Решение по делу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*июня 2010 года Заринский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего Н.М. Беккер

при секретаре И.С.Медуница

с участием прокурора О.С.Ведерниковой

органа опеки и попечительства В.Е.Даниловой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г.Заринска в интересах несовершеннолетних Щ.Р., Щ.В., Щ.В. к Администрации г.Заринска о признании незаконными бездействия по не предоставлению другого жилья и постановке на учет

установил

Прокурор г.Заринска обратился в суд с иском в интересах детей, оставшихся без попечения родителей Щ. к Администрации г.Заринска о признании незаконными бездействия по не предоставлению детям, оставшимся без попечения родителей, другого жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания. Просит обязать администрацию города Заринска поставить на учет Щ.Р, Щ.В., Щ.Р. в качестве лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях дальнейшего включения в список лиц, стоящих на очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

В обоснование ссылается, что Щ. являются детьми, оставшимися без попечения родителей. Родители –Щ. на основании решения Заринского городского суда Алтайского края от *.02.1996года лишены родительских прав в отношении детей. Дети в соответствии с постановлением администрации города Заринска №* от *.02.1997 года были направлены в государственное учреждение общественного воспитания, за ними было закреплено жилое помещение по адресу г.Заринск, ул.** кв.*, принадлежащее на праве собственности Щ.. После смерти Щ. на основании решения Заринского городского суда Алтайского края от * мая 2008 года установлено право общей долевой собственности в порядке наследования на 4\10 доли в праве собственности на жилой дом за женой Щ. и детьми **.04.2008 года в указанной квартире произошел пожар. Актом обследования установлено, что квартира находится в неудовлетворительном техническом состоянии, для проживания пригодна после производства капитального ремонта, замены электропроводки, общий процент износа квартиры составляет 79 %. В 2010 году Ш.В. заканчивают профессиональное обучение, после окончания которого останутся без жилья. Другого жилья, пригодного для проживания, Щ. не имеют, представление прокуратуры города Заринска об устранении нарушений законодательства администрацией города Заринска об обеспечении жильем детей-сирот отклонено, в связи с чем в суд направлен иск в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту жилищных прав несовершеннолетних.

В судебном заседании помощник прокурора иск поддержала, просит его удовлетворить.

Щ. просит иск удовлетворить, пояснила, что они с сестрой *.06.2010года заканчивают обучение, после окончания которого им некуда возвращаться, другого жилья у них нет.

В предварительном судебном заседании другие дети также просили иск удовлетворить, в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в их отсутствии не представили.

Представитель Администрации г.Заринска иск не признала, пояснила, что за период нахождения детей в государственных учреждениях сохранено право собственности за детьми на указанное жилое помещение, просят учесть, что пожар произошел по вине Щ., также являющейся собственником данного помещения, которой было направлено письмо с предложением устранить последствия пожара.

Представитель органа опеки и попечительства считает иск подлежащим удовлетворению, так как квартира в существующем виде не пригодна для проживания, Щ. после окончания профессионального обучения не имеют каких либо средств к восстановлению квартиры, другого жилья у них нет.

Заслушав лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что на основании решения Заринского городского суда от *.02.1996 года Щ. - родители несовершеннолетних.

В соответствии с Постановлением администрации города Заринска № * от *.02.1997 года несовершеннолетние Щ.В., 1990 года рождения, Щ.В., 1991 года рождения и Щ. Р., 1993 года рождения направлены в государственное учреждение общественного воспитания.

На основании ст. 60 Жилищного кодекса РФ за несовершеннолетними закреплено жилое помещение по адресу г.Заринск, ул.* кв.*. Согласно справки председателя уличного комитета в квартире зарегистрированы как дети, так и их родители, лишенные родительских прав.

*.09.2000 года Щ. Б. умер, после его смерти открылось наследство в виде квартиры по ул.* * в г.Заринске.

Решением Заринского городского суда Алтайского края от * мая 2008 года за несовершеннолетними Щ. В., Щ. Р. и Щ. В., а также за Щ.О. в порядке наследования признано право общей долевой собственности на 4\10 доли в праве собственности на жилой дом по ул.Революции * в г.Заринске.

Пожар в доме по ул.* * в квартире №*, собственниками которой являются Щ. произошел *.04.2006года, что подтверждается актом о пожаре, а не в 2008году, как указано в иске.

Из акта обследования жилья, закрепленного за детьми, проведенного органом опеки и попечительства 27.01.2010года следует, что на момент обследования в квартире проживать невозможно, так как отсутствуют двускатная крыша, электропроводка, батареи центрального отопления, в кухне частично разобран пол, окна затянуты полиэтиленом, в квартире стены черны от копоти после пожара, со слов соседей Щ. О. сдала трубы отопления и водопровода в металлолом. Со слов соседей установлено, что Щ. О. в квартире не проживает, летом 2008года жила в сарае на земельном участке возле дома. Условия для нормального проживания в доме отсутствуют.л.д.11)

Из материалов дела установлено, что по ходатайству заведующего Отделом по образованию администрации города Заринска было проведено обследование помещения по адресу г.Заринск, ул. * дом * кв.* согласно распоряжения главы администрации города Заринска Алтайского края от * марта 2009года №*

Согласно акта обследования, установлено, что процент износа помещения составляет 79 %, квартира в целом находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Для проживания пригодна после производства капитального ремонта квартиры, замены электропроводки.

Из пояснений представителя органа опеки следует, что в связи с заключением комиссии о пригодности жилого помещения к проживанию после капитального ремонта детей не ставят на учет для получения безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. У Щ. В., Р.Б. и В.Б., находящихся на полном государственном обеспечении отсутствуют средства для проведения такого ремонта, после окончания обучения они также не смогут провести такой ремонт в связи с отсутствием средств к существованию.

Щ., участвующие в предварительном судебном заседании пояснили, что после окончания учебы им негде жить, кроме жилья в Заринске по ул.* * у них ничего не имеется.

Из ответа директора Краевого государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального лицея №* следует, что срок обучения Щ. В. и Щ. В. заканчивается *.06.2010 года.

Из материалов дела установлено, что в прокуратуру Алтайского края в январе 2010года обратился председатель Алтайского краевого отделения Российского детского фонда по факту нарушения прав детей-сирот, в том числе бывших воспитанников детского дома №* г.Барнаула Щ. В., В. и Р., которым после окончания профессионального лицея негде будет жить.

Прокуратурой города Заринска *.02.2010года было внесено представление на имя главы города Заринска об устранении нарушений законодательства об обеспечении жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое было отклонено администрацией города Заринска.

Проведенным по поручению суда обследованием жилья постоянно действующей комиссией администрации города Заринска установлено, что на текущий момент в фундаменте, стенах перекрытиях имеются трещины, в стенах промерзание и продувание. Кровля отсутствует. Полы дощатые, двери провисли, местами отсутствуют. Окна деформированы, местами отсутствует остекление. Отделка, электро и сантехнические устройства отсутствуют. Согласно заключения комиссии, квартира в целом находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Для проживания пригодна после производства капитального ремонта квартиры, замены электропроводки.

Оценивая собранные по делу обстоятельства, в их совокупности суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению и не принимает возражения ответчиков по следующим основаниям.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, в соответствии с которыми (п.1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абзаца второго пункта 1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Абзац второй пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П.

Выявляя конституционно-правовой смысл положения абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Конституционный Суд Российской Федерации в официально опубликованном и сохраняющем свою силу Определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П пришел к выводу, что данное положение в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Законом Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС (в ред. от 11.09.2008) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей", принятым Постановлением АКСНД от 24.12.2007 N 811, введенным в действие в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в 2008 году Законом Алтайского края от 14.11.2007 N 125-ЗС органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству (далее - государственные полномочия).

Согласно пункта 2 ст.1 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия, в том числе 1)по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: принятию необходимых мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;

2) по защите прав несовершеннолетних детей: закреплению и сохранению за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, принятие мер по защите жилищных прав в случаях, предусмотренных законодательством, заключение договоров о доверительном управлении имуществом лица, над которым учреждена опека (попечительство); исключению из описи имущества подопечного пришедших в негодность вещей и внесение соответствующих изменений в опись имущества подопечного после утверждения отчета опекуна или попечителя о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении таким имуществом.

В соответствии с пунктом 3 ст.1 Закона Алтайского края №149-ЗС от 25 декабря 2007 года органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

Согласно ст.4 названного Закона для осуществления государственных полномочий соответствующим муниципальным образованиям передаются в виде субвенций необходимые финансовые средства из краевого бюджета.

Законом Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС (в ред. от 07.05.2010) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (принятым Постановлением АКСНД от 28.12.2004 N 531, введенным в действие в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в 2010 году Законом Алтайского края от 02.12.2009 N 95-ЗС установлены статьей четвертой дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещение, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом третьим статьи 4 также установлено, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края. (в ред. Закона Алтайского края от 03.12.2008 N 119-ЗС)

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 N 8 "Об утверждении Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края" право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не исполнилось 23 года.(п. 3.1) Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется однократно.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Суд учитывает, что Ш., оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 23 лет лишились своего жилья в результате пожара.

Поэтому несмотря на то, что на момент утраты жилища, а также на момент рассмотрения дела, они не состояли в качестве нуждающихся в жилом помещении в силу действующего федерального законодательства и законодательства, действующего в Алтайском крае во взаимосвязи с принципами, установленными Конституционным Судом Российской Федерации суд считает, что они имеют право как на получение другого жилого помещения по договору социального найма, так и постановке на учет в качестве лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях дальнейшего включения в список лиц, стоящих на очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил

Исковые требования прокурора г. Заринска в интересах Щ. Р. Б., Щ. В. Б., Щ. В. Б. удовлетворить.

Признать незаконными бездействия Администрации г. Заринска по не предоставлению детям, оставшимся без попечения родителей, другого жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания.

Обязать администрацию города Заринска поставить на учет Щ. В. Б., Щ. В. Б., Щ. Р. Б. в качестве лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях дальнейшего включения в список лиц, стоящих на очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Заринский городской суд.

Судья Заринского

городского суда Н.М. Беккер