АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
** июня 2010 года Заринский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего В.И. Золотухиной
при секретаре Т.В. Воробьевой
с участием прокурора Н.Н. Стариковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 3 г. Заринска от **.01.2010 года
по гражданскому делу по иску прокурора Заринского района в интересах Вихарева Ивана Матвеевича и Выймовой Оксаны Григорьевны к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Заринского района, комитету администрации Заринского района по образованию и делам молодежи о взыскании недополученной суммы опекунского пособия на опекаемого
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заринского района в интересах несовершеннолетнего Вихарева И.М..и его опекуна Выймовой О.Г. обратился в судебный участок №3 г.Заринска с иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике, к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края к комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Заринского района, комитету администрации Заринского района по образованию и делам о взыскании недополученной суммы опекунского пособия за 2006 год в сумме 914руб. 35 коп.
В обоснование ссылался на то, что расчет опекунского пособия должен производиться на основании расчета, произведенного в соответствии с Приложением №1,2 к Постановлению Правительства РФ №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 года, исходя их установленных натуральных норм, по фактическим ценам региона. Размер пособия, рассчитанный в соответствии с указанным Постановлением, а также постановлением главы администрации Алтайского края №661 должен составлять в 2006 году ежемесячно 3383 руб.19 коп. Поэтому опекуну несовершеннолетнего Выймовой О.Г. должно быть за период с января 2006г. по декабрь 2006г. 40598руб.35коп., а фактически выплачено 39684руб. Недоплата составила 914руб.35коп
Решением мирового судьи от **.10.2009 года иск удовлетворен полностью. С комитета по финансам, налоговой и кредитной политике при администрации Алтайского края в пользу несовершеннолетнего Вихарева И.М и опекуна Выймовой О.Г.. взыскана сумма опекунского пособия за период с **.01.2006 года по **.12.2006года в сумме 914 руб.35 коп..
В апелляционной жалобе комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит решение мирового судьи отменить, отказать в удовлетворении иска. В обоснование ссылаются, что с **.01.2005г. порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливаются законами субъекта Российской Федерации. Размер опекунского пособия установлен в Алтайском крае в 2006 году в размере 39684 руб. на одного ребенка в год законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» от 24.12.2005года №130-ЗС. Следовательно, постановление Правительства РФ от 20.06.1992 года №409 с 1.01.2006 г., в соответствии с которым произведен расчет, не подлежит применению. Законом предоставлено право субъектам РФ самостоятельно устанавливать расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размерах установленных законами субъекта Р,Ф, с условием, что совокупный оббьем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен. Комитет администрации Алтайского края по финансам налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства по пособиям на содержание детей сирот в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Старикова Н.Н. просила отказать в удовлетворении жалобы.
Ответчики представитель Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г.Заринска и Комитета по образованию администрации г.Заринска, а также заинтересованное Вихарев И.М. и Выймова О.Г. не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснение представителя прокуратуры Заринского района, изучив материалы дела, суд приходит к выводу отказать в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
То есть государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются, кроме того, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно статье 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.
Согласно статье 5 данного Закона (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 года N 8-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
В соответствии с п.5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ, вступившего в силу с 1.01.2005 года ) на содержание ребенка опекуну(попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 15 –ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года № 122-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005 года, также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Из указанного следует, что Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами федерального законодательства Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года N 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, содержание вышеназванных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации установлен размер и порядок выплаты опекунских пособий.
Порядок выплаты пособий на содержание опекаемых детей разработан по поручению Правительства РФ Министерством образования РФ, является действующим и не противоречит законодательству Российской Федерации.
В ст. 27 Закона Алтайского края от 24.12.2005 года №130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2006 году в размере 39684 рублей на одного ребенка в год и эту сумму опекун получила фактически в 2006г.
Выймова О.Г. на основании постановления главы Новоманошкинского сельского Совета № 144 от 19.12.05г. назначена опекуном над несовершеннолетним Вихаревым И.М. **.09.94 года рождения.
Постановлением главы администрации Заринского района № *** от *.12.05г. опекуну Выймовой О.Г. назначено пособие на содержание опекаемого Вихарева И.М 1994 года рождения.
Вышеназванное опекунское пособие за период с **.01.06г. по **.12.06г. выплачено опекуну в размере 39684руб. или по 3307руб. в месяц, что подтверждается информацией комитета администрации Заринского района по образованию и делам молодежи.
В силу названных выше законов размер опекунского пособия в 2006г не может быть уменьшен по сравнению с размером пособия, установленного в 2005г.. Размер опекунского пособия в 2005г. установлен 40598руб 35коп. за год. Разница между этими суммами 914руб.35 коп. обоснованно взыскана мировым судьей с комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, что соответствует ч.2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», согласно которой при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2005 года.
Указанным обстоятельствам мировой судья дал надлежащую оценку, проверил соответствие объема установленных законами субъекта Российской Федерации социальных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей в 2006 году, объему этих гарантий, установленных в 2005 году и соблюдение ответчиком условий, предусмотренных ч.2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, указав, что денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона в 2006 году, согласно статистических данных составляют 40598руб.35 коп в год.
Расчет недоплаченной суммы пособия произведен за 12 месяцев с **.01.2006г. по **.12.2006г.. Было выплачено за этот период 39684 руб. Разница составила 914.35 руб., которая взыскана с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике при администрации Алтайского края.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Апелляционную жалобу комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и на решение мирового судьи судебного участка № 3 г. Заринска от **.01.2010 года по иску прокурора Заринского района в интересах Вихарева Ивана Матвеевича и Выймовой Оксаны Григорьевны к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г.Заринского района, Комитету администрации Заринского района по образованию и делам молодежи о взыскании опекунского пособия оставить без удовлетворения, а решение без изменения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья Заринского
городского суда В.И. Золотухина
Аналогичных дел рассмотрено 7.