Дело № 2-107/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2011 года Заринский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Золотухиной В.И.
при секретаре Арляповой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лощенова Александра Прокопьевича об оспаривании решения администрации г. Заринска
УСТАНОВИЛ:
Лощенов А.П. через представителя Т. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации г. Заринска об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указал, что является ветераном Великой Отечественной войны. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 «О ветеранах». Согласно ст. 15 ФЗ участникам ВОВ предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м. Учет ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведут органы местного самоуправления.
Он имеет в собственности ? долю в квартире № *** д.* ул. П. в г.Заринске, общей площадью 33,3 кв. м. Его доля в квартире составляет 16,6 кв.м, а поэтому он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Реализуя свое право на обеспечение жилым помещением, он обратился в администрацию города Заринска с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением администрации г. Заринска от 12.02.2010 № 71 ему отказано в признании его нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, а именно в связи с тем, что он не является гражданином, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С отказом администрации города не согласен. Указанным постановлением нарушены его конституционные права как ветерана ВОВ на обеспечение жильем и требования законодательства.
В связи с чем, заявитель просил признать постановление администрации г. Заринска от 12.02.2010 № 71 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным; обязать администрацию города Заринска поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить его в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.03.2005.
В судебное заседание заявитель Лощенов А.П. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Лощенова А.П.- Т. настаивал на удовлетворении иска по основаниям указанным в заявлении.
Представитель администрации г. Заринска в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Лощенова А.П, ссылаясь на то, что постановление от 12.02.2010 вынесено законно и обоснованно, так как при рассмотрении заявления Лощенова А.П. и представленных им документов было установлено, что в собственности с женой он имеет квартиру площадью 33,3 кв.м. т.е по 16,6 кв м на каждого), квартира расположена по адресу: г.Заринск ул. П.**-**. Учетная норма для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по г.Заринску установлена 12 кв.м на человека. Что дает основание считать, что Лощенов А.П. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как проживает в жилом помещении, общая площадь которого, превышает установленную в г. Заринске учетную норму. Кроме этого заявителем пропущен срок для обжалования постановления, установленный ст. 256 ГПК РФ.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд полагает, что заявление Лощенова А.П. А.П. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, заявитель Лощенов Александр Прокопьевич является участником Великой Отечественной войны, зарегистрирован по месту жительства и проживает в квартире по адресу: г.Заринск ул.П. **-** Собственниками данного жилого помещения являются Лощенов А.П. и его жена Лощенова В.Д. по ? доли каждый. Общая площадь квартиры 33.3 кв.м. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права собственности и договором купли-продажи квартиры, свидетельством о браке, выпиской из поквартирной карточки.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанная мера социальной поддержки предоставляется один раз.
В соответствии со ст. 23.2 Закона средства на реализацию указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (пункт 2).
Таким образом, Лощенов А.П. имеет право на указанную меру социальной поддержки при условии его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 23.2 п.1 ФЗ №5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно Закону Алтайского края N92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (в редакции Закона от 07.10.2009 N 73-ЗС), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2, в том числе граждан по обеспечению жильем установленных ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ст.3 п.2 указанного Закона, органы местного самоуправления ведут в установленном порядке учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, администрация г. Заринска наделена полномочиям по ведению учета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 52 п.3 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Порядок и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен Жилищным кодексом РФ (глава 7).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Понятие учетной нормы площади жилого помещения дано в пункте 4 статьи 50 ЖК РФ, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 5 данной статьи учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением городского собрания депутатов от 29.08.2008 № 65 утверждена учетная норма общей площади жилого помещения по г.Заринску в размере 12 кв.м. на одного члена семьи.
В соответствии с пунктами 3-4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено в судебном заседании, Лощенов А.П. обратился в администрацию г. Заринска с заявлением в январе 2010 года о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставив необходимый пакет документов.
Постановлением администрации г.Заринска от **.02.2010 № ** Лощенову А.П. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании подпункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ (л.д. 7).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительными.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены в статье 54 ЖК РФ. Так, отказ допускается, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно пункту 2 данной статьи решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Согласно оспариваемому постановлению, заявителю отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по двум основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, а именно не предоставление документов, подтверждающих право состоять на указанном учете.
Установлено, и не оспаривается истцом, то, что Лощенов А.П. является собственником ? доли благоустроенной квартиры общей площадью 33.70 кв.м., т.е на его долю приходится 16.3 кв.м., при учетной норме по г.Заринску 12 кв.м., что по мнению суда, опровергает доводы заявителя о его нуждающимся в улучшении жилищных условий
Суд не соглашается с доводами представителя заявителя о том, что при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий следует руководствоваться Указом Президента РФ № 714 от 7.05.2008г о наличии в пользовании или собственности заявителя жилой площади менее 22 кв.м и находит, что они построены на неправильном понимании данного правового акта.
Настоящим Указом Президента, также как и Законом «О Ветеранах» устанавливается порядок определения объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, в целях обеспечения жильем, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны и предоставления жилья уже вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, а не учетная норма жилой площади для включения указанной категории граждан в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление администрации от **.02.2010 является законным и обоснованным.
Суд принимает во внимание также то, что обращение Лощенова А.П. в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления последовало более чем через 3 месяца после его получения.
Тогда как согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявления о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд заявителем не подано. Доказательств уважительности пропуска процессуального срока не представлено суду. Представителем администрации в судебном заседании заявлено ходатайство о применении последствий пропуска процессуального срока, установленного для данной категории дел.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Лощенова А.П.. о признании незаконным постановления администрации г. Заринска от **.02.2010 об отказе в принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Лощенова Александра Прокопьевича, действующего через представителя Т. о признании незаконным постановления администрации г. Заринска от **.02.2010 № ** об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить его в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.03.2005 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Заринский городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Заринского горсуда В.И. Золотухина