Решение по делу



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** июня 2010 года

Заринский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего В.И. Золотухиной

при секретаре Т.В.Воробьевой

с участием прокурора О.С. Ведерниковой

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора г.Заринска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № ** г.Заринска, Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации г.Заринска об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Заринска обратился в суд иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №** г.Заринска, Комитету по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации г.Заринска о понуждении к совершению действий по обеспечению пожарной безопасности.

Заявленные требования мотивированы тем, что при проведении плановой проверки на соблюдение правил пожарной безопасности **.05.10г. в МОУ СОШ № ** г.Заринска выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно : 1. Не обеспечено открывание дверей эвакуационных выходов свободно, без ключа (нарушение ППБ 01-93 п.52);

2. Допускается хранение горючих материалов под лестничным маршем (нарушение ППБ 01-03 п.40).

3. Отсутствуют двери, отделяющие поэтажные коридоры от общих лестничных клеток (нарушение ППБ 01-03 п.40).

4. Покрытие полов в общих коридорах путей эвакуации, лестничных клеток выполнено не в соответствии с п.6.25* СНиП 21-01-97* (нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.25).

5. Допускается использование электрочайника, без устройства тепловой защиты (нарушение ППБ 01-03 п.60).

6. Допускается расположение кладовой (чулана)под лестничным маршем запасного эвакуационного выхода из школы (нарушение ППБ 01-03 п.40).

7. Допускается применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (ППБ 01-03 п.53).

8. В тамбуре главного эвакуационного выхода электрический светильник закрыть защитным колпаком (рассеивателем), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение ППБ 01-03 п.53).

9. Отсутствуют эвакуационные выходы со второго этажа начальной школы, предусмотренные проектом (нарушение ППБ 01-03 п.52).

18.05.10г. директору МОУ «средняя общеобразовательная школа № 4 выдано предписание № 293/185/1-16 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Указанные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.

В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, просил обязать ответчика МОУ «СОШ № **» 1. установить двери, отделяющие поэтажные коридоры от общих лестничных клеток (нарушение ППБ 01-03 п.40). 2. Покрытие полов в общих коридорах путей эвакуации, лестничных клеток выполнить в соответствии с п.6.25* СНиП 21-01-97* (нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.25). 3. Выполнить эвакуационные выходы со второго этажа начальной школы, предусмотренные проектом (нарушение ППБ 01-03 п.52).

Поскольку в остальной части требования исполнены ответчиком добровольно, то в этой части прокурор отказался от заявленных исковых требований. Представитель ответчика МОУ «СОШ № **» не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что сразу после получения предписания ими выполнены почти все работы по обеспечению пожарной безопасности в учебном заведении, однако ряд пунктов указанных в предписании на настоящее время не выполнены в связи с тем, что необходимы дополнительные денежные затраты, а также привлечение рабочих. Срок в предписании для выполнения работ определен к **.08.10г. На данное время в школе учащихся нет, а поэтому угрозы жизни для кого-либо не существует.

Представитель ответчика Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации г.Заринска иск не признала и пояснила, что иск прокурором заявлен преждевременно, ** мая 2010г. была проверка, сроки устранения недостатков определены до **.08.10г., однако прокурором подан иск в суд уже ** мая 2010г.Указанные в предписании недостатки не существенные, на данное время угрозы жизни людей не представляют, так как в летнее время учащиеся находятся на каникулах.

Третье лицо представитель ТО № 7 ГПН УГПН ГУ МЧС России по Алтайскому краю пояснил, что в ходе обследования объекта СОШ № ** по поручению суда выявлено, что основная масса нарушений устранена, остались неустраненными такие нарушения, которые требуют дополнительных средств, денег и усилий, при вынесении предписания проверяющими было это учтено и срок устранения таких нарушений определен до **.08.10г., директор школы не оспаривал и не оспаривает данных сроков.

Третье лицо представитель отдела по образованию и делам молодежи администрации г.Заринска пояснил, что устранение нарушений, указанных в п. 3, 4 искового заявления требуют значительных материальных затрат, средства могут быть выделены только в следующем году.

Третье лицо представитель администрации г.Заринска в судебное заседание не явился, хотя уведомлялся о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, выслушав объяснения участников процесса и исследовав материалы дела, находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, которое обеспечивается исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с п.2 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03, утвержденных Приказом № 313 от 18.06.03г. Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» возлагает на руководителей организаций обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. 32,39 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Согласно ст.51 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь, здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В материалах дела имеется акт проверки в период с 13.05.10г. по 18.05.10г. государственным инспектором ТО № 3 ГПК УГПН ГУ МЧС России по Алтайскому краю проведена плановая проверка в МОУ «СОШ №4» г.Заринска соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. Из акта видно, что при проверке выявлены нарушения Правил пожарной безопасности.

Выдано предписание государственного пожарного надзора от ** мая 2010 года № ****, в соответствии с которым МОУ «СОШ № **» в лице директора предписано устранить нарушения пожарной безопасности, в том числе: 1 Установить двери, отделяющие поэтажные коридоры от общих лестничных клеток (нарушение ППБ 01-03 п.40). 2. Покрытие полов в общих коридорах путей эвакуации, лестничных клеток выполнить в соответствии с п.6.25* СНиП 21-01-97* (нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.25). 3. Выполнить эвакуационные выходы со второго этажа начальной школы, предусмотренные проектом (нарушение ППБ 01-03 п.52).

Установлен срок для устранения выявленных нарушений – до 20 августа 2010 года л.д. 10).

Согласно акта проверки от 17 июня 2010г., проведенной государственным инспектором ТО № 3 ГПК УГПН ГУ МЧС России по Алтайскому краю по поручению Заринского горсуда нарушения, указанные в предписании устранены на момент проверки, за исключением отдельных пунктов, а именно : не установлены двери, отделяющие поэтажные коридоры от общих лестничных клеток (нарушение ППБ 01-03 п.40); не выполнены покрытие полов в общих коридорах путей эвакуации, лестничных клеток в соответствии с п.6.25* СНиП 21-01-97* (нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.25); не устроены эвакуационные выходы со второго этажа начальной школы, предусмотренные проектом (нарушение ППБ 01-03 п.52).

Из объяснения директора школ № **. следует, что на данное время учащиеся распущены на летние каникулы и непосредственной угрозы здоровью и жизни людей на данное время не существует.

Такие пояснения подтверждаются и представителем ТО ГПН в настоящем судебном заседании.

Законодательство предполагает защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан или юридических лиц.

В судебном заседании установлено, что сроки для устранения нарушений правил пожарной безопасности установлены должностным лицом в предписании до **.08.10г. Ответчик, на которого возложена обязанность по устранению указанных нарушений, т.е директор МОУ СОШ № **; в судебном заседании не отказывалась от исполнения предписания.

Большая часть нарушений на момент рассмотрения настоящего дела устранены. До окончания установленного срока имеется достаточно времени для выполнения остальных работ. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии непосредственной угрозы здоровью и жизни неопределенного круга лиц на настоящий момент, не установлено в судебном заседании, поэтому исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Суд находит необоснованными и исковые требования прокурора о возложении обязанности на комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации г.Заринска о возложении в порядке субсидиарной ответственности, в случае неисполнения МОУ «СОШ№ **» работ по устранению нарушений Правил пожарной безопасности. Так как возложение такой обязанности повлечет за собой необходимость внесения изменений в городской бюджет, утверждение которого в силу п.п2 п.10 ст.35 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ входит в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, а не Комитета по экономики и управлению муниципальным имуществом. Исходя из принципов разделения властей, закрепленных в ст.10 Конституции РФ, на законодательный орган не может быть возложена обязанность по принятию какого-либо нормативного правового акта. Кроме этого не истцом не ответчиками не представлены в суд доказательств, подтверждающих отсутствие средств у МОУ «СОШ №**» на выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурору г.Заринска к Муниципальное образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №** г. Заринска и Комитету по экономике, управлению муниципальным имуществом администрации г.Заринска о понуждении к совершению действий по обеспечению пожарной безопасности в виде выполнения работ: 1 По установлению двери, отделяющие поэтажные коридоры от общих лестничных клеток (нарушение ППБ 01-03 п.40). 2. Покрытию полов в общих коридорах путей эвакуации, лестничных клеток в соответствии с п.6.25* СНиП 21-01-97* (нарушение ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.25). 3. Выполнению эвакуационных выходов со второго этажа начальной школы, предусмотренных проектом (нарушение ППБ 01-03 п.52). Установления сроков для совершения действий и возложении обязанности в лице комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации г.Заринска по финансированию мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано и опротестовано прокурором в Алтайский краевой суд в течении 10 суток со дня изготовления мотивированного решения через Заринский горсуд.

Судья Заринского горсуда В.И. Золотухина