Решение по гражданскому делу № 2-51/2012 вступило в законную силу 12.05.2012.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

  1.                                                                               11.04.2012 г. Заринск

Заринский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего        Чубуковой Л.М.

при секретаре                          Самсоновой И.Н.

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению прокурора Заринского района Алтайского края, действующего в защиту интересов Хазовой Н.В., к администрации Заринского района, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Новодраченинского сельсовета о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,

у с т а н о в и л :

Прокурор Заринского района, действующий в защиту интересов Хазовой Н.В., обратился в суд с иском к администрации Заринского района, к администрации Новодраченинского сельсовета и к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о понуждении предоставить Хазовой Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м., сославшись на то, что Хазова Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Хазова Н.В.состоит на учете в администрации Новодраченинского сельсовета Заринского района, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. В 2005 г. Хазова Н.В. была определена в государственное воспитательное учреждение на полное государственное обеспечение

     Несмотря на наличие у нее права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Алтайского края № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» и пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

     В судебном заседании помощник прокурора Коршунова И.Е. и

Хазова Н.В. поддержали заявленные требования.

    Истец Хазова Н.В. пояснила, что ее отец умер в <дата изъята>, мать лишили родительских прав в отношении нее примерно в 2004г., а в 2005 г. ее, то есть истца, направили в детский дом, откуда она возвратилась в 2008 году.

     Дом, в котором она жила с матерью, еще до помещения ее в детское учреждение, а именно в 2001 году, полностью сгорел, однако она до настоящего времени зарегистрирована по этому адресу. Фактически в настоящее время проживает без регистрации в доме матери своего гражданского мужа в <адрес изъят>.

    По возвращению из детского дома она <дата изъята> написала заявление о постановке ее на учет, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющего право на внеочередное предоставление жилья.

    В настоящее время жилым помещением она не обеспечена, нуждается в нем, она подавала документы на получение субсидии на жилье, но денежные средства так и не получила.

    Ответчики - администрация Заринского района Алтайского края, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрация Новодраченинского сельсовета, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела ( л.д. 78, 81, 79 ) своих представителей в суд не направили.

     Согласно письменного отзыва на иск Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству ответчик не согласен с иском, поскольку Хазова Н.В. не поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, документы в отношении нее не были направлены органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства для обобщения данных учета нуждающихся граждан и составления сводного реестра граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма ( л.д.59-61)

      Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лиц администрация Алтайского края, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела ( л.д. 80) своего представителя в суд не направила. В письменном отзыве выразила свое несогласие с иском по тем основаниям, что Хазова Н.В. состояла на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2001 года не как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поскольку только после вступления в силу решения Заринского районного суда о лишении ее матери родительских прав, то есть с <дата изъята>2004 она приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Кроме того, не соблюден порядок предоставления жилых помещений вне очереди, предусмотренный ч.4 ст. 4 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края», в соответствии с которым ежегодно до 1 декабря органы местного самоуправления должны сформировать из числа лиц соответствующей категории список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма и направить этот список в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства, то есть в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. Данный список в Управление направлен не был. В силу полномочий, предоставленных законом Алтайского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» Управление обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма; формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год ( ст. 6 Закона), принимает решения о предоставлении гражданам жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования ( ст. 11 Закона); заключает с гражданами договор социального найма указанного жилого помещения ( ст. 13 Закона).

    Истец не включена в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений краевого жилищного фонда по договору социального найма, поскольку соответствующие документы для включения ее в такой реестр не направлялись. Таким образом, Управлением права истца не нарушались, поэтому у нее не возникло право обращения суд с иском

( л.д.34-36).     

     Выслушав помощника прокурора Коршунову И.А., истца Хазову Н.В., представителя третьего лиц - органа опеки и попечительства администрации Заринского района О., которая не возражала против удовлетворения иска и пояснила, что за Хазовой Н.В. жилое помещение не закреплялось и до настоящего времени субсидию на приобретение жилья она не получила, исследовав письменные доказательства, суд находит требования, заявленные к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено:

Хазова Н.В. родилась <дата изъята>. Отец истца,

Х., умер <дата изъята>, что подтверждается свидетельством о его смерти ( л.д. 13), мать истца, М., решением Заринского районного суда от <дата изъята>, вступившим в законную силу <дата изъята>, была лишена родительских прав в отношении дочери Хазовой Н.В. ( л.д.14-16, 42).

     Жилое помещение за Хазовой Н.В. не закреплялось.

     На основании заявления Хазовой Н.В., датированного <дата изъята>2012,

Хазова Н.В. в этот же день была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях в администрацию Новодраченинского сельсовета Заринского района Алтайского края как ребенок, оставшийся без попечения родителе

( л.д.81,82).

       На момент рассмотрения спора Хазова Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес изъят>, в жилом доме который сгорел, что следует из сообщения администрации Новодраченинского сельсовета ( л.д. 22,39, 24).

     Иного жилого помещения Хазова Н.В. не имеет ( л.д. 38,40).

     Постановлением администрации <адрес изъят> от <данные изъяты>2005

Хазова Н.В., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была определена в государственное воспитательное учреждение на полное государственное обеспечение ( л.д. 17).

    Согласно справки с краевого государственного бюджетного учреждения начального профессионального образования профессионального училища

<номер изъят> Хазова Н.В. проходила обучение с <дата изъята>2007 по <дата изъята>2008 по очной форме обучения и находилась на полном государственном обеспечении ( л.д. 19).

     Статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    В силу ч.1 п.3, ч.2 ст. 5 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 136 -ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра общей площади семье из двух человек, 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина. ( п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст. 8 Закона)

         Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В развитие названных конституционных положений Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма возникло у Хазовой Н.В. после окончания училища с момента постановки на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, то есть с <дата изъята>2012.

То обстоятельства, что Хазова Н.В. встала на соответствующий учет после обращения с иском в суд не влияет на существо рассматриваемого спора, поскольку ответчиками не представлено доказательств того, что на момент принятия решения Хазова Н.В. была обеспечена жилым помещением по договору социального найма.

     Невключение Хазовой Н.В. в сводный реестр граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений краевого жилищного фонда по договору социального найма, на что в отзыве ссылается администрация Алтайского края и Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, не лишает ее возможности реализовать свое право на незамедлительное получение вне очереди жилого помещения, как это предусмотрено частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Хазова Н.В. имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

      Вместе с тем суд находит ненадлежащими ответчиками по настоящему делу администрацию Новодраченинского сельсовета и администрации Заринского района.

      Так, согласно положениям ч.1, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

    Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей в силу подп. 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от <дата изъята> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации ( за исключением субвенций из федерального бюджета).

    Следовательно обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

    В перечень государственных полномочий по социальной поддерожке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой ( попечительством) в приемных семьях, которыми наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с ч.4 ст. 1 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» обеспечение жильем не входит.

    Что касается полномочий органов местного самоуправления поселений, то они осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края, ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч.ч. 1,2,4 ст. 4 Закона Алтайского края № 136-ЗС).

     Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.

    Уполномоченный орган Алтайского края после получения необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.( ч.ч.1,2 ст. 6, ч.4 ст. 11 Закона Алтайского края № 136-ЗС).

Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно- коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству ( п.1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунального хозяйству, утвержденного постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года № 145, в редакции от 29.08.2011).

     Согласно информации Новодраченинского сельсовета ( л.д. 83) все необходимые документы в отношении Хазовой Н.В. были направлены в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства <дата изъята>2012.

      При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по делу является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. Иск к администрации Заринского района и к администрации Новодраченинского сельсовета заявлен необоснованно и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Заринского района, действующего в интересах Хазовой Н.В., заявленные к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству удовлетворить в полном объеме.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Хазовой Н.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 33 квадратных метра.

В удовлетворении исковых требований прокурора Заринского района, действующего в интересах Хазовой Н.В., заявленных к администрации Заринского района Алтайского края, к администрации Новодраченинского сельсовета о предоставлении Хазовой Н.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано и ( или) опротестовано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы и ( или) апелляционного протеста) через Заринский районный суд в течение месяца.

Судья                                             Л.М. Чубукова