Решение по делу №2-362/10 от 27.07.2010г. по иску Гриневича В.И. о защите пенсионных прав



Дело № 2 - 362/2010

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2010г.          г. Заречный

Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Шумкова Е.С.,

при секретаре: Лыткиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гриневича Виктора Ивановича к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Заречном, к третьему лицу ОАО «концерн Росэнергоатом» о защите пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Гриневич В.И. обратился в суд с указанным выше иском. В судебном заседании в обоснование исковых требований он пояснил, что 12 июля 1982г. он был принят на работу в ремонтно-строительный цех Белоярской АЭС каменщиком 2 участка капитального ремонта промплощадки с особо-вредными условиями труда. В дальнейшем он дополнительно к основной работе стал исполнять обязанности бригадира бригады плотников, а с 01 марта 2001г. его должность стала именоваться - каменщик участка текущего ремонта объектов промплощадки, где и проработал вплоть до увольнения с Белояркой АЭС. Весь период его работы на Белоярской АЭС, его рабочее место находилось в зоне контролируемого доступа на 1-м и 2-м блоке Белоярской АЭС. Он каждый день почти весь рабочий день исполнял свои трудовые обязанности в условиях радиационной вредности. Его занятость на работах в этих условиях составляла более 80% рабочего времени. Все время он занимался ремонтно-строительными работами внутри Атомных Блоков Белоярской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 50 лет, он обратился с заявлением в пенсионный фонд о досрочном назначении ему трудовой пенсии по Списку № 1, так как его стаж работы в особо вредных условиях труда составлял более 20 лет. Однако Пенсионный фонд отказал ему в назнаечнии досрочной трудовой пенсии. Истец, данный отказ считает незаконным, просит признать незаконным исключение из его специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию, период его работы с 12.07.1982г. по 30.01.2007г., просит включить этот период в его специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию и просит обязать ответчика назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию с 01 марта 2007г.

Представитель третьего лица - ОАО «Концерн Энергоатом» - Алтухов И.В. в судебном заседании исковые требования истца поддержал, суду он пояснил, что истец действительно работал на Белоярской АЭС, осуществлял ремонтно-строительные работы в условиях радиационной вредности. Работа истца была организована таким образом, что он постоянно был занят на этих работах в условиях радиационной вредности, что подтверждается картами аттестации его рабочего места. Представитель считает, что истец получил право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с позицией 12418000-17541 раздела XXIV «Атомная энергетика и промышленность» Списка № 1.

Представитель ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Заречном - Баженова Н.Я. исковые требования истца не признала. Суду она пояснила, что демонтажные и ремонтно-строительные работы не могут выполняться постоянно, а поэтому Администрация БАЭС должна была вести учет фактически отработанного истцом времени в условиях радиационной вредности, но этого не было сделано. Работодатель истца не подтвердил фактическую занятость истца в условиях радиационной вредности, поэтому в назнаечнии пенсии истцу было отказано.

Выслушав стороны в судебном заседании, исследовав материалы, суд находит, что иск истца следует удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессии, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается рудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время при решении вопроса о назнаечнии пенсии лицам. Указанным в подп. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяется Список № 1, утвержденный Постановлением кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г. «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В указанном Списке № 12 в разделе XXIV «Атомная энергетика и промышленность» имеется позиция 12418000-17541, в соответствии с которой право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» имеют рабочие, специалистов и руководители, выполняющие монтажные, демонтажные и ремонтно-строительные работы внутри промышленных зданий и сооружений в условиях радиационной вредности (за фактически отработанное время).

Данная позиция говорит о том, что при подсчете стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по указанному выше основанию, учитывается только время, непосредственно проведенное при выполнении указанных выше работ именно в условиях радиационной вредности.

Правительством Российской Федерации 11 июля 2020г. было принято Постановление № 516, которым были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». П. 4 этих правил установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с п. 5 этих Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативно-правовыми актами.

Под полным рабочим днем, в данном случае следует понимать выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списком № 1, не менее 80% рабочего времени.

В соответствии же с п. 6 этих Правил, по фактически отработанному времени, исчисляются только те периоды работы, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно.

Истец Гриневич В.И. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии 30 января 2007г. (л.д.268)

Ответчик, рассмотрев заявление истца и представленные документы, на заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21 марта 2007г. отказал истцу в назначении ему досрочной трудовой пенсии по основанию, предусмотренному подп. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» Список № 1 позиция 12418000-17541. Основанием для отказа истцу в назначении пенсии, как указано в протоколе заседания комиссии явился тот факт, что работодателем истца не было представлено доказательств постоянной занятости истца на работах предусмотренных Списком № 1 (л.д.269-270).

30 марта 2010г. истец снова обращается к ответчику с аналогичным заявлением (л.д. 215-216).

Ответчик вновь производит оценку пенсионных прав истца опять же на предмет соответствия подп. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» Список № 1 позиция 12418000-17541. При этом проводит оценку прав истца только за период работы истца с 12.07.1982г. по 30.01.2007г. на Белоярской АЭС и 02.04.2010г. вновь отказывается истцу в досрочном назначении трудовой пенсии, по мотиву не подтверждения постоянной занятости истца на работах в условиях предусмотренных позицией 12418000-17541 Списка № 1. В решении об отказе в назначении пенсии ответчик указывает, что общий страховой стаж истца составляет 36 лет 03 месяца и 07 дней (л.д. 212-213).

Приказом № 779-к от 09 июля 1982г. истец Гриневич В.И. с 12 июля 1982г. был принят на работу на Белоярскую АЭС по специальности каменщик в Ремонтно-строительный цех (далее по тексту РСЦ) на участок капитального ремонта промплощадки с особо вредными условиями труда (л.д. 81).

Приказом № 349 1984г. истцу присвоен 3-й разряд каменщика участка капремонта промплощадки РСЦ с особо вредными условиями труда (л.д. 82-84).

Приказом № 1572к от 22.10.1986г. истцу присвоен 4-й разряд каменщика группы капремонта промплощадки РСЦ в особо вредных условиях труда (л.д. 85-86).

Приказом № 202к от 09.06.2001г. произошло переименование профессии истца без изменения рабочего места и содержания трудовых функций, и профессия истца стала именоваться каменщик 4-го разряда участка текущего ремонта объектов промплощадки РСЦ Белоярской АЭС (л.д. 87-89).

По этой профессии истец проработал вплоть до увольнения с Белоярской АЭС в мае 2010г. (л.д. 90-92).

Записи о работе истца в указанных профессиях также внесены и в трудовую книжку истца (л.д. 220-225).

Помимо указанной работы, истец как следует из представленного в суд приказа № 108к от 13.05.1997г. и копий его лицевых счетов, также совмещал работу по указанным выше профессиям с работой бригадира комплексной бригады плотников РСЦ, за что получал доплату, которая отражена в его лицевых счетах.

В соответствии с Положением о РСЦ БАЭС - ремонтно-строительный цех РСЦ БАЭС является производственным структурным подразделением БАЭС, осуществляющим текущие и капитальные ремонты производственных зданий и сооружений, жилого фонда, объектов соцкультбыта, железных, автомобильных дорог, наземных подкрановых путей, элементов благоустройства, а также в необходимых случаях, строительство, производство и реконструкцию всех перечисленных объектов.

РСЦ состоит из нескольких участков, в том числе:

- участка текущего ремонта объектов промплощадки,

- участок капремонта объектов жилпоселка,

- участок текущего ремонта объектов жилпоселка и другие.

Основной задачей цеха является - обеспечение своевременного и качественного производства работ по всем видам ремонта, реконструкции и строительству зданий и сооружений Белоярской АЭС, согласно годовому плану и утвержденной документации (л.д. 152-209).

Работа каменщика, в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником характеризуется выполнением каменных работ при кладке и ремонте каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений.

Истец весь его период работы на Белоярской АЭС, работал каменщиком на участке капитального ремонта объектов промплощадки РСЦ Белоярской АЭС и на участке текущего ремонта объектов промплощадки РСЦ Белоярской АЭС, поэтому с учетом характеристики работы каменщика, основных задач РСЦ БАЭС, суд делает вывод, что, работая по указанным профессиям в РСЦ БАЭС, истец осуществлял именно ремонтно - строительные работы.

При этом у суда нет оснований считать, что истец был занят на работах не на промышленных объектах БАЭС, поскольку в этом случае, т.е. в случае работы истца не на промышленных объектах БАЭС, он должен был быть переведен на другие участки РСЦ, которые занимались работами на жилых объектах и объектах соцкультбыта и наименование его профессии было бы иным.

Работодатель истца вел постоянный контроль полученных истцом доз радиоактивного облучения, что следует из карточки облучаемости истца. В данной карточке указано какие дозы радиоактивного облучения получил истец в период работы на Белоярской АЭС, при этом только в 1992 и в 2004г. истец не получил дозу облучения, в остальные же годы работы, истец получал дозу радиоактивного облучения, что отражено работодателем (л.д. 79).

Таким образом, данная карточка учета доз облучаемости, свидетельствует о том, что работа истца по профессии каменщик на участках капитального и текущего ремонта объектом промплощадки РСЦ БАЭС была связана с радиационной вредностью.

Суду представлены карты аттестации рабочего места истца: от 08.04.1994г., от 14.12.1998г., от 19.05.2010г., в которых указано, что рабочее место истца находится в условиях ионизирующего (радиационного) излучения, а воздействие этого излучения на истца составляет более 80% его рабочего времени (л.д. 93-100).

Данные карты аттестации рабочего места истца, позволяют делать вывод о том, что свои трудовые функции истец постоянно, т.е. полный рабочий день выполнял в условиях радиационной вредности. Эти данные также позволяют судить о том, что работа истца работодателем была организована таким образом, что он постоянно и полный рабочий день был занят на ремонтно-строительных работах в условиях радиационной вредности.

Это в свою очередь подтверждает как пояснения истца, так и третьего лица о постоянной занятости истца на работах в условиях радиационной вредности.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1 суду показал, что он работал на одном участке в РСЦ БАЭС вместе с истцом Гриневичем В.И. И их работа была постоянно в условиях радиационной вредности, каждый день они работали в зоне контролируемого доступа на 1-м и 2-м блоках Белоярской АЭС.

Т.е. показания данного свидетеля, которому уже назначена трудовая пенсия в связи с вредными условиями труда (л.д. 265-267), также подтверждают постоянный характер занятости истца на работах в условиях радиационной вредности, а также занятость истца на работах внутри промышленных зданий Белоярской АЭС.

Приведенные выше приказы о принятии истца на работу, о присвоении ему разрядов и о переименовании его профессии, свидетельствуют о том, что условия работы истца за весь период его работы каменщиком в РСЦ БАЭС - не менялись, он все время работал во вредных условиях труда, за что получал и доплату к заработной плате, что отражено в его лицевых счетах.

Анализируя все приведенное выше, суд приходит к выводу, что в период с 12.07.1982г. по 30.01.2007г. истец, работая в качестве каменщика участка капитального ремонта объектов промплощадки РСЦ БАЭС и в качестве каменщика участника текущего ремонта объектом промплощадки РСЦ БАЭС осуществлял ремонтно-строительные работы внутри промышленных зданий Белоярской АЭС в условиях радиационной вредности, причем он был постоянно, т.е. полный рабочий день (более 80% его рабочего времени) был занят на указанных работах в условиях радиационной вредности.

А поскольку истец был постоянно занят на ремонтно-строительных работах внутри промышленных зданий Белоярской АЭС в условиях радиационной вредности, то в соответствии с п. 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002г., стаж его работы в этих условиях подлежит исчислению в календарном порядке. Поскольку истец постоянно был занят на работах в условиях радиационной вредности, то все рабочее время истца на указанных выше работах и следует считать как фактически отработанное истцом время в условиях радиационной вредности на ремонтно-строительные работы промышленных внутри промышленных зданий Белоярской АЭС. И поскольку истец не работал при неполном рабочем дне, не находился в вынужденных отпусках и простоях (л.д. 23), то стаж его работы в указанных условиях по состоянию на 30 января 2010г. будет составлять более 24 лет.

В данном случае, С учетом всего приведенного выше, суд приходит к выводу, что, работая на Белоярской АЭС в качестве каменщика с 12.07.1982г. по 30.01.2007г. истец осуществлял постоянно ремонтно-строительные работы промышленных внутри промышленных зданий Белоярской АЭС в условиях постоянной радиационной вредности, что соответствует позиции 12418000-17541 раздела XXIV «Атомная энергетика и промышленность» Списка № 1. Стаж его работы в этих условиях составляет более 24 лет, истец достиг возраста 50 лет по состоянию на 30.01.2007г., а, следовательно, по состоянию на 30.01.2007г. он получил право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, суд приходит к выводу, что принятые ответчиком: решение № 236 от 02.04.2010г. об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии и решение копии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21 марта 2007г. - протокол № 85 об отказе истцу в назнаечнии досрочной трудовой пенсии являются незаконными, так как приняты с нарушение требований закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Списка № 1. А исключение ответчиком периодов работы истца на Белоярской АЭС: с 12.07.1982г. по 28.02.2001г. в качестве каменщика участка капитального ремонта промплощадки РСЦ БАЭС и с 01.03.2001г. по 30.01.2007г. в качестве каменщика участка текущего ремонта промплощадки РСЦ БАЭС из специального трудового стажа истца, дающего ему право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» - также является незаконным. Эти периоды работы истца следует включить в его специальный трудовой стаж, дающий ему право на пенсию.

В настоящее время нарушенные права истца следует восстановить и обязать ответчика назначить и выплачивать истцу досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Поскольку в данном случае не назначение истцу досрочной трудовой пенсии в 2007г. и соответственно неполучение истцом пенсии с 2007г. имело место по вине ответчика, в результате принятия им незаконных решений об отказе в назнаечнии истцу досрочной трудовой пенсии, то в соответствии с п. 2 ст. 23 закона «О трудовых пенсиях в РФ», пенсиях истцу подлежит назначению и выплате ответчиком не за последние три года предшествующие обращению в суд, а все время неполучения им пенсии по вине ответчика.

Но тут суд учитывает и требования ст. 196 ГПК РФ и рассматривает дело в пределах заявленных истцом требований. Поэтому с учетом приведенного выше ответчика следует обязать назначить и выплачивать истцу пенсию, начиная с 01 марта 2007г., как просил истец в иске (л.д.4-5).

Поскольку иск подлежит удовлетворению, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также следует взыскать и 200 рублей в возврат уплаченной истцом при подаче искового заявления государственной пошлины (л.д. 6).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гриневича В.И. удовлетворить.

Признать незаконным исключение ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Заречном периодов работы Гриневича В.И.:

- с 12.07.1982г. по 28.02.2001г. в качестве каменщика участка капитального ремонта промплощадки РСЦ БАЭС,

- с 01.03.2001г. по 30.01.2007г. в качестве каменщика участка текущего ремонта промплощадки РСЦ БАЭС.

из специального трудового стажа, дающего ему право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Включить в специальный трудовой стаж Гриневича Виктора Ивановича дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по основанию, предусмотренному подп. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды его работы:

- с 12.07.1982г. по 28.02.2001г. в качестве каменщика участка капитального ремонта промплощадки РСЦ БАЭС,

- с 01.03.2001г. по 30.01.2007г. в качестве каменщика участка текущего ремонта промплощадки РСЦ БАЭС.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Заречном назначить и выплачивать Гриневичу Виктору Ивановичу досрочную трудовую пенсию по основанию, предусмотренному подп. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 01 марта 2007г.

Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Заречном в пользу Гриневича В.И. <данные изъяты> в возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Свердловский областной суд через Заречный районный суд Свердловской области.

Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2010г.

Судья          Е.С. Шумков