Дело № 12-35\2011 Решение 11 мая 2011 года г.Заринск, ул.Металлургов 2 Судья Заринского городского суда Алтайского края Н.М. Беккер, рассмотрев жалобу начальника Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе на определение мирового судьи судебного участка №2 г.Заринска Алтайского края от 06.04.2011 года в отношении должностного лица директора ООО «Терминал» Буянкина А.Е. по ч.2 ст. 15.33 Кодекса об административных правонарушениях РФ У с т а н о в и л а : Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе (далее ГУ УПФР )06 апреля 2011 года составлен протокол № об административном правонарушении в отношении должностного лица директора ООО «Терминал» Буянкина А.Е. предусмотренном ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов, выразившееся в том, что в установленный срок до 01.11.2010 года должностное лицо Буянкин А.Е. -директор ООО Терминал не представил расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 года №212 -ФЗ, расчет за 9 месяцев 2010года представлен 07.02.2011 года на бумажном носителе. Определением мирового судьи судебного участка №2 г.Заринска Алтайского края дело по административному правонарушению в отношении Буянкина А.Е. возвращено в ГУ УПФР в г.Заринске и Заринском районе для устранения существенных недостатков, устранение которых невозможно в судебном заседании, а именно: в нарушение требований ст.28.2 КоАП РФ копия протокола, составленного в отсутствие Буянкина А.Е., не направлена Буянкину А.Е., в деле отсутствуют сведения об этом; административное правонарушение совершено 01.11.2010года, дело поступило в судебный участок 06.04.2011 после истечения сроков привлечения к административной ответственности, составляющих 3 месяца. На определение мирового судьи судебного участка №2 г.Заринска представлена жалоба ГУ УПФР в г.Заринске и Заринском районе, в которой заявитель просит определение изменить в части применения трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности и в части применения ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 15.33 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности по налогам и сборам составляет один год. Изучив представленные материалы, прихожу к следующему выводу. Статьей 15.33 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов Согласно ч.2 ст. 15.33 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей. Согласно ч.3 ст. 15.33 КоАП РФ ответственность предусмотрена за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок либо отказ от представления в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, а также их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Данная статья введена Законом N 213 от 24.07.09 и вступила в силу с 01.01.2010. Объектом предусмотренного в ней административного правонарушения являются отношения в области обязательного социального страхования и порядок представления отчетности в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС). Как следует из протокола об административном правонарушении от 06.04.2011 года, составленному ГУ УПФР в г.Заринске и Заринском районе в отношении директора ООО « Терминал» Буянкина А.Е., протокол № об административном правонарушении в отношении должностного лица директора ООО «Терминал» Буянкина А.Е. составлен по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющих контроль за уплатой страховых взносов, выразившееся в том, что в установленный срок до 01.11.2010 года должностное лицо Буянкин А.Е. директор ООО Терминал не представил расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 года №212 -ФЗ, расчет за 9 месяцев 2010года представлен 07.02.2011 года на бумажном носителе. В определении мирового судьи от 06.04.2011 года указано на поступление материалов в отношении Буянкина А.Е. по ч.3 ст. 15.33 КоАП РФ за непредоставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, то есть по другой части статьи 15.33КоАП РФ, чем указано в протоколе. Из указанного следует, что доводы жалобы в указанной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы жалобы о том, что в силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и применении срока привлечения к административной ответственности в один год с момента обнаружения правонарушения не могут быть приняты по следующим основаниям. Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разьяснено, что административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3-15.9, 15.11 КоАП РФ. Субъектами данных правонарушений являются должностные лица организаций и граждане. Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страховании РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (вступил в силу с 1 января 2010 года) были внесены изменения в статью 2 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в части исключения положений о том, что правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах (части 1 и 3 статьи 2 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"), то есть страховые взносы, обязательность уплаты которых после 01.01.2010 распространяется на все организации и индивидуальных предпринимателей Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не отвечают понятию налога, а следовательно, положения Налогового кодекса РФ к ним не применимы и наоборот. Согласно абзацу 3 статьи 2 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (в редакции от 24 июля 2009 г.), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 3 настоящего Федерального закона под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, то есть отсутствует признак безвозмездности. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренных главой 15 КоАП РФ в области страхования. По данным правоотношениям срок привлечения к административной ответственности установлен ст.4.5 КоАП РФ, в соответствии с которой постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При таких обстоятельствах годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства по налогам и сборам не может быть применен по делу о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 15.33 КоАП РФ. В указанной части доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению. Позиция, занимаемая судами по вопросу определения момента начала течения срока давности по административным правонарушениям, заключающимся в невыполнении обязанности к установленному сроку, изложена в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которым "невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока", то есть с 1.11.2010 года. Возвращая дело об административном правонарушении для устранения существенных нарушений мировой судья дал надлежащую оценку допущенным нарушенным при оформлении протокола, указав, что срок привлечения к административной ответственности истек до поступления дела в судебный участок. Вместе с тем мировому судье следовало учитывать, что в соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица. Согласно ч.2 указанной статьи при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. На указанное обстоятельство мировой судья не обратил внимания, постановление о прекращении производства не было вынесено. Согласно ч.3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Учитывая изложенное суд считает, что определение мирового судьи подлежит отмене с прекращением производства по делу по основаниям п.3 ч.1 статьи 30.7 КоАП РФ. На основании изложенного и, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ судья Решил Жалобу начальника Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Заринске и Заринском районе удовлетворить. Определение мирового судьи судебного участка №2 г.Заринска Алтайского края от 06.04.2011 года в отношении должностного лица директора ООО «Терминал» Буянкина А.Е. по ч.2 ст. 15.33 Кодекса об административных правонарушениях РФ отменить. Производство по данному делу прекратить. Судья Заринского городского суда Н.М. Беккер