Думы ФИО11., с приложением сметы и с просьбой о выделении денежных средств на устранение нарушений. Получены ответы, что денежные средства не заложены в бюджете, будут лишь выделены по мере поступления. Потребности детского сада учтены в реестре о выделении дополнительных средств образовательным учреждениям в 2011 году. Доводчики на двери, находящиеся в детском саду приобретались ею на свои денежные средства. В настоящий момент противопожарные двери не установлены. Что касается выполнений вторых эвакуационных выходов из групп второго этажа по наружным пожарным лестницам, то в бюджете заложены денежные средства на июнь-июль 2011 года. Работы по организации проведения первичного противопожарного инструктажа проведены. Пояснила, что согласно разработанной смете на устранение нарушений требований пожарной безопасности необходимо 88020 рублей, однако таких денег у детского сада нет. Именно из-за отсутствия денежных средств до настоящего момента нарушения не устранены. В последний раз проверка в МДОУ детский сад «Сказка» проводилась до 2007 года, требований по эвакуационным дверям не было, поэтому были выделены только 200000 рублей по всем пунктам. В настоящее время устранены нарушения по п.п. 1, 2, 4 -10, 12, 13, 24 – представлены фотографии, п.19 – заменены на дверях доводчики и уплотнители. П.п. 3, 11, 14-18, 22 не устранены, в связи с отсутствием денежных средств, по п. 20 пояснила, что вентиляционная система в детском саду еще новая, ремонта не требуется. По п. 23 - денежные средства уже заложены в бюджет. Со 2 июня 2011 г. будут проводится работы по мотированию вторых эвакуационных выходов. Также пояснила, что детский сад посещает 128 детей из 4 сел. Детский сад находится в пригородной зоне, удобно расположен для посещения этими детьми. Дети не могут быть распределены по другим детским садам, из-за отсутствия в них мест. В связи с чем, просит не приостанавливать деятельность детского сада. Из пояснений в суде главного бухгалтера МДОУ Детский сад «Сказка» ФИО7 следует, что для устранения нарушений в области пожарной безопасности необходима большая сумма денежных средств, которая у детского сада отсутствует. Смета закладывается заранее на год, поэтому заложить деньги на устранение данных нарушений возможно только на следующий 2012 г. На пожарную безопасность было заложено на июнь-июль 2011г. – 200000 рублей. Из данной суммы 99000 рублей определено на июнь 2011г., остальная сумма денежных средств распределена по статьям на июль 2011г. Кроме признания представителем МДОУ Детский сад «Сказка» ФИО1 вины в совершении административного правонарушения, виновность юридического лица полностью подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. Показаниями допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля государственного инспектора г. Ульяновска по пожарному надзору ФИО2, который пояснил, что все указанные в протоколе нарушения Правил Пожарной безопасности имели место на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ Детский сад «Сказка». По результатам проверки заведующей ФИО1 было вынесено предписание об устранении отмеченных недостатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ Все выявленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья людей, детей и персонала МДОУ Детского сада «Сказка». Часть выявленных нарушений были устранены юридическим лицом, в частности нарушения связанные с источником возникновения пожара. Однако на сегодняшний день не устранены нарушения, которые касаются безопасности эвакуации людей при пожаре. Эти нарушения являются достаточно серьезными. Пути эвакуации в коридорах и на выходах из здания в детском саду шириной менее 1,2 метра (п.16), что не допускается по новым требованиям от 1997 г.. Однако в настоящее время поступили разъяснения о том, что если объект был сдан до 1997 г. то в этой части нарушений пожнадзора не имеется. Двери в складских помещений, кладовых, электрощитовой, слесарной мастерской должны быть противопожарные и сертифицированы в области пожарной безопасности (п.17), также должны быть с наполнителем, который препятствует распространению огня. Согласно действующего законодательства в области пожарной безопасности все должно быть сертифицировано. Ремонт, чистка вентиляционных систем должна проводится 1 раз в год (п.20). Что касается вторых эвакуационных выходов из групп 2 этажа по наружным пожарным лестницам (п.23), то они входят в противопожарную систему, чтобы в случае возникновения пожара на 1 этаже, люди могли спуститься с других этажей. Вентиляционная система должна быть размещена по всему зданию детского сада. Не выполнение огнезадерживающих клапанов при пересечении воздуховодами противопожарных стен с нормируемым пределом огнестойкости влияет на распространение огня, и относится к опасному источнику распространения пожара (п.21). По п. п. 8, 9, 22, 24 акта проверки ФИО2 пояснил, что Детский сад должен иметь телефонную связь для связи с пожарной частью, обслуживающий персонал должен быть обеспечен электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии при пожаре, установить у пожарных гидратов указатели по направлению движения к ним, на местах размещения средств пожарной безопасности, путей эвакуации должны быть светоотражающие знаки, видимые в темноте. П.п. 1-6, 10-12, 18, 19 акта проверки также являются опасными нарушениями требований пожарной безопасности. Не устраненные нарушения в настоящее время создают угрозу для жизни и здоровья граждан, детей и персонала МДОУ Детского сада «Сказка».В связи с чем, просит применить меру административного приостановления эксплуатации МДОУ Детский сад «Сказка». Суд, выслушав ФИО1, ФИО7, свидетеля ФИО2, исследовав представленные в суд материалы, считает, что МДОУ Детский сад «Сказка», были нарушены установленные уполномоченными государственными органами обязательные требования пожарной безопасности, в том числе требования Правил пожарной безопасности. Данный вывод суда основан, как на показаниях свидетеля ФИО2 и протоколе об административном правонарушении, так и на показаниях законного представителя МДОУ Детский сад «Сказка», по существу не отрицавшей и не оспаривавшей выявленные нарушения. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 утверждены Правила Пожарной Безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), нарушение которых как усматривается из представленных материалов, было допущено МДОУ Детский сад «Сказка», при чем данные нарушения настоль существенны, что представляют реальную угрозу жизни и здоровья людей. Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Представленные законным представителем МДОУ Детский сад «Сказка» документы также свидетельствуют о том, что в настоящее время нарушения требований пожарной безопасности, представляющие собой угрозу жизни и здоровью людей, в полном объеме не устранены. При таких обстоятельствах, суд считает, что в действиях МДОУ Детский сад «Сказка» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ст.11.16 КоАП РФ. Ссылки представителя юридического лица на несвоевременное устранение выявленных недостатков в виду отсутствия финансирования не могут быть признаны уважительными. При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, то, что ранее данное юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось. Как смягчающее административную ответственность обстоятельство суд учитывает признание вины представителем юридического лица, то, что в настоящее время МДОУ Детский сад «Сказка» принимает меры к устранению выявленных нарушений. Поскольку на момент вынесения постановления проведена большая работы по устранению выявленных недостатков, основные нарушения по устранению недостатков влияющих на возникновение источника пожара устранены, суд полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа. Обстоятельств, указанных в ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, по делу не имеется, в связи с чем основания для освобождения МДОУ Детский сад «Сказка», от административной ответственности отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, суд п о с т а н о в и л: Признать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка», расположенного по адресу: г.Ульяновск, с. Баратаевка, ул. <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 15000 руб., который подлежит перечислению Главному управлению министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области ИНН 732501001 расчетный счет 40101810100000010003 КБК 177 1 16 27000 01 0000 140 ОКАТО 73401000000 ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск БИК 047308001. Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Судья А.Е. Кулагина