ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 апреля 2012 года г.Заринск Заринский городской суд Алтайского края в составе председательствующего Черновой М.Н. при секретаре Арляповой Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Заринска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта в части У С Т А Н О В И Л : Прокурор г.Заринска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта в части. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что постановлением Администрации г.Заринска от ДД.ММ.ГГГГ № пунктом 1 утвержден Порядок учета объемов воды на пожаротушение, ликвидацию аварий и стихийных бедствий и ее оплаты на территории муниципального образования г.Заринск Алтайского края (далее - Порядок). В соответствии с п. 4.2 Порядка объем воды, израсходованный на пожаротушение, ликвидацию аварий и стихийных бедствий из наружных источников централизованного водоснабжения подлежит оплате организацией, осуществляющей тушение пожара. Данный муниципальный правовой акт в указанной части не соответствует действующему законодательству. В связи с незаконностью постановления прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации принесен протест. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города протест прокурора необоснованно отклонен. Просит признать недействующим п. 4.2 Порядка учета объемов воды на пожаротушение, ликвидацию аварий и стихийных бедствий и ее оплаты на территории муниципального образования г.Заринск Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации г.Заринска от ДД.ММ.ГГГГ № со дня его принятия. В судебном заседании помощник прокурора Н.С. Леухина заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Представители заинтересованного лица Администрации города Заринска З.С., Т.В. с заявленными требованиями прокурора г.Заринска не согласились, суду пояснили, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности определены пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». К полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населённых пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. В соответствии с нормами указанных законов организация тушения пожаров не относится к первичным мерам обеспечения пожарной безопасности в границах городских населённых пунктов и не является полномочием органов местного самоуправления. Ссылка в протесте прокурора на статью 53 Водного кодекса РФ в обоснование доводов о возможности без какого-либо разрешения, бесплатного и в необходимом для ликвидации пожаров количестве забора (изъятия) воды из водных объектов является несостоятельной, поскольку указанный Порядок регулирует оплату воды на пожаротушение в связи с изъятием её из системы централизованного водоснабжения города и не касается природных и искусственных водоёмов. Полагают также несостоятельной ссылку в подтверждение доводов протеста прокурора на судебную практику, в частности, на постановление ФАС Северо-Западного округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Выводы суда в постановлении, в том числе об обязанности муниципального образования нести расходные обязательства по обеспечению пожарной безопасности, были сделаны на основе анализа фактических обстоятельств, подтверждённых доказательствами по делу, и, полагают, ошибочной ссылку суда на часть 3 статьи 10 Федерального закона « О пожарной безопасности». Согласно пункту 51 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, учёт и оплата объёмов воды на пожаротушение осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Такой порядок на территории города установлен. Поскольку организация тушения пожаров не относится к первичным мерам пожарной безопасности и не является расходным обязательством муниципального образования, установление пунктами 4.1, 4.2 порядка оплаты израсходованной на пожаротушение воды не противоречит законодательству и является правомерным. При выезде на пожаротушение пожарные автомобили первоначально заправляются водой из пожарных гидрантов, расположенных в здании ГУ 5 ОФПС по Алтайскому краю, и оплата за потреблённую воду производится отделом противопожарной службы в ООО «ЖКУ» согласно показаниям приборов учёта. Полагают, что за потребление воды из пожарных гидрантов, расположенных на центральных водопроводных сетях города, ГУ 5 ОФПС по Алтайскому краю также должны производить оплату за фактически использованную для пожаротушения воду. Представители ФГКУ 5 отряд ФПС по Алтайскому краю поддержали требования прокурора г.Заринска. Представитель отделения надзорной деятельности территориального отдела надзорной деятельности №7 УНД Главного управления МЧС России по Алтайскому краю А.С. поддержал требования прокурора г.Заринска. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу удовлетворить заявление по следующим основаниям. В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Постановлением Администрации города Заринска от ДД.ММ.ГГГГ № пунктом 1 утвержден Порядок учета объемов воды на пожаротушение, ликвидацию аварий и стихийных бедствий и ее оплаты на территории муниципального образования г.Заринск Алтайского края. В соответствии с п. 4.2 Порядка объем воды, израсходованный на пожаротушение, ликвидацию аварий и стихийных бедствий из наружных источников централизованного водоснабжения подлежит оплате организацией, осуществляющей тушение пожара. Согласно справке Администрации города Заринска Алтайского края, указанное постановление размещено на официальном сайте администрации города Заринска ДД.ММ.ГГГГ. В связи с незаконностью постановления прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации города Заринска был принесен протест. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Заринска протест прокурора был отклонен. Суд не может согласиться с позицией представителей Администрации города Заринска и считает, что требования прокурора г.Заринска являются обоснованными по следующим основаниям. В силу статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральному законодательству и приниматься по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Основной организацией, занимающейся тушением пожаров в г.Заринске является ФКГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю». Согласно представленному государственному контракту 49 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФКГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» и ООО «ЖКУ», последнее обязуется подавать через присоединенную сеть холодную воду на объекты Абонента: жилой дом и гаражи по <адрес>, ПЧ-2 (гараж) по <адрес>, т.е. административные здания организации. Согласно п.2.2 данного контракта количество холодной воды, использованной Абонентом на пожаротушение, оформляется справкой и предоставляется Предприятию. При отсутствии справки, либо предоставлении справки несвоевременно Предприятие производит начисление платы за расход воды на пожаротушение из расчета потребления Абонентом в указанный период <данные изъяты> куб.м. В материалы дела представлены справки за ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым на нужды пожаротушения в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 38,39 пожарных частях воды не было израсходовано. Из пояснений представителей ФКГУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» установлено, что пожарные машины после каждого пожара заправляются с гидрантов, расположенных на территории города. Иногда вода для заправки машин берется из водопровода в городской пожарной части, а в здании ПЧ-2 (гараж) по <адрес> вода не берется. Обеспечение противопожарного водоснабжения является обязанностью муниципального образования либо собственника предприятия, если источники находятся на территории предприятия. В обеспечение противопожарного водоснабжения входит содержание и наличие воды. Пожарный отряд не должен оплачивать воду на тушение пожара. В.В. пояснил, что наружные источники - сеть противопожарного водопровода, на территории города находится примерно 130 гидрантов. С.П. пояснил, что средствами тушения пожара являются вода, пенообразователи, песок. В основном тушение производится водой. Таким образом, вода является первичным средством тушения пожаров. Обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, поддержания объема воды в гидрантах является обязанностью органов местного самоуправления, что следует из нижеперечисленных норм законов. В соответствии со ст. 16 ч.1 п. 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Пунктом 8 ч.1 ст. 16 этого же Закона к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Согласно пункту 51 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167, учёт и оплата объёмов воды на пожаротушение осуществляется в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Согласно ч.3 ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования. При этом согласно ст. 19 названного Закона вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной" безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Пунктом 2 ст. 62 этого же Закона предусмотрено, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Статьей 22 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) также является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено возникновение расходных обязательств муниципального образования в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Поскольку с учетом названных норм исполнение первичных мер пожарной безопасности, равно как их финансовое обеспечение является обязанностью органов местного самоуправления и расходным обязательством муниципального образования, основания для возложения на организации, осуществляющие тушение пожара обязанности по оплате воды, использованной на нужды пожаротушения, ликвидации аварий и стихийных бедствий из наружных источников центрального водоснабжения отсутствуют. В соответствии с ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора г.Заринска в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта в части удовлетворить. Признать недействующим п.4.2 Порядка учета объемов воды на пожаротушение, ликвидацию аварий и стихийных бедствий и её оплаты на территории муниципального образования город Заринск Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации города Заринска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № со дня его принятия, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения через Заринский городской суд.