Решение по делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

* июня 2010 года Заринский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего Н.М. Беккер

при секретаре И.С.Медуница

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску П.к Управлению пенсионного фонда РФ г. Заринска о признании права на досрочную трудовую пенсию

установил

П. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по г. Заринску и Заринскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении в специальный педагогический стаж периодов работы с **.08.1984года по **.08.1985 года и с **.08.1986 года по **.08.1992 года в качестве старшей пионервожатой в МОУ СОШ №* г.Заринска, с **.08.1985года по **.06.1986 года в очно - заочной средней школе в качестве учителя географии и биологии, назначении пенсии со дня обращения в Управление пенсионного фонда, взыскании расходов по оплате госпошлины.

В обоснование ссылается, что решением комиссии УПФРФ в г.Заринске от **.02.2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, считает решение незаконным. Просит назначить ей пенсию со дня обращения в УПФ.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель управления пенсионного фонда в иске просит отказать, ссылаясь на то, что наименование должности старшая пионервожатая и наименование учреждения очно-заочная школа не предусмотрены Списком учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, отказного пенсионного дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» -ФЗ №173 от 17.12.2001года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста. установленного лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии применяется Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, а также Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона».

Если по нормам действующего законодательства право у заявителя отсутствует, то к периодам работы до 01.01.2002года по Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, можно применить нормы пенсионного законодательства, действовавшие в рамках Закона от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», то есть периоды работы до 01.11.1999 г. оцениваются с учетом Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, а к периодам работы после 01.11.1999 года до 12.11.2002года применяется Постановление Правительства РФ от 20.09.1999 года №1067.

Как следует из материалов гражданского и отказного пенсионного дела Пенсионный орган выполнил 2 варианта расчета льготного стажа.

По первому варианту применены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 «О трудовых пенсиях в РФ» от 11.07.2002года №516., Постановление Правительства РФ от 29.10.2002года №781. Льготный стаж исчислен в размере 17 лет 01 месяц 28 дней, оспариваемые периоды не включены в льготный стаж.

По второму варианту с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П льготный стаж заявителя определен в размере 17 лет 11 месяцев 16 дней.

Решением комиссии УПФР в г.Заринске и Заринском районе от ** февраля 2010 года оспариваемые периоды не включены в специальный стаж, льготный стаж установлен в размере 17 лет 01 месяцев 28 дней.

С выводами комиссии УПФР суд не может согласиться по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что П. с **.08.1984года по **.08.1985 года и с **.08.1986года по **.08.1992года работала в средней общеобразовательной школе №* г.Заринска в должности старшей пионервожатой.

Отказывая во включении в льготный педагогический стаж данных периодов УПФР в г.Заринске и Заринском районе исходил из того, что на момент обращения истицы в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии, должность старшей пионервожатой, в которой она работала в спорный период, не включена в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В период работы П. с **.08.1984года по **.08.1985 года и с **.08.1986года по **.08.1992года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Таким образом, П. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Исключение из специального стажа периода работы с **.08.1985года по **.06.1986 года в очно - заочной средней школе в качестве учителя географии и биологии суд также считает необоснованным. При этом суд учитывает позицию Управления пенсионного фонда в г.Заринске и Заринском районе, изложенную в решении от ** февраля 2010года, согласно которой указанный период можно включить в специальный стаж в случае, если по нормам действующего законодательства право у заявителя отсутствует, то к периодам работы до 01.01.2002года по Постановлению Конституционного Суда от 29.01.2004 года №2-П можно применить нормы пенсионного законодательства, действовавшие в рамках Закона от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», то есть периоды работы по 01.11.1999 года оцениваются с учетом Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991года №463, а к периодам после 01.11.1999 года применяется Постановление Правительства РФ от 22.09.1999года №1067.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 12 июля 2001года вынесено решение, которым раздел "Наименование учреждений" Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 и действующего в редакции от 22 сентября 1993 г. N 953), признан недействительным, указав, что поскольку ст. 83 данного Закона прямо определяет полномочия Правительства Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждать списки лишь соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а не учреждений для детей, работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью, поэтому Правительство Российской Федерации, издав в Списке раздел "Наименование учреждений", вышло за пределы предоставленных ему законом полномочий.

Таким образом, названным Списком предусмотрена работа в должности учителя, независимо от наименования учреждения.

При таких обстоятельствах период работы с **.08.1985года по **.06.1986 года подлежит включению в специальный педагогический стаж.

Суд учитывает, что П. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии **.11. 2009года, а не **.11.2009года как указано в иске.

По состоянию на **.11.2009года специальный педагогический стаж составит 25 лет, что дает П. право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В связи с удовлетворением иска с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей в пользу П.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил

Иск П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Заринске и Заринском районе удовлетворить.

Включить в специальный педагогический стаж П. периоды работы с **.08.1984года по **.08.1985 года и с **.08.1986 года по **.08.1992 года в качестве старшей пионервожатой в МОУ СОШ №* г.Заринска, с **.08.1985года по **.06.1986 года в очно - заочной средней школе в качестве учителя географии и биологии.

Признать право П. на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе назначить П. досрочную трудовую пенсию по старости с **.11.2009 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе в пользу П. расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Заринский городской суд.

Судья Заринского городского суда Н.М. Беккер

Срок изготовления мотивированного решения – **.06.2010 года