Решение вступило в законную силу 02.12.2010г.



2 - 1165/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2010 года Заринский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи В.И. Золотухиной

при секретаре Т.В. Арляповой

С участием прокурора О.С. Ведерниковой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Заринска в интересах Кривощековой Анны Артемьевны к А. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

Установил:

Прокурор г.Заринска в интереса Кривощековой А.А.. обратился в суд к А. о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности на А. принять истицу на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указал, что истица является вдовой участника ВОВ, с 2008 года зарегистрирована проживающей в кв. № ** д. ** пр. С. в г. Заринске совместно с внучкой П. и её малолетней дочерью. Квартира, принадлежит П. на праве собственности. Фактически истица проживает у своей дочери Г. по адресу г.Заринск ул.С, **кв.**, эта квартира принадлежит Г. и её мужу по праву совместной собственности. Своего жилья истица не имеет. В 2008г. Кривощекова А.А. продала принадлежащий ей дом № ** по ул. Г. в г.Заринске, дом был ветхий, не пригоден для жилья, она в нем никогда не жила. Истица имеет право на обеспечение жильем согласно Закона «О Ветеранах» и ЖК РФ, она обратилась с соответствующим заявлением в А. Однако в постановке на учет истице отказано. Отказ считает незаконным и просит обязать А. поставить истицу на учет в качестве нуждающейся в жилье.

В судебное заседание истица Кривощекова А.А. не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Помощник прокурора г.Заринска Ведерникова О.С на иске настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении..

Представитель ответчика А. в судебном заседании против иска возражала. В обоснование позиции по делу пояснила, что в соответствии с Законодательством на А. возложена обязанность постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С

Согласно ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Истица представила документы, подтверждающие её проживание в жилом помещении, принадлежащем члену её семьи внучке П. на праве собственности. Общая площадь квартиры составляет 50,60 кв.м.,, жилой площадью 25,60кв.м, т.е. приходящаяся на одного члена семьи жилая площадь превышает установленную норму. Кроме этого в 2008г. она продала принадлежащий ей жилой дом по адресу ул. Г, **в г.Заринске, т.е она намеренно ухудшила свои жилищные условия. С момента заключения договора купли-продажи дома не прошло 5 лет, а поэтому ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Их действия не противоречат ЖК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Установлено, что 15 апреля 2010г. Кривощекова А.А, являющаяся вдовой участника ВОВ подала в А. заявление о постановке её на учет в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилья и необходимости улучшения жилищных условий. (л.д21).

21 мая 2010г. глава А. вынес постановление № ** об отказе Кривощековой А.А. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.п. 2 п.1 ст.54 ЖК РФ, Кривощековой А.А.. направлена выписка из постановления.

В предварительном судебном заседании истица Кривощекова А.А. пояснила, что она является вдовой участника ВОВ своего жилья не имеет, фактически проживает у дочерей.

Статус вдовы участника ВОВ подтверждается удостоверением от 13 апреля 2010 года. (л.д. 13).

Согласно представленным документам – свидетельства о государственной регистрации права собственности собственниками квартиры № ** д. ** по пр. С. в г. Заринске является П. –внучка истицы Кривощековой А.А.

В квартире зарегистрированы проживающими П., её дочь и бабушка Кривощекова А.А (л.д6).

Из справок ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю следует, что Кривощекова А.А. не имеет отдельных жилых помещений в собственности либо на основании договора социального найма.(л.д10).

В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Частью третьей указанной нормы определена категория граждан, имеющая право на социальную поддержку в виде получения жилья, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года N714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945–х годов», действовавшего до внесения изменений 9 января 2010 года, предусматривалась обязанность Российской Федерации завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Тем же Указом в редакции от 09.01.2010 N 30 предусмотрено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Пунктом 3 предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

При этом срок обеспечения жильем лиц, предусмотренных ФЗ «О ветеранах» не установлен, однако на Правительство РФ возложена обязанность предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом, обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

Действие вышеприведенного Указа Президента РФ распространяется на специальную, четко определенную категорию лиц в связи со значимым для России событием и особыми заслугами ветеранов ВОВ и лиц, приравненных к ним. Государство взяло на себя обязанность предоставить дополнительные социальные гарантии категории лиц, к которой относится истец, поэтому ссылка ответчика на общий порядок постановки лиц на учет в качестве нуждающегося, не применим в данном конкретном случае

Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993 года и имеющая прямое действие, в ст. 40 гарантирует каждому гражданину право на жилище, а именно - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Решением Заринского городского собрания депутатов № ** от **.08.08г. по г.Заринску установлена учетная норма площади жилого помещения в муниципальном жилом фонде по договору социального найма в размере 12 квадратных метров общей площади на одного человека.

Из представленных в суд материалов следует, что истица Кривощекова А.А. не имеет жилья в собственности или по договору коммерческого найма.

Наличие жилых помещений у других лиц, хотя бы и являющихся родственниками Кривощековой А.А. в данном случае не может ограничить или лишить истца права на самостоятельное осуществление права на жилье, предусмотренное Указом Президента РФ № 714 и Законом «О ветеранах» путем постановки на учет в качестве нуждающегося лица, имеющего специальный статус.

Поскольку сам по себе факт родства не является гарантией безограничительного пользования жилым помещением. Тем более, что в силу положений ст. ст. 30 ЖК РФ собственник по своему усмотрению распоряжается своим имуществом.

Постановлением главы А. истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по ст.54 п.1 п.п2 ЖК РФ, согласно которого отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается в случае предоставления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Заринска утверждала, что истица не имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, указанному в ст.54 п.1 п.п3 ЖК РФ, а именно не истек, предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок.

Действительно ст. 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на регистрационном учете нуждающихся в жилом помещении совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Однако следует учитывать, что применение ст.53 ЖК РФ и развивающих её подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 10 ГК РФ, согласно которого в случаях когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Как видно из представленных в суд материалов Кривощекова А.А. в 2000г. купила жилой дом по адресу г.Заринск ул.Г, **, а в мае 2008г. продала его внучке П. (л.д. 24,30-32).

Согласно выписке из государственного реестра объектов градостроительной деятельности № ** от **.04.2008г. и выписки из технического паспорта на жилой дом № ** по ул.Г. в г.З. процент износа строения на 2008г. составляет 64%, общая площадь дома 34,40 кв.м, жилая площадь 27,60 кв.м.

Из показаний свидетелей Г., Г., З., П. следует, что Кривощекова А.А. никогда не была зарегистрирована по указанному адресу, не жила в указанном жилом доме, поскольку он ветхий, требовал капитального ремонта. Приобретен дом фактически Герасименко Т.П. для себя и использовался ею лишь в летнее время под дачу.

Указанное подтверждается и выпиской из поквартирной карточки о состоянии на регистрационном учете Кривощековой А.А. с 1992г. по январь 2008г. в кв.** д. ** ул. П. в г.Заринске. (л.д22).

При таких обстоятельствах суд находит, что продажу жилого дома Кривощековой в 2008г. нельзя расценивать намеренное ухудшение своих жилищных условий и право Кривощековой А.А. быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилье вдовы участника ВОВ в силу ст.ст. 11, 12 ГК РФ подлежит судебной защите.

Поскольку в судебном заседании не установлено обстоятельств, препятствующих постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника ВОВ Кривощековой А.А., поэтому суд находит действия администрации г.Заринска незаконными, а заявление прокурора г.Заринска обоснованным и подлежащим удовлетворению

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора г.Заринска в интересах Кривощековой Анны Артемьевны удовлетворить в полном объеме.

Признать Постановление А от ** мая 2010 года № ** об отказе в постановке на учет Кривощековой Анны Артемьевны – вдовы участника Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать А. поставить на учет Кривощекову Анну Артемьевну – вдову участника Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Заринский городской суд.

Судья В.И. Золотухина