Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Заринск Алтайского края 14 февраля 2011 г.
Заринский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Баер Е.А.
при секретаре Папшевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Новокопыловского сельсовета Заринского района Алтайского края о возложении обязанности обеспечить помещение пестицидов и агрохимикатов в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для их хранения, к Администрации Заринского района Алтайского края о возложении обязанности организовать размещение переупакованных пестицидов в специализированном помещении,
У С Т А Н О В И Л :
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор (далее по тексту истец) в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Новокопыловского сельсовета Заринского района Алтайского края об обязании обеспечить помещение пестицидов и агрохимикатов, расположенных в <данные изъяты>, общим количеством 1 тонна, в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для хранения пестицидов и агрохимикатов и их хранение в специализированном помещении, к Администрации Заринского района об обязании принять участие в предупреждении возникновения чрезвычайной ситуации в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами путем оказания содействия Администрации Новокопыловского сельсовета Заринского района в обеспечении помещения пестицидов и агрохимикатов, расположенных в <данные изъяты> общим количеством 1 тонна, в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для хранения пестицидов и агрохимикатов и их хранение в специализированном помещении.
В ходе рассмотрения судом дела истец **2010 уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию Новокопыловского сельсовета Заринского района Алтайского края обеспечить помещение пестицидов и агрохимикатов, расположенных в <данные изъяты> общим количеством 1 тонна, в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для хранения пестицидов и агрохимикатов; обязать Администрацию Новокопыловского сельсовета Заринского района Алтайского края обеспечить помещение пестицидов и агрохимикатов, расположенных в <данные изъяты> общим количеством 1 тонна на хранение в специализированное помещение; обязать Администрацию Заринского района принять участие в предупреждении возникновения чрезвычайной ситуации в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами путем оказания содействия Администрации Новокопыловского сельсовета Заринского района Алтайского края в обеспечении помещения пестицидов и агрохимикатов, расположенных в разрушенном <данные изъяты> общим количеством 1 тонна, в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для хранения агрохимикатов и их хранение в специализированном помещении.(т.1 л.д. 57-59)
В обоснование заявленного требования указывается, что в ходе проверки разрушенного склада, расположенного <данные изъяты>, установлено практически полное его разрушение, на бетонном полу имеются остатки тары (бумажные бочки, бумажные и полиэтиленовые мешки), а так же россыпи препаратов, состав которых визуально определить не представилось возможным. Обнаружена тара с остатками препарата 12% Дуст ГХЦГ. Общее количество химикатов составляет около 1 тонны. С целью определения хранящихся веществ, специалистами Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай **2010 произведен отбор проб обнаруженных веществ. Лабораторный анализ, проведенный ФГУ «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» (протокол испытаний от **2010 № **) показал, что на вышеуказанном земельном участке находятся пестициды – ГХЦГ, а так же ДДТ (вещества 1 класса опасности). Владелец земельного участка, на котором расположен указанный склад, отсутствует, однако данный участок располагается на территории Новокопыловского сельсовета Заринского района Алтайского края. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении положений ст. 19 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ст. 15 Закона Алтайского края «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», п.п. 2.5 Санитарных правил и нормативов (далее по тексту СанПиН) 1.2.2584-10 от 02.03.2010 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов». Пестициды первого класса опасности, непригодные к дальнейшему использованию по назначению, подлежат хранению в емкостях, обеспечивающих герметичность и исключающих возможность загрязнения пестицидами окружающей среды при их хранении и последующей перевозке к местам обезвреживания или утилизации. В тару, предусмотренную действующей нормативной и/или технической документацией на конкретные пестициды, должны быть переупакованы и другие виды непригодных пестицидов. Таким образом, пестициды и агрохимикаты, расположенные в аварийном складе, создают реальную угрозу наступления чрезвычайной ситуации. В соответствии со ст. 5 Закона Алтайского края «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» к полномочиям органов местного самоуправления относится исполнение законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами на территории муниципального образования; разработка, принятие и реализация муниципальных программ (планов) по обеспечению безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, отвод земельных участков под строительство складов для хранения пестицидов и агрохимикатов на территории муниципального образования и др. В силу п.п. 7, 9 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. На основании п.п. 8, 20 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществление земельного контроля в границах поселения. Ст. 11 п. 2 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления в области защиты населения и территории от чрезвычайной ситуации самостоятельно обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, организуют и проводят неотложные работы, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако, несмотря на закрепленные полномочия, Администрацией Новокопыловского сельсовета Заринского района, Администрацией Заринского района не проводятся мероприятия, направленные на предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации на подведомственной территории, не исполняются требования действующего законодательства о необходимости хранения пестицидов в целостной таре и в специализированных помещениях, тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закрепленные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Впоследствии **2011 истец вновь уточнил исковые требования, в которых просил: обязать Администрацию Новокопыловского сельсовета Заринского района обеспечить помещение пестицидов и агрохимикатов, расположенных в <данные изъяты>, в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для хранения пестицидов и агрохимикатов; обязать администрацию Заринского района организовать размещение переупакованных пестицидов в специализированном помещении. При этом в обоснование исковых требований дополнительно указал на то, что согласно п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 18 ст. 14, п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с информацией Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от **2010 вопрос утилизации пестицидов не решен в целом по Российской Федерации, поэтому в крае ведутся только работы по сбору и перезатариванию устаревших пестицидов. Таким образом, под утилизацией отходов фактически понимается их размещение. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов» определен Перечень опасных отходов. Под кодами вида отходов Из 3808, ИЗ 3825 61000 указаны отходы производства и применения биоцидов и фитофармацевтических препаратов, включая пестициды и гербициды, не соответствующие стандарту, с истекшим сроком годности или негодные для первоначального запланированного использования. Следовательно, устаревшие, непригодные к дальнейшему использованию пестициды и агрохимикаты являются отходами производства и потребления, на обращение с которыми распространяются положения законодательства об отходах производства и потребления. (т. 2 л.д. 1-8).
В судебном заседании помощник прокурора Заринского района Коршунова И.Е., представляя истца, поддержала уточненные исковые требования, заявленные **2011, и пояснила, что, придерживаясь позиции Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, изменять исковые требования нет необходимости, к Администрации Алтайского края требования предъявлены не будут.
Представитель ответчика администрации Новокопыловского сельсовета Заринского района Алтайского края Журкин Ю.А., являясь главой данного сельсовета, исковые требования не признал и пояснил, что на территории Новокопыловского сельсовета находится разрушенный склад, где были обнаружены пестициды. Склад расположен на окраине села, земли, на которых он расположен, хозяина не имеют, так как ранее существовавший колхоз и общество «Луч» были ликвидированы много лет назад, возможно более 10 лет. Данный склад на балансе сельсовета не стоит, контроль за ним не осуществляется. В 2008 году проводились работы по вывозу остатков пестицидов и агрохимикатов из данного склада, но по какой причине еще вещества остались, не известно. Он был включен в комиссию по углубленной инвентаризации и перезатариванию запасов устаревших пестицидов, созданную постановлением Администрации Заринского района, о которой ничего не слышал и участие в ней не принимал. В селе пострадавших от действия пестицидов и агрохимикатов за все эти годы не было, чрезвычайной ситуации по данному поводу не возникало. Сельское поселение не наделялось полномочиями в области обращения с пестицидами и агрохимикатами, не обеспечивалось соответствующими финансовыми средствами. Краевые программы в данном направлении не предусматривают участие администрации сельсовета.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Заринского района Алтайского края Круглов А.Д. исковые требования не признал и пояснил, что к возникшим правоотношениям Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не может быть применим. Необходимо руководствоваться Законом Алтайского края и Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Кодекс РФ об административных правонарушениях разделяет правоотношения в области чрезвычайной ситуации, обращения с отходами и с пестицидами, предусматривая соответственно правонарушения за невыполнение норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2) и нарушение правил обращения с пестицидами (ст. 8.3). В 2008 году ООО «С.» в соответствии с заключенным контрактом с Управлением природных ресурсов Алтайского края, в рамках целевой программы, вывозил с этого же склада пестициды и агрохимикаты, но по всей вероятности выполнил работу не в полном объеме. Поскольку при изъятии проб представителей администрации Заринского района и Новокопыловского сельсовета не приглашали, он предполагает, что лабораторное исследование могли провести с пробами, отобранными в другом месте. Кроме того, исследованием не установлено, что обнаруженные вещества имеют химический, а не биологический характер, отсутствуют сведения о категории опасности обнаруженных веществ. Поэтому нельзя утверждать о возможности применения Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Органами государственной власти Алтайского края не передавались полномочия в области обращения с пестицидами и агрохимикатами ни администрации Заринского района, ни администрации Новокопыловского сельсовета, финансовые и материальные средства из краевой администрации на эти цели не выделялись. Согласно Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органах местного самоуправления сельских поселений лежит обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, но не самостоятельно собирать мусор и отходы с бесхозяйных территорий, тем более производственные отходы, которыми являются пестициды. Краевые программы в данном направлении не предусматривают участие администраций как сельсовета, так и района.
Представитель ответчика Администрации Алтайского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (т. 1 л.д. 223-225, 227, т. 2 л.д. 13, 48-49), в судебное заседание не явился, свое мнение высказал в письмах и отзывах на иск.
По мнению ответчика - администрации Алтайского края, изложенному в ходатайстве от **2011, Администрация Алтайского края не является надлежащим ответчиком, а ответчиком должно быть привлечено Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, как орган исполнительной власти Алтайского края, осуществляющий реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Алтайского края. В целях реализации положений Закона Алтайского края «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 06.03.2000 № 16-ЗС, к полномочиям Администрации Алтайского края в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относится, в том числе разработка и реализация краевых целевых программ по обеспечению безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Законом Алтайского края от 09.03.2007 № 18-ЗС «Об утверждении краевой целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007-2009 годы» утверждена программа, пунктами которой являлись утилизация и обезвреживание токсичных отходов путем переработки отработанных ртутных ламп на специализированной установке и проведение мероприятий по организации вывоза пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов на специально оборудованные склады. Государственным заказчиком данной программы являлось Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, которое осуществляло контроль за ее реализацией. В целях улучшения состояния окружающей среды и снижения влияния на здоровье населения края неблагоприятных экологических факторов, Администрацией Алтайского края принята ведомственная целевая программа «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010-2012 годы», утвержденная Постановлением от 10.06.2009 № 249. В числе программных мероприятий значатся: обеспечение безопасного централизованного хранения, сбора, содержания непригодных и запрещенных к применению пестицидов; ликвидация пришедших в негодность, устаревших и запрещенных к обороту на территории Российской Федерации пестицидов, находящихся в Алтайском крае. Организация и контроль реализации программных мероприятий осуществляется Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. (т. 2 л.д. 21-26, 50-55)
В ходатайстве от ** 2011 представителя ответчика Администрации Алтайского края о замене ответчика дополнительно указываются следующие обстоятельства. Склад с пестицидами, находящийся в разрушенном состоянии на территории Новокопыловского сельсовета Заринского района, не имеет собственника, а земельные участки на государственном кадастровом учете не состоят, можно считать их бесхозяйными. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Администрацией Заринского района и Администрацией Новокопыловского сельсовета высказано несогласие с иском прокурора по причине того, что они, как органы местного самоуправления, не наделялись государственными полномочиями в данной сфере и финансово не обеспечивались, указывая на то, что Администрацией края были приняты вышеуказанные программы. Учитывая, что в Алтайском крае определен орган исполнительной власти края, осуществляющий реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Алтайского края, которым является Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, соответственно оно должно выступать надлежащим ответчиком по делу. (т. 2 л.д. 65-68)
Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края Скачков П.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (т. 2 л.д. 15, 38, 45-47), в судебное заседание не явился. В предыдущих судебных заседаниях настаивал на удовлетворении иска прокурора и пояснял, что в 2006-2008 годах в рамках целевой краевой программы с территории Заринского района уже производилось затаривание и вывоз непригодных к использованию пестицидов и агрохимикатов. Претензий о качестве проведенных работ в адрес Управления не поступало, информации о дополнительных местах складирования подобных веществ не имелось. В настоящее время действует новая программа, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края № 249, но все работы по вывозу уже прекращены, осуществляется лишь складирование и хранение. Технология утилизации непригодных пестицидов и агрохимикатов в России еще не разработана, а поэтому возможно лишь хранение в специализированных хранилищах.
В письменном отзыве Управления указывается на то, что не располагают данными о передаче денежных средств и полномочий Администрацией края органам местного самоуправления в данной области, о наличии технологии по утилизации запасов устаревших пестицидов. К тому же, сообщается о том, что в рамках КЦП «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007-2009 г.г.» в период 2007-2008 г.г. Победителем открытого конкурса ООО «С.» проведен сбор, перезатаривание и вывоз запасов устаревших пестицидов с территории Заринского района в количестве 51 тонны, что подтверждается утвержденным ** 2008 главой Администрации Заринского района Л.. Акта, согласно которого на ** 2008 года за пределы района вывезено 51 тонна затаренных пестицидов. (т. 1 л.д. 62-63, 65)
В отзыве на ходатайство о замене ненадлежащего ответчика представитель Управления не согласился с представителем Администрации Алтайского края и просил отказать в его удовлетворении, поскольку в рамках ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010-2012 годы» по мероприятию программы «Обеспечение безопасного централизованного хранения, сбора, содержания непригодных и запрещенных к применению пестицидов» предусмотрено направление использование средств только на охрану и поддержание технического состояния складов. Использование средств на сбор, перезатаривание и вывоз устаревших пестицидов с территории Заринского района будет являться нецелевым использованием средств краевого бюджета. (т. 2 л.д. 60-61)
Представитель третьего лица ООО «Сибирские Огни», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие. В отзыве сообщил, что ООО «Сибирские огни» не приобретало спорный (разрушенный) склад, ранее принадлежавший предприятию «Л.», и не использовало его. В хозяйственной деятельности не использует препараты ДДТ и ГХЦГ. (т. 1 л.д. 188-190)
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Алтайском крае и Республике Алтай Саков В.В. просил удовлетворить заявленные прокурором исковые требования и пояснил, что на территории разрушенного склада были обнаружены опасные вещества россыпью, они являются препаратами химического происхождения и относятся к отходам средств защиты растений от вредителей. Выявленные пестициды и агрохимикаты не пригодны к использованию и представляют собой опасность для окружающей среды и человека, так как являются веществами первого класса опасности. К указанным веществам имеется свободный доступ животных и людей, они подвержены воздействию талых вод и атмосферных осадков, чем создается угроза жизни и здоровью граждан. (т. 2 л.д. 40, 59)
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Алтайскому краю Кондратьев Е.В. просил удовлетворить заявленные прокурором исковые требования и пояснил, что незаконное хранение пестицидов может послужить основанием к возникновению чрезвычайной ситуации. Данные обстоятельства указаны в представленном отзыве. (т. 1. л.д. 50-51)
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю просил удовлетворить заявленные прокурором исковые требования. В своем отзыве на исковые требования указывает, что препараты ДДТ и ГХЦГ исключены из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных для применения на территории России, то есть являются запрещенными к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и растений. Пестициды первого класса опасности, не пригодные к дальнейшему использованию по назначению, подлежат хранению в емкостях, обеспечивающих герметичность и исключающих возможность загрязнения пестицидами окружающей среды при их хранении и последующей перевозке к местам обезвреживания или утилизации. (т. 1 л.д. 88-89)
Выслушав объяснения представителей сторон, третьих лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 19.01.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды.
Статья 1 указанного Федерального закона определяет, что пестициды - это химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).
Согласно положениям ст. 19 данного Федерального закона хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на территории разрушенного склада, расположенного на <данные изъяты>, в границах поселения Новокопыловский сельсовет Заринского района Алтайского края без наличия соответствующей тары находятся пришедшие в негодность пестициды и агрохимикаты, общим весом приблизительно 1 тонна, что подтверждается письменным сообщением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай Алтайскому межрайонному природоохранному прокурору (т. 1 л.д. 12), актом осмотра территории, составленного **2010 государственным инспектором отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами З., согласно которого **2010 при осмотре установлено, практически полное разрушение склада, на бетонном полу имеются остатки тары (бумажные бочки, мешки бумажные и полиэтиленовые), россыпи препаратов, состав которых визуально определить не представляется возможным, обнаружена тара с остатками препарата 12 % Дуст ГХЦГ. Общее количество химикатов около 1 тонны (т. 1 л.д. 13), схемой и фототаблицами (т. 1 л.д. 14-17).
Согласно акта отбора образцов (проб) от ** 2010 государственным инспектором отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами З. отобраны образцы (пробы) агрохимикатов неустановленного состава в количестве 3 шт. (т. 1 л.д. 18)
В протоколе лабораторных испытаний от **2010 № **, составленном ФГУ «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» указано, что в одном образце установлено наличие ДДТ, в двух других – ГХЦГ. (т. 1 л.д. 19)
Согласно справки ФГУ «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» ДДТ и ГХЦГ относятся к веществам 1 класса опасности. (т. 1 л.д. 187, 226)
В письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю указывается на то, что токсические дозы ДДТ при попадании внутрь организма человека могут привести к смерти. Отравления ГХЦГ возможны не только при работе с препаратом, но и применением в быту. Обработанные им продукты могут быть причиной отравлений и вызвать дерматиты. (т. 1 л.д. 60-61)
Согласно письма Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Алтайском крае и Республике Алтай пестициды ГХЦГ и ДДТ относятся к первому классу опасности. Данные пестициды устойчивы к окружающей среде, способны проникать из окружающей среды в организмы, включая и человека. Обладают канцерогенным и мутагенным действием. В организме человека хлорорганические пестициды могут накапливаться в жировой ткани, повышать риск развития рака, нарушать структуру генетического аппарата, повреждать репродуктивную функцию и приводить к заболеванию крови. (т.1 л.д. 90-91)
Согласно отзыва Главного управления МЧС РФ по Алтайскому краю незаконное хранение пестицидов может послужить основанием к возникновению чрезвычайной ситуации. (т. 1 л.д. 50-51)
Сведения об адресе и местоположении объекта недвижимости земельного участка под складом: <данные изъяты>, в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю отсутствуют. (т. 1 л.д. 20)
АОЗТ «Л.» в 2004 году на основании определения Арбитражного суда Алтайского края признано банкротом, завершено конкурсное производство и ликвидировано. (т.1 л.д. 48-49)
Установленные судом обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей и представителя третьего лица.
Так, в судебном заседании свидетель Л. пояснил, что в 2008 году с территории Заринского района была вывезена 51 тонна пестицидов для утилизации, о чем составлялся акт, в котором он ставил свою подпись. Однако, комиссия по углубленной инвентаризации устаревших пестицидов и агрохимикатов, в которой он принимал участие, носила формальный характер, а ответственным за выполнение данных работ выступала станция защиты растений, которую возглавлял, ныне покойный, Б..
В судебном заседании свидетель К., будучи арбитражным управляющим АОЗТ «Л.», пояснил, что **2004 АОЗТ «Л.» на основании определения Арбитражного суда признано банкротом и ликвидировано. При исполнении обязанностей арбитражного управляющего ему передавались склады для хранения зерна, которые впоследствии были проданы. Пестицидов на балансе АОЗТ не было, склады по их хранению ему не передавались. О наличии пестицидов и агрохимикатов ему известно ничего не было.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Алтайском крае и Республике Алтай З. пояснил, что им проводилась проверка по выявлению мест складирования пестицидов. Прибыв к разрушенному складу на окраине <данные изъяты>, которое было указано в акте осмотра от **2010, были обнаружены мешки, бочки из-под пестицидов. Были взяты образцы на анализы, которые показали наличие препаратов ДДТ и ГХЦГ. Хозяина данного склада и земельного участка на момент проведения проверки не было выявлено, но ранее они принадлежали ликвидированному АОЗТ «Л.».
У суда не имеется оснований не доверять показаниям З. о том, что на разрушенном складе обнаружены остатки пестицидов ДДТ и ГХЦГ, так как данные обстоятельства подтверждаются составленными им документами в присутствии иных лиц, фототаблицами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств отсутствия опасных пестицидов на данном разрушенном складе ответчиками не представлено.
Судом установлено, что выявленные вредные вещества являются бесхозяйными, поскольку не имеют собственника, а в силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109–ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Статьей 24 этого же Закона предусмотрено, что обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 № 17 утверждены Санитарные правила и нормативы (СанПиН) 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов».
В силу п.п. 22.6, 22.8 СанПиН пестициды первого класса опасности, непригодные к дальнейшему использованию по назначению, подлежат хранению в емкостях, обеспечивающих герметичность и исключающих возможность загрязнения пестицидами окружающей среды при их хранении и последующей перевозке к местам обезвреживания или утилизации.
При отсутствии у организаций, имеющих непригодные препараты, надлежащих условий для их хранения, указанные организации обязаны обеспечить их перевозку на склады, имеющие соответствующие условия для хранения.
Выявленные на территории разрушенного склада препараты хранятся с нарушением норм вышеуказанных СанПиН, необходимых мер к их перевозке на склады, имеющие соответствующие условия для хранения не принимается, чем ухудшается санитарное состояние и экологическая обстановка на соответствующей территории, создается опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии с письмом Администрации Заринского района от **2010 № ** Муниципальному образованию Заринский район Алтайского края не передавались государственные полномочия в области безопасного обращения с пестицидами и адохимикатами, в связи с этим денежные средства на эти цели не передавались и не переданы в настоящее время. (т. 1 л.д. 54)
В статье 5 Устава муниципального образования «Заринский район Алтайского края» закреплено пунктом 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; пунктом 10) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; пунктом 13) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; пунктом 23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (т. 1 л.д. 55-56)
В информации предоставленной Администрацией Новокопыловского сельсовета Заринского района Муниципальному образованию Новокопыловский сельсовет Заринского района Алтайского края государственные полномочия администрацией края в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами не передавались, денежные средства в порядке ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не выделялись. (т. 1 л.д. 96)
В статье 3 Устава муниципального образования «Новокопыловский сельсовет Заринского района Алтайского края» закреплено пунктом 9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; пунктом 19) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; пунктом 23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (т. 1 л.д. 99-140)
Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
П.п. 5 и 8 ч. 1 ст. 62 Устава (Основного Закона) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС ( с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и Алтайского края находится: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности…, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
При этом, согласно ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (с изменениями) осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании статьи 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из этого правовое регулирования Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ не может быть распространено на помещение пестицидов и агрохимикатов в тару и на организацию размещения переупакованных пестицидов в специализированном помещении.
Правоотношения в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами» регулируются специальными нормами права - Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ и Законом Алтайского края «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 06.03.2000 № 16-ЗС.
Указанные законы распространяются не только лишь на обращение разрешенных к использованию пестицидов и агрохимикатов, но и предусматривает обезвреживание, утилизацию, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относятся: исполнение законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами законодательству Российской Федерации и контроль за его исполнением; другие полномочия не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
В силу ст. 6 этого же Закона органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В преамбуле Закона Алтайского края от 06.03.2000 № 16-ЗС указано, что действие Закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан.
Статья 4 Закона Алтайского края от 06.03.2000 № 16-ЗС к полномочиям администрации Алтайского края в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относит: 1) обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; 2) разработка, утверждение и реализация краевых целевых программ по обеспечению безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; 3) координация деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, краевых, государственных предприятий и учреждений; 4) утверждение карты земель, с которых можно получить безопасное продовольственное сырье и пищевую продукцию; 5) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; 6) осуществление иных полномочий в пределах своей компетенции.
Согласно ст. 5 этого Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами относятся: 1) исполнение законодательства Российской Федерации и Алтайского края в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами на территории муниципального образования; 2) разработка, принятие и реализация муниципальных программ (планов) по обеспечению безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; 3) организация и проведение оперативных санитарно-противоэпидемических мероприятий в случае возникновения массовых заболеваний и отравлений людей, связанных с воздействием на организм человека пестицидов и агрохимикатов; 4) отвод земельных участков под строительство складов для хранения пестицидов и агрохимикатов на территории муниципального образования; 5) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2009 № 249 утверждена ведомственная целевая программа «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2010-2012 годы» (с последующими изменениями и дополнениями). В Перечне мероприятий программы со сроком реализации в 2010-2012 годах в целях предотвращения экологического ущерба указано обеспечение безопасного централизованного хранения, сбора, содержания непригодных и запрещенных к применению пестицидов.
Реализация данной целевой программы в соответствии со ст. 4 Закона Алтайского края от 06.03.2000 № 16-ЗС относится к полномочиям Администрации Алтайского края.
Статья 132 Конституции Российской Федерации закрепляет, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным данным ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Администрация Новокопыловского сельсовета, Администрация Заринского района в установленном порядке государственными полномочиями в области обращения с пестицидами и агрохимикатами не наделялись, соответствующие субвенции Администрациям сельсовета и района Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02.12.2009 № 95-ЗС, Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 26.11.2010 № 100-ЗС не предусмотрены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что государственные полномочия по помещению пестицидов и агрохимикатов в тару и организация размещения их в специализированном помещении в 2010 и 2011 г.г. не передавались Администрации Новокопыловского сельсовета и Администрации Заринского района, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является Администрация Алтайского края.
Поскольку Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ и Закон Алтайского края «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 06.03.2000 № 16-ЗС не предусматривают прямой обязанности органов местного самоуправления принимать меры к сбору и организации затаривания пришедших в негодность пестицидов и организовывать их размещение в специализированном помещении, данные полномочия не переданы в предусмотренном законом порядке, не обеспечены материально и финансово, а также в связи с тем, что в судебное заседание истцом не представлено доказательств возникновения на территории Новокопыловского сельсовета массовых заболеваний и отравлений людей в результате воздействия на организм человека выявленных пестицидов и агрохимикатов, требующих проведения оперативных санитарно-противоэпидемических мероприятий со стороны органов местного самоуправления, оснований для удовлетворения иска, заявленного прокурором к определенным им ответчикам Администрации Новокопыловского сельсовета и Администрации Заринского района, суд не усматривает.
К возникшим правоотношениям не должны применяться специальные нормы права, такие как п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые относят к полномочиям органов местного самоуправления поселений организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В частности, приведенные прокурором в обоснование иска Постановление Правительства РФ «О трансграничном перемещении отходов» от 17.07.2003 № 442, Перечень опасных отходов, ввоз, (вывоз) которых на территории (с территории) Российской Федерации осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (его территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов, не относят пришедшие в негодность пестициды и агрохимикаты, к бытовым отходам.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ отходы производства и потребления ( далее – отходы) – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Разграничение понятия отходов производства и бытовых отходов приведены в ГОСТе 30772-2001 межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения». Согласно п. 3.11 ГОСТа к отходам производства относятся остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшихся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. П. 3.21 ГОСТа предусмотрено, что к бытовым отходам относятся отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности человека.
При таких обстоятельствах требования прокурора обязать администрацию Новокопыловского сельсовета Заринского района обеспечить помещение пестицидов и агрохимикатов в специальную тару не соответствуют нормам действующего законодательства, так как пришедшие в негодность пестициды и агрохимикаты не относятся к бытовым отходам.
Действительно, п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления муниципального района организовать утилизацию и переработку как бытовых, так и промышленных отходов.
Согласно ГОСТа 30772-2001 (п. 5.38) утилизацией отходов является деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. В примечании указано, что в процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и ( или) отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы.
В статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ указано, что к размещению отходов относится их хранение и захоронение. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В соответствии с ГОСТом 30772-2001 (п. 5.30) размещение отходов – это деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов.
Таким образом, понятия утилизация и размещение отходов на хранение не являются равнозначными, как это указано в иске.
Прокурор не ставит вопроса о возложении обязанности на администрацию Заринского района утилизировать пришедшие в негодность пестициды и агрохимикаты, напротив ссылается на невозможность этого, и также не ставит требований о переработке отходов.
Согласно п. 5.33 ГОСТА 30772-2001 к переработке относится деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов. Поскольку п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ помимо утилизации и переработки иных полномочий на органы местного самоуправления муниципальных районов не возлагает, к спорным правоотношениям он применяться не может.
Судом установлено, что при рассмотрении данного иска между сторонами возникли правоотношения в области обращения с пестицидами и агрохимикатами и поэтому должны применяться специальные нормы законодательства в области обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Вместе с тем, отказ в иске к администрации Заринского района и к администрации Новокопыловского сельсовета Заринского района не лишает прокурора возможности предъявления иска к надлежащему ответчику.
Ходатайства представителя Администрации Алтайского края о замене ненадлежащего ответчика, каким она считает Администрацию края, надлежащим - Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края рассмотрены в судебном заседании, прокурор, представители ответчиков Администрации района и Администрации сельсовета, третьи лица были не согласны с его удовлетворением. Судом отказано в его удовлетворении, поскольку Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, согласно утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 18.01.2008 № 18 Положения, не наделен полномочиями самостоятельно принимать решения о выполнении конкретных действий, в том числе по утилизации, обеспечении помещения пестицидов и агрохимикатов в тару для их последующего хранения, а вправе лишь участвовать в разработке и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды, разрабатывать проекты законов и иных нормативных правовых актов в данной области, осуществлять контроль за их исполнением. Тем более, истец возражал против замены ответчика и привлечения в качестве ответчика Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
Поскольку прокурор отказался сформулировать исковые требования к Администрации Алтайского края, привлеченной к участию в деле в качестве ответчика по инициативе суда, суд в силу гражданско-процессуального законодательства лишен возможности самостоятельно определить исковые требования к указанному ответчику с возложением на него каких-либо обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, заявленных к администрации Новокопыловского сельсовета Заринского района Алтайского края о возложении обязанности обеспечить помещение пестицидов и агрохимикатов в тару, отвечающую требованиям соответствующей нормативной и технической документации для их хранения, к Администрации Заринского района Алтайского края о возложении обязанности организовать размещение переупакованных пестицидов в специализированном помещении, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Заринский районный суд Алтайского края в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 18 февраля 2011 года.
Судья Е.А. Баер
В окончательной форме мотивированное решение принято 18.02.2011.
Судья Е.А. Баер
Решение вступило в законную силу 20 апреля 2011 года.
Кассационном определением Алтайского краевого суда от 20 апреля 2011 года решение оставлено без изменения.