Решение по делу



дело № 2-**/2010 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** октября 2010 года г.Заринск

Заринский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего Чернета С.А.

при секретаре Осинцевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора г.Заринска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта,

установил:

Прокурор г. Заринска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта постановления главы администрации г.Заринска № 489 от 02.08.2010г. «Об утверждении Порядка учета граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования город Заринск Алтайского края». В обоснование ссылается, что данный муниципальный правовой акт не соответствует действующему региональному законодательству - постановлению Администрации Алтайского края от 02.03.2010 № 68 (в ред. от 21.06.2010г.) «Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования по основаниям изложенным в заявлении, просит их удовлетворить, при этом пояснила, что данный нормативный правовой акт был опубликован в газете «Новое время» № 64 (10234) от 12.08.2010 г.

Представители администрации города Заринска заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении. При этом пояснили, что тот факт, что перечень документов в Порядке не конкретизирован, не может быть признан несоответствием законодательству Алтайского края, поскольку имеется акт высшей юридический силы - постановление Администрации Алтайского края от 02.03.2010 № 68 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», подробно регулирующее данные вопросы, и необходимости в дублировании данной нормы в муниципальном правовом акте не усматривается. Считают, что не имеется необходимости в дублировании нормы постановления Администрации Алтайского края от 02.03.2010 № 68 об указании времени получения от гражданина документов, подтверждающих право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку при принятии заявления и прилагаемых к нему документов должностное лицо администрации города Заринска, на которое возложена обязанность приема подобного рода заявлений, напрямую руководствуется прежде всего нормами законодательства Алтайского края, регулирующими данные вопросы, и обязан их неукоснительно исполнять. Необоснованными считают доводы прокурора о том, что постановление главы администрации города Заринска от 02.08.2010 № 489 «Об утверждении Порядка учета граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования город Заринск Алтайского края» не индивидуализирует граждан в соответствии с Законом края при отказе в учете в качестве желающего приобрести участок по тому мотиву, что гражданин не состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, так как пункт 6 постановления главы администрации города Заринска от 02.08.2010 № 489 «Об утверждении Порядке учета граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования город Заринск Алтайского края» содержит основания для отказа в принятии граждан на учет. Считают, что нет необходимости в дублировании всех норм, которые содержит Закон Алтайского края и принятый к нему порядок. Кроме того, пояснили, что Порядок Алтайского края предписывал им разработать процедуру постановки на учет граждан, что они и сделали. Все остальное содержится в Постановлением Администрации Алтайского края от 02.03.2010 № 68 (в ред. от 21.06.2010) «Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 45 Конституции РФ закреплены гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации г. Заринска от 02.08.2010 г. № 489 «Об утверждении Порядка учета граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования г. Заринск Алтайского края» на территории города установлен порядок ведения учета граждан, категории граждан, порядок обращения с заявлением о принятии на учет, сроки и порядок принятия решения по результатам обращения, основания к отказу принятия, снятие граждан с учета.

Указанное Постановление администрации опубликовано в газете «Новое время» № 64 (10234) от 12.08.2010 г.. Названный муниципальный правовой акт носит нормативный характер, поскольку содержит правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений, поскольку из его содержания следует, что его нормы обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные постановлением, направлено на регулирование соответствующих правоотношений.

Форма нормативного акта не противоречит требованиям Устава муниципального образования городского округа- города Заринск. Постановление подписано заместителем главы администрации города в соответствии с распоряжением главы администрации № 42 от 29.06.2010 года о возложении обязанности, и официально опубликовано в газете «Новое время», как это предусмотрено Уставом.

Статьей 11 Земельного кодекса РФ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решения вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ФЗ от 25.10.2001 г. № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Закон Алтайского края от 16.12.2002 № 88-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» регулирует отношения, связанные с бесплатным предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Алтайского края. Статьей 8 Закона закреплено, что порядок предоставления земельных участков устанавливается администрацией Алтайского края.

Постановлением Администрации Алтайского края от 02.03.2010 № 68 (в ред. от 21.06.2010) «Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» утвержден порядок предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1. Закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», право на бесплатное получение земельных участков имеют следующие категории граждан, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий:

а) ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий
на территории Российской Федерации, бывшего СССР и территориях других
государств;

б) нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) ветеранов
Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории
Российской Федерации, бывшего СССР и территориях других государств,
состоявшие на иждивении и получающие пенсию по случаю потери
кормильца (имеющие право на ее получение);

в) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои
Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы и награжденные
орденом Трудовой Славы трех степеней;

г) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая
продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а
также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более;

д) молодые семьи, возраст каждого из супругов в которых не превышает 35 лет, многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми,
одинокие матери (отцы), имеющие несовершеннолетних детей;

е) иные категории в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

Согласно п.4 ст. 2.1. Закона субъекта граждане, вложившие средства в строительство многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве и иных договоров в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации, заключенных до 1 января 2010 года, и признанные пострадавшими от деятельности застройщиков, других юридических лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов, имеют право на бесплатное получение земельных участков.

Согласно п. 2.2. Порядка субъекта к заявлению гражданина, указанного в ч. 2 ст. 2.1 закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», прилагаются следующие документы:

- справка органа местного самоуправления, осуществляющего учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- копии документов (удостоверений, справок, выданных органами социальной защиты населения и (или) органами местного самоуправления, иных документов), подтверждающих право на получение в соответствии с законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность хмельных участков» земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

К заявлению гражданина, указанного в ч. 4 ст. 2.1 закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», прилагаются следующие документы:

- копия паспорта гражданина Российской Федерации или копии документов, заменяющих указанный паспорт;

- копия договора участия в долевом строительстве и (или) иного договора, в соответствии с гражданским законодательством, заключенных до 1 января 2010 года;

- копия документа, подтверждающего внесение денежных средств по договору участия в долевом строительстве и (или) иному договору в соответствии с гражданским законодательством;

- копии документов (решений суда, постановлений следователя, дознавателя о признании потерпевшим), подтверждающих факт того, что заявитель признан пострадавшим от деятельности застройщиков, других юридических лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов.

Пунктом 2.5. постановления Администрации Алтайского края от 02.03.2010 № 68 (в ред. от 21.06.2010) «Об утверждении Порядка предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с законом Алтайского края «О уплатном предоставлении в собственность земельных участков» установлено, что порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства, устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» и настоящим Порядком (далее -порядок субъекта).

В принятом Постановлением администрации г. Заринска от 02.08.2010 г. № 489 «Об утверждении Порядка учета граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования г. Заринск Алтайского края» порядком учета граждан не содержит разграничение по видам заявлений граждан и устанавливает единый для всех перечень документов, предоставляемых к заявлению. Указано п. 2.3, в целях постановки на учет гражданин одновременно с заявлением предоставляет следующие документы: копии документов (удостоверений, справок, выданных органами социальной защиты населения и (или) органами местного самоуправления, иных документов), подтверждающих право на получение в соответствии с законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Далее, в соответствии с п. 2.2 Порядка субъекта, одновременно с копиями документов представляются их оригиналы (за исключением уголовно-процессуальных документов). Копии документов после проверки их соответствия оригиналу заверяются уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления. Гражданину, подавшему заявление, выдается расписка в получении документов, с указанием их перечня, даты и времени подачи.

Порядок учета, утвержденный постановлением главы администрации г. Заринска № 489 пункт 3 устанавливает необходимость отражения в расписке выдаваемой гражданину перечня документов и даты их получения. Указание на фиксацию времени подачи отсутствует.

Согласно пункту 2.4. Порядка субъекта основаниями для отказа в учете в качестве желающего приобрести земельный участок являются следующие обстоятельства:

- гражданин, указанный в ч.2 ст. 2.1 закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;

- гражданин не представил документы, подтверждающие право на

получение в соответствии с законом Алтайского края «О бесплатном

предоставлении в собственность земельных участков» земельного участка для индивидуального жилищного строительства, либо представил копии таких документов, не позволяющие установить их подлинность в связи с отсутствием оригиналов (за исключением уголовно-процессуальных документов);

В нарушение установленного порядка, пункт 6 Порядка учета, утвержденного постановлением главы администрации г. Заринска № 489 не индивидуализирует граждан в соответствии Законом края при отказе в учете в качестве желающего приобрести участок о тому мотиву, что гражданин не состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий, ссылка на уголовно-процессуальные документы, копии которых могут быть представлены для постановки на учет без наличия оригиналов, в нем отсутствует. Указано в пункте 6, отказ в принятии граждан на учет допускается в случаях, если: гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; гражданин не представил документы, подтверждающие право на получение в соответствии с Законом Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельного участка для индивидуального жилищного строительства, либо представил копии таких документов, не позволяющие установить их подлинность в связи с отсутствием оригинала.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает требования прокурора о незаконности указанных выше пунктов обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд исходит из того, что в оспариваемом нормативном правовом акте в пункте 2.3 введен общий – неопределенный и не конкретизированный перечень документов, прилагаемый к заявлению гражданина. В пункте 3 введена норма позволяющая не указывать время получения документов, соответственно не позволяющая проследить порядок, очередность предоставления документов. В пункте 6 оспариваемого акта введено ограничение предусмотренного действующим законодательством субъекта права на отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Неопределенность требований выражается в том, что не понятна какой категории граждан и с какими документами необходимо обращаться для постановки на учет, по каким причинам может быть произведен отказ. Неопределенность свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора – отсутствие четких и понятных для правоприменителей норм, что создает возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае, нарушает принципы равенства и верховенства закона.

Статьей 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

На основании изложенного, с учетом положений п.28 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 г. № 48, и того факта, что оспариваемый пункт на практике еще не применялся, необходимо признать недействующим п. 2.3., абзац 4 п. 3, абзац 1, 2 п. 6 Порядка учета граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования г. Заринск Алтайского края» утвержденного Постановлением администрации г. Заринска от 02.08.2010 г. № 489 «Об утверждении Порядка учета граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования г. Заринск Алтайского края», со дня его принятия и обязать администрацию г.Заринска опубликовать в установленном порядке сообщение о данном решении суда после его вступления в законную силу.

В силу ст. 333.36 п. 19 Налогового кодекса государственная пошлина с администрации г. Заринска не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора г. Заринска Алтайского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Заринска Алтайского края об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить частично.

Пункт 2.3., абзац 4 пункта 3., абзац 1, 2 пункта 6. Порядка учета граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования г. Заринск Алтайского края» утвержденного Постановлением администрации г. Заринска от 02.08.2010 г. № 489 «Об утверждении Порядка учета граждан, желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования г. Заринск Алтайского края» признать противоречащим законодательству и недействующим со дня его принятия.

Обязать Администрацию г. Заринска Алтайского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда после его вступления в законную силу в газете «Новое время».

Решение может быть обжаловано и на решение может быть принесено кассационное представление в Алтайский краевой суд через Заринский городской в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А.Чернета