Дело № 2-1020/2011 по иску Иванчиковой о признании права на досрочную трудовую пенсию



2-1020 \2011

                                              РЕШЕНИЕ

                              ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      28 декабря 2011 года г.Заринск

Заринский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего          Н.М. Беккер

при секретаре                            И.С. Медуница

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Иванчиковой Валентины Ивановны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию

                                                      УСТАНОВИЛ:

Иванчикова В.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе (далее ГУ УПФР ) об отмене решения об отказе в назначении трудовой пенсии досрочно, включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, признании права на досрочную трудовую пенсию.

В обоснование заявленных требований истица указала, что с 13.08.1984 года была принята на работу в качестве <данные изъяты> в <данные изъяты>). Период работы с 13.08.1984 года по 31.10.1999 года ответчиком не был включен в специальный стаж, так как согласно приказа истица была принята на должность <данные изъяты>

Истица решение об отказе в назначении пенсии считает незаконным, поскольку в <данные изъяты>. Она работала <данные изъяты> и выполняла трудовые обязанности, в том числе связанные с хирургическим профилем.

В связи с чем просила признать решение об отказе в назначении пенсии незаконным, возложить на ГУ УПФР в г.Заринске и Заринском районе Алтайского края обязанность включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с 13.08.1984 года по 31.10.1999 года в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> из расчета год за полтора и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за пенсией.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признала, просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, пенсионного дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу подпункта 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений(организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам.

Указанными Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Согласно данному перечню льготный порядок подсчета стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотрен для операционных медицинских сестер, включая старших, акушерок, включая старших, в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1-6,8,12,15,20,21, 27-30 Списка, к которым отнесены и акушерские, родовые (родильные) отделения.

Из материалов дела установлено, что в трудовой книжке Иванчиковой В.И. произведена запись за №6 от 13.08.1984 года о принятии на должность <данные изъяты> в <данные изъяты> на основании приказа от 10.08.1984 года.

Из последующих записей следует, что <данные изъяты> было переименовано в <данные изъяты> 08.10.1993 года. 30.12.1997 года <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты> 05.03.2001 года Иванчикова В.И. уволена по собственному желанию.

Согласно справки, уточняющей особый характер работы, выданной <данные изъяты> в период с 13.08.1984 года по 05.03.2001 года Иванчикова В.И. работала на полную ставку в течение полного рабочего дня <данные изъяты> За указанный период находилась в отпуске по уходу за ребенком с 24.03.1986 по 13.01.1987 года и с 14.01.1987 по 24.05.1987, на курсах повышения квалификации с 2.04 по 2.06.1990 года, с 2.10.1995 по 3.11.1995 года и в отпусках без сохранения заработной платы с <данные изъяты>

Отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии комиссия ГУ УПФР в г.Заринске и Заринском районе установила специальный стаж Иванчиковой В.И. в размере 23 года 6 месяцев 11 дней, включив период работы с 13.08.1984 по 31.10.1999 года в календарном исчислении, исключив из данного периода периоды нахождения в отпусках без содержания и курсы повышения квалификации.

Из пояснений представителя ответчика следует, что в случае включении спорного периода в специальный стаж в льготном исчислении один год за 1 год 6 месяцев (за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы) у Иванчиковой В.И. специальный стаж будет составлять более 30 лет.

Суд считает возможным включить спорный период в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1год 6 месяцев) за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по следующим основаниям.

Согласно Приказу Минздрава РФ №28 от 29.01.1999 года, утвердившему перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое(родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям стационаров.

Суд учитывает, что ранее пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось в частности постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Постановление №1066).

Пунктом 1 Постановления №1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и ной работой по охране здоровья населения.

Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и ной работой по охране здоровья населения, (утвержденных Постановлением №1066) предусматривалось, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В указанном Приложении в качестве структурных подразделений поименованы родильные отделения государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1-5,7,11,14,15,20,21 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В качестве должностей поименованы операционные медицинские сестры, акушерки.

В соответствии с пунктом 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФМР от 6 сентября 1991 года №464 (далее постановление №464).

Пунктом 2 Постановления №464 предусматривалось, что исчисление сроков выслуги производится среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров в размере один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж может разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.

Таким образом, как усматривается из трудовой книжки, работая в период с 13.08.1984 по 31.10.1999 г. в должности медицинской <данные изъяты> <данные изъяты>, Иванчикова В.И. имела право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, не должно нарушать ее законное ранее возникшее право.

Из дела видно, что спорные периоды работы относятся к периодам деятельности до 01 ноября 1999 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам. Кроме того следует учесть, что истица продолжала работать в той же должности и с 1.11.1999 года работа включена в специальный стаж в льготном исчислении.

Положения ст.6 (ч.2), ст. 15 (ч.4),ст. 17 (ч.1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч.1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Указанное толкование приведенных положений конституции РФ нашло свое отражение в правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В спорный период действовали приведенные выше нормы, предоставляющие право на назначение льготной пенсии по старости медицинским сестрам, работающим в отделениях хирургического профиля, к которым законодатель отнес и родильные отделения.

Из представленных штатных расписаний за спорные периоды видно, что палата новорожденных входила в состав родильного отделения, следовательно, работа истица происходила в родильном отделении. Таким образом доводы ответчика о включении спорного периода в календарном исчислении не основаны на нормах правах, подлежащих применению.

В силу п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.

Решением ГУ УПФР в г.Заринске и Заринском районе от 21.09.2011 года специальный трудовой стаж установлен в календарном исчислении в размере 23 года 6 месяцев 11 дней, в том числе в него включены оспариваемые периоды в календарном исчислении за исключением периода нахождения на курсах повышения квалификации и без сохранения заработной платы.

Данное обстоятельство подтверждается материалами отказного пенсионного дела, в том числе таблицей «сведения о трудовом стаже».

По включению периодов нахождения на курсах повышения квалификации со 02.04.1990 по 2.06.1990 года и с 2.10.2221995 по 3.11.1995 года суд принимает во внимание, что согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы для медицинских работников, в связи с чем периоды такого обучения должны расцениваться как продолжение медицинской деятельности.

Как положениями ст. 187 ТК РФ, так и положениями ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего в спорные периоды предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из имеющейся в материалах дела справке, уточняющей особый характер работы о направлении на курсы повышения квалификации согласно приказов -к от 27.03.1990 года и - от 29.09.1995 видно, что истица, работающая на полную ставку в течение рабочего дня <данные изъяты>(<данные изъяты>) находилась на курсах повышения квалификации, при этом за ней в указанные периоды сохранялось место работы и средняя заработная плата.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение.

По периоду нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 24.03.1986 по 13.01.1987 (до года ) и с 14.01.1987 по 24.05.1987 (до полутора лет и включении данного периода в льготный стаж суд учитывает следующее. В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; а лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

С учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы с 13.08.1984 по 31.10.1999 в должности <данные изъяты> <данные изъяты> в льготном исчислении один год за год и 6 месяцев, за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы специальный медицинский стаж Иванчиковой в.И. составит более 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии с момента обращения в ГУ УПФР в г.Заринске и Заринском районе с 22.06.2011г.

При таких обстоятельствах суд считает иск подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Решил

Исковое заявление Иванчиковой Валентины Ивановны удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе от 21.09.2011 года от отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Иванчиковой В.И. незаконным.

Признать за Иванчиковой В.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости с 22.06.2011 года.

Включить в специальный трудовой стаж Иванчиковой В.И.:

-в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев периоды работы с 13.08.1984года по 31.10.1999 года в должности <данные изъяты> за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Заринске и Заринском районе назначить Иванчиковой В.И. досрочную пенсию по старости в соответствии с п.п 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 22.06.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в установленный законом срок со дня изготовления мотивированного решения через Заринский городской суд.

Судья Заринского городского суда     Н.М. Беккер