Дело № 2-689/2012 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



2- 689 \2012                   РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2012 года      г.Заринск

Заринский городской суд Алтайского края в составе

председательствующего Н.М. Беккер

при секретаре И.С.Медуница

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Колесниковой Марины Николаевны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Заринске и Заринском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию

    установил

Колесникова М.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Заринске и Заринском районе(далее ГУ УПФР в г.Заринске и Заринском районе) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении в специальный педагогический стаж периодов проживания с супругом за границей с 20.08.1987 по 28.06.1991, периодов работы с 01.01.2001 по 31.08.2007 года в должности <данные изъяты> <адрес>,, с 01.09.2007 по 08.11.2011 в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, с 06.03.2012 по 19.03.2012 в должности <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, назначении пенсии со дня обращения в ГУ УПФР в г.Заринске и Заринском районе, то есть с 19 марта 2012 года.

В обоснование ссылается, что решением комиссии ГУ УПФР в г.Заринске от 18 мая 2012 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, считает решение незаконным. Просит назначить ей пенсию со дня обращения в пенсионный орган.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в иске просит отказать, ссылаясь на то, что оснований для включения спорных периодов в специальный стаж и назначению досрочной трудовой пенсии не имеется.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, отказного пенсионного дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

В соответствии сподпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.

Приведенная норма предусматривает для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготные условия приобретения права на трудовую пенсию по старости. Данное правовое регулирование направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, и поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.

Различия, характеризующие трудовую деятельность данной категории лиц, являются объективно значимым обстоятельством, определяющим особые правила исчисления специального стажа.

При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии применяется Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, а также Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального Закона».

Если по нормам действующего законодательства право у заявителя отсутствует, то к периодам работы до 01.01.2002года по Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, можно применить нормы пенсионного законодательства, действовавшие в рамках Закона от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», то есть периоды работы до 01.11.1999 г. оцениваются с учетом Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, а к периодам работы после 01.11.1999 года применяется Постановление Правительства РФ от 20.09.1999 года №1067, а к периодам работы после 12.11.2002 применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Согласно протокола заседания комиссии УПФР в г.Заринске Пенсионным органом в специальный стаж Колесниковой М.Н. как по Постановлению Правительства РФ от 29 10.2002 №781, так и по Постановлению Конституционного Суда от 29.01.2004 №2-П включены 14 лет 1 месяц 21 дней при требуемом специальном стаже 25 лет, в назначении досрочной трудовой пенсии отказано.

Суд считает выводы ГУ УПФР в г.Заринске об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии обоснованными и законными по следующим основаниям.

Истица претендует на включение в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов проживания за границей и периодов работы в должности <данные изъяты> после 01.01.2001 года.

По периоду проживания за границей с 20.08.1987 по 28.06.1991 суд учитывает, что согласно пункта 15Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей.

Согласно трудовой книжки Колесникова М.Н. 08.09.1982 года была принята в <данные изъяты> <данные изъяты>, 01.09.1987 года была уволена по собственному желанию в связи с переводом мужа на новое место службы в другую местность.

В справке, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> указывается, что Колесникова М.Н. работала в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с 08.09.1982 по 29.07.1987 с полным рабочим днем, полной рабочей неделей. <данные изъяты>

Согласно справки командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Колесников В.Ю. проходил действительную военную службу в данной войсковой части с 20.08.1987 по 28.06.1991 года. Вместе с ним проживала жена Колесникова М.Н., имевшая специальность <данные изъяты>, которая не работала с 20. 08.1987 по 28.06.1991 года с невозможностью трудоустройства по данной специальности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 21 августа 1989 г. N 674 "О дополнительных льготах военнослужащим, уволенным с действительной военной службы в запас или отставку, и их семьям" предусмотрено сохранение непрерывного трудового стажа женам офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, направленных для прохождения военной службы за границу, независимо от продолжительности перерыва в работе после их возвращения в СССР в связи с увольнением мужа с действительной военной службы или переводом его к новому месту службы в СССР.

Абзацем вторым пункта 3 данного Постановления предусмотрено, что период проживания жен офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, включается в общий стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости (но не более 10 лет), если они ко дню достижения пенсионного возраста не имеют такого стажа.

Из указанного следует, что право на включение в специальный стаж периода проживания жен с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности не предусмотрено законодателем, оснований для удовлетворения требований в этой части не имеется.

По периодом после 01.01.2001 года суд учитывает следующее.

Согласно п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за период начиная с 01.01.2001 года засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Из пояснений представителя ответчика следует, что второе условие у Колесниковой М.Н. соблюдено, однако требуемого специального стажа в размере 16 лет 8 месяцев по состоянию на 1 января 2001 года не имеется. Специальный стаж на указанную дату составляет 13 лет 9 месяцев 23 дня, что также недостаточно для включения в специальный стаж периодов работы которые имели место после даты 1 января 2001года.

Данная позиция соответствует пункту 12 вышеназванных правил, является обоснованной и законной, в связи с чем оснований для удовлетворения требований о назначении досрочной трудовой пенсии не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, (Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2012 N 237-О-О) неоднократно указывал на то, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19 часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1, Конституции Российской Федерации).

Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождается установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение граждан, поступивших на работу в учреждения дополнительного образования детей на должность педагога дополнительного образования после 1 января 2001 года.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).

Аналогичное разъяснение о применении пункта 12 Правил содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    Решил

Отказать Колесниковой Марине Николаевне в удовлетворении требований.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения через Заринский городской суд.

Судья Заринского городского суда     Н.М. Беккер