Определение по делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** июня 2010 года ...

Заринский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего Н.М. Беккер

при секретаре И.С.Медуница

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску С.В., С.М., С.С., С.О., М. к ЗАО «С.» о признании действительным договора о передаче жилья в собственность, определении долей и признании права собственности на квартиру

установил

Истцы обратились в суд с иском о признании действительным договора на передачу квартиры в собственность и признании за ними права общей долевой собственности по 1\5 доле за каждым на квартиру Номер обезличен** в доме Номер обезличен** по ул. *** в ... края.

В обоснование ссылаются, что приказом по акционерному обществу «С.» Номер обезличен** от ** марта 1995 года указанная квартира была передана в совместную собственность истцов, заключен договор о передаче квартиры в собственность истцов. Считая, что все документы оформлены, истцы не зарегистрировали договор в установленном законом порядке, в связи с чем в настоящее время государственную регистрацию права собственности произвести невозможно.

В судебном заседании представитель истцов иск поддержала, просит его удовлетворить, пояснила, что истцы продолжают в квартире, пользуются ею на праве собственности с момента передачи им квартиры по договору о приватизации жилья, оплачивают налог на имущество.

Заслушав истцов, изучив материалы дела, суд приходит к выводу удовлетворить иск по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Из материалов дела следует, что приказом по акционерному обществу «С.» Номер обезличен** от **.03.1995 года на основании Федерального Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» в совместную собственность истцов передана квартира Номер обезличен** в доме по ул. ***.

Между АО «С.» и С.В., С.М., С.С., С.О., М. заключен договор о передаче жилья в собственность Номер обезличен** от ** марта 1995. Договор подписан председателем АО «С.». Регистрация права собственности в установленном Законом порядке на момент заключения договора не произведена.

Согласно архивной справки совхоз С. реорганизован в акционерное общество С. постановлением ... от **.12.1992 года.

Устав ЗАО «С.» зарегистрирован постановлением ... Номер обезличен** от **.04.2000 года, согласно постановления ЗАО «С.» является правопреемником АОЗТ «С.», колхоза «Т.», совхоза «С.».

При оценке собранных по делу обстоятельств суд принимает во внимание, что в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от Дата обезличена года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" разрешена приватизация жилищного фонда совхозов.

Согласно ст.18 названного Закона жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от Дата обезличена года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от Дата обезличена года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с Дата обезличена года Указом Президента Российской Федерации от Дата обезличена года N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Согласно Постановления Правительства РФ от Дата обезличенагода Номер обезличен «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность» (признан утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от Дата обезличена N 437) одобрены разработанные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации рекомендации о передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность в добровольном порядке, определен порядок расходов в 1995 году соответствующих бюджетов по содержанию переданных в 1994 году в ведение органов местного самоуправления объектов социальной и инженерной инфраструктуры за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия, в нарушение действующего законодательства, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от Дата обезличена года N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также отметил, что отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов, в том числе относящихся к жилищному фонду социального использования, эксплуатируемому в интересах населения, носят публично-правовой характер, и это должен учитывать законодатель при осуществлении их правового регулирования.

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (Постановление от Дата обезличена года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов.

Суд учитывает, что жилое помещение было передано по договору о передаче жилья в собственность граждан в соответствии с Федеральным Законом «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Согласно справки, заверенной председателем уличного комитета, все истцы, кроме С.М., зарегистрированы по настоящее время по адресу ул.*** кв.** в ....

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцы продолжают пользоваться квартирой после заключения договора о передаче жилья в собственность.

Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что истцы имели намерение приобрести дом в общую собственность в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда», после заключения договора о передаче жилья в собственность они открыто владеют квартирой на праве собственности.

В соответствии со ст. 244 ГК РФ общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество, поэтому за истцами следует признать право общей долевой собственности на дом в равных долях.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил

Исковое заявление С.В., С.М., С.С., С.О., М. удовлетворить.

Признать действительным договор Номер обезличен** от ** марта 1995 года на передачу квартиры Номер обезличен** в доме Номер обезличен** по ул.** в ... края в собственность граждан.

Признать право общей долевой собственности на квартиру Номер обезличен** в доме Номер обезличен** по ул.** в ... края за С.В., С.М., С.С., С.О., М. в равных долях по 1\5 доле за каждым.

Решение может быть обжаловано в ...вой суд в течение 10 дней через Заринский городской суд.

Судья Заринского

городского суда Н.М. Беккер