Дело 2-944/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года г. Заринск Заринский городской суд Алтайского края в составе председательствующего Чернета С.А. при секретаре Хазиевой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петлюк Василия Владимировича к ГУ УПФ РФ по г.Заринску и Заринскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Петлюк В.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г. Заринску и Заринскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с отказом пенсионного фонда включить в специальный трудовой стаж периоды его работы <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в государственном учреждении <данные изъяты> и назначением пенсиии с ДД.ММ.ГГГГ. В обосновании своих требований истец ссылается на то, что все указанные периоды работы, с момента трудоустройства с ДД.ММ.ГГГГ он работал на <данные изъяты> поэтому эти периоды работы должны быть зачтены в специальный трудовой стаж, остальные периода работы зачтены ответчиком в его льготный стаж. В судебном заседании Петлюк В.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Третье лицо, начальник 41 пожарной части ГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» Довганюк В.Г. просил удовлетворить заявление истца, поскольку он весь указанный период работал <данные изъяты> полный рабочий день, о чем работодатель выдал справку уточняющей особый характер работы. Представитель ГУ УПФ РФ по г. Заринску и Заринскому району иск не признал и просил отказать в его удовлетворении. Указал, что специальный стаж у Петлюк составляет 13 лет 3 месяца 10 дней. Не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он был принят на должность <данные изъяты> в ФИО3, <данные изъяты> <данные изъяты>. В последствие запись о приеме была признана недействительной, согласно новой записи в трудовой книжке Петлюк принят с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. В ходе проверки достоверности сведений, предоставленных для назначения досрочной трудовой пенсии было установлено, что приказы о закреплении за <данные изъяты> имеются не на каждый год. Отсутствуют приказы за 1985-1993 годы и 1995, 1999 годы. Так же нет оснований для включения в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. согласно учредительных документов в указанный период учреждение именовалось «Пожарно-спасательный отряд Государственной противопожарной службы по охране Заринского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в АК», а льготной пенсией обеспечиваются водители автомобиля (пожарного) Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, т.е. в системе МЧС РФ. До ДД.ММ.ГГГГ Государственная противопожарная служба МВД России должна быть преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Суд, выслушав истца, третье лицо, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 18 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Комиссией ГУ УПФ РФ в г. Заринске и Заринском районе Петлюк В.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что у него отсутствует специальный стаж. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Согласно Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация должна осуществляться на основе закрепленного статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равенства и с соблюдением других вытекающих из нее требований, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом данный Федеральный закон не ограничивает круг лиц, пользующихся названным правом, в сравнении с ранее действовавшим пенсионным законодательством и не изменяет условия досрочного назначения им трудовой пенсии. Право на пенсию на основании Списка должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.18 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437, имеет <данные изъяты>) - 11442. К основным <данные изъяты> относятся машины, которые предназначены для подачи огнетушащих веществ (воды, пены, порошков, и др. веществ) в зону горения. К специальным - относятся машины, которые предназначены для проведения специальных работ на пожаре: поднятие личного состава на высоту, обеспечение связи и освещения и т.д. К вспомогательным пожарным автомобилям относятся, например, автозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские. Согласно записей в трудовой книжке Петлюк В.В. принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ водителем пожарного автомобиля 1 класса в <данные изъяты> в ФИО3 <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты> Как следует из трудовой книжки истца на основании приказа № УВД АК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 переименовано в <данные изъяты> по охране <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ отряд государственной противопожарной службы по охране ФИО3 <адрес> переименован в пожарно-спасательный отряд государственной противопожарной службы по охране ФИО3 <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Пожарно-спасательный отряд государственной противопожарной службы по охране ФИО3 <адрес> переименован в отряд государственной противопожарной службы № МЧС России по <адрес>). ДД.ММ.ГГГГ отряд государственной противопожарной службы № <данные изъяты> России по <адрес>) реорганизован путем слияния в государственное учреждение <данные изъяты> Данные изменения в наименовании организации подтверждаются справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным учреждением «5 отряд Федеральной противопожарной службы по <адрес>» (л.д.13). Решением Управления ПФР в г.Заринске и Заринском районе от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Петлюк В.В. было засчитано 13 лет 3 месяца 10 дней, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано (л.д.7). Согласно справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе № от ДД.ММ.ГГГГ Петлюк В.В. работает в <данные изъяты> по Алтайскому краю» в режиме полного рабочего дня полной рабочей недели в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пп.9 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 -ФЗ от 17.12.2001 составляет 25 лет 06 месяцев 15 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Справка выдана на основании архивных документов и трудовой книжки работника. В соответствии со ст.25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 -ФЗ от 17.12.2001 государственное учреждение <данные изъяты> по Алтайскому краю» несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения пенсии. В случаях, когда содержащиеся в документах сведения неверны и на их основании произведена выплата пенсии, предприятие возмещает органу, выплачивающему пенсию, причиненный ущерб. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением <данные изъяты> по Алтайскому краю» за водителем автомобиля (пожарного) Петлюк В.В. закреплены пожарные автомобили в 1994 году и с 1996 по 2011 гг., за периоды с 1985 по 1992, 1995 годы данные о закреплении за ним пожарных автомобилей отсутствуют, сведения справки подтверждаются копиями приказов «Об организации охраны труда в подразделениях ПСО ГПС» (л.д.16-17, л.д.20-36). Согласно имеющихся штатных расписаний от 1993, 1994, 1998, 2007 в пожарной части № (ст.Тягун) в караулах имеются 5 должностей водителей 4-8 разрядов, другие должности отсутствуют (л.д.37-39, 41, 42-43). Согласно архивных справок от ДД.ММ.ГГГГ № П-371, П-372, П-373, выданных на основании архивного фонда управления государственной противопожарной службы управления внутренних дел Алтайского края за 1985-1991гг., установлено что Петлюк В.В. - <данные изъяты> (так в документе) имеет лицевые счета за ДД.ММ.ГГГГ гг. с начислением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г (так в документе). В лицевом счете Петлюка В.В. за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. начисления отсутствуют. В лицевых счетах за ДД.ММ.ГГГГ. лицевые счета Петлюка В.В. отсутствуют (л.д.45, 46, 47). Из информации начальника 5 ОФПС по Алтайскому краю следует, что пожарный автомобиль закрепляется за водителем прошедшим первоначальную подготовку, успешно сдавшим квалификационные испытания. В боевой расчет включен 1 основной пожарный автомобиль АЦ 40 (131) и резервный АЦ 40 (66) (л.д. 18). Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении автотранспорта» за <данные изъяты> Петлюк В.В. закреплен автомобиль АЦ - 40(131) г/н 8134 АБП (л.д. 34-36). В соответствии с свидетельством № Петлюк В.В. решением квалификационной комиссии ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификация <данные изъяты> В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» п. 6.1, должностными лицами караула являются старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель, старший водитель (л.д. 48-55). Аналогичная норма содержится в уставе службы пожарной охраны (л.д. 60-62). Согласно сведений о пенсионных правах застрахованного лица, работа Петлюк В.В.в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указана как водитель пожарного автомобиля. На основании изложенного следует вывод о том, что истец с ДД.ММ.ГГГГ работает на одном и том же месте, должностные обязанности истца при переименовании учреждения, в котором он осуществлял трудовую деятельность, не менялись и работал он в качестве водителя автомобиля (пожарного), что соответствует записям в трудовой книжке, справки уточняющей особый характер работы, названием должности в уставе службы пожарной охраны и приказе от ДД.ММ.ГГГГ №. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о включении периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему работу в особых условиях, подлежит удовлетворению. По мнению суда не подлежит включению в специальный стаж работы ФИО9 период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля пожарно-спасательного отряда Государственной противопожарной службы по охране ФИО3 <адрес> Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5). На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях. На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей. Таким образом, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации. Поэтому трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п.4 статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Как следует из материалов дела Петлюк В.В. обратился с заявлением о назначении ему пенсии в ГУ УПФ РФ по г.Заринску и Заринскому району ДД.ММ.ГГГГ, однако, право на досрочное назначение пенсии у него не возникло (13 лет 03 месяца 10 дней + установленные су<адрес> лет 04 месяца = 23 года 07 месяцев 10 дней). На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, РЕШИЛ: Исковые требования Петлюк Василия Васильевичаудовлетворить частично. Включить в специальный трудовой стаж, периоды работы Петлюк Василия Васильевича с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> В остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Заринский городской суд с момента изготовления мотивированного решения. Судья С.А. Чернета