Дело № 2 - 436/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 сентября 2010г. г. Заречный Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Шумкова Е.С., при секретаре: Васильченко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобровой Галины Ивановны, Бобровой Анны Владимировны к Управлению Федеральной миграционной службы России по Свердловской области, к Администрации ГО Заречный о внесении изменений в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Боброва Г.И. и Боброва А.В. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации ГО Заречный и Управлению Федеральной Миграционной службы по Свердловской области и просят: - Администрацию ГО Заречный внести изменения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий вынужденных переселенцев, - Управление ФМС России по Свердловской области просят обязать поставить их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 08.11.1997г., и с учетом этого изменить их очередность в общих списках вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилище (л.д. 2, 23). В обоснование требований Боброва Г.И. в судебном заседании пояснила, что в 1995г. она обратилась в Белоярский центр занятости населения для получения статуса вынужденного переселенца. Однако затем появился закон, в соответствии с которым она должна была получить сначала гражданство Российской Федерации, а затем только могла получить статус вынужденного переселенца. Она обратилась в ПВС Белоярского ОВД по поводу приобретения гражданства, однако полтора года ей документов о приобретении гражданства не выдали. Она переехала жить в г. Заречный, где уже обратилась в ПВС г. Заречного для получения документов о гражданстве. Однако и затем ей длительное время не выдавали документы. После обращения к начальнику ПВС ей выдали документы о гражданстве. Гражданство Российской Федерации она и ее дочь Боброва А.В. получили 08.11.1997г. После получения гражданства ее поставили на очередь в Администрации г. Заречного на получение жилья как педагога. Она обратилась в Миграционную службу за получением статуса вынужденного переселенца, но Миграционная служба отказала ей в приеме документов по причине пропуска ею срока на подачу документов. Решением Белоярского районного суда ей был восстановлен срок для подачи документов для получения статуса вынужденного переселенца, суд установил, что она по уважительной причине пропустила этот срок - по вине работников ПВС, долго оформлявших документы о ее гражданстве. Статус вынужденного переселенца ей был присвоен 14.01.2000г. С этого времени она строит в очереди на жилищное обустройство, в настоящее время на получение жилищного сертификата, как вынужденный переселенец. Истица считает, что, так как судом было восстановлено ее право на присвоение ей статуса вынужденного переселенца, то следует и восстановить ее право на жилищное обустройство. В связи с этим она считает, что в списки вынужденных переселенцев, состоящих на учете в Миграционной службе следует внести изменения, Миграционная служба должна поставить ее на учет как вынужденного переселенца нуждающегося в жилье с 08.11.1997г., т.е. с момента получения ею гражданства. Этим будет восстановлено ее нарушенное право. Истица просила ее иск удовлетворить, обязать Управление Миграционной службы по Свердловской области поставить ее на учет нуждающейся в жилище с 08..11.1997г. и внести в очередность лиц, состоящих на учете соответствующие изменения, изменив номер ее очереди соответственно дате постановки ее на учет - 08.11.1997г. Истица Боброва А.В. в судебном заседании все доводы Бобровой Г.И. поддержала, просила иск удовлетворить. Представитель Управления Федеральной Миграционной службы Бадина В.П. в судебном заседании исковые требования истицы не признала, суду она пояснила, что в настоящее время списки вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируются местными органами самоуправления и органами исполнительной власти субъектов РФ. Списки Миграционная служба только согласовывает, проверяя наличие у конкретного лица статуса вынужденного переселенца. Статус вынужденного переселенца истице был присвоен 14.01.2000г. С этого времени она имеет право на жилищное обустройство и именно с этой даты она стоит на учете и в списках вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье. Изменить очередность истицы Миграционная служба не может. Представитель Администрации ГО Заречный суду пояснила, что истица обратилась в Администрацию ГО Заречный с заявлением 27 апреля 1999г., с этого времени ее и поставили на учет в качестве нуждающегося в жилье. В 2004г. постановлением Главы ГО Заречный, на основании решения суда была изменена дата постановки на учет Бобровой на 08.11.1997г. 30.04.2004г. Главой ГО Заречный было направлено ходатайство в Миграционную службу об изменении очередности Бобровой, но получен отказ в связи с тем, что постановка на очередь возможна только с момента присвоения статуса вынужденного переселенца. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно справке, обе истицы приобрели гражданство Российской Федерации на основании Указа Президента РФ № 1205 от 08.11.1997г. (л.д. 21). Статус вынужденных переселенцев истицы получили 14 января 2000г., что следует из выданных им удостоверений (л.д. 10-14). 27 апреля 1999г., т.е. до получения статуса вынужденного переселенца, истица обратилась в Администрацию МО г. Заречный с заявлением о постановке ее на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление мотивировано отсутствием у нее своей жилой площади (л.д.67). Постановлением Главы МО г. Заречный № 361-П от 19.05.1999г. Боброва Г.И. и члены ее семьи, в том числе и истица Боброва А.В. были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.58). Однако здесь следует указать, что Бобровы были приняты на учет не как вынужденные переселенцы, в соответствии с законом «О вынужденных переселенцах», а как граждане Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 9 Областного закона Свердловской области № 14-ОЗ от 04.05.1995г. «О предоставлении жилища в Свердловской области» (л.д.58). В соответствии с представленным сводным списком вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01 июля 2001г. истица Боброва Г.И. была включена в этот список (№), причем дата принятия ее на учет указана - 14.01.2000г., т.е. дата получения статуса вынужденного переселенца (л.д. 42-44). Постановлением Главы МО г. Заречный № 418-П от 27.04.2004г. были внесены изменения в списки очередности на получение жилой площади, и истица с членами ее семьи стала числиться в общем списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке вынужденных переселенцев на получение жилой площади с 08.11.1997г., а не с 27.04.1999г., а в первоочередном списке стала числиться также с 08.11.1997г., а не с 17.03.2000г. Основанием для изменения очередности явились справка о получении гражданства от 08.11.1997г. и решение Белоярского районного суда от 26.11.1999г. о восстановлении пропущенного срока о признании вынужденным переселенцем (л.д.59). После вынесения данного постановления, Глава МО г. Заречный обратился с ходатайством к начальнику Управления по делам Миграции ГУВД Свердловской области с просьбой внести изменения в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих на учете в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.61). Однако в удовлетворении данного ходатайства было отказано по тому мотиву, что истица была включена в сводные списки с даты присвоения ей статуса вынужденного переселенца (л.д.60). В соответствии со сводным списком вынужденных переселенцев, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Свердловской области на 2010г., утвержденным заместителем Министра строительства и архитектуры Свердловской области - Боброва Г.И. с членом семьи состоит на учете в этом списке - №, дата постановки на учет в списке указана 14.01.2000г., т.е. дата присвоения статуса вынужденного переселенца (л.д.45-47). Требования истиц, являющиеся предметом разбирательства в настоящем судебном заседании, фактически сводятся к тому, что они просят изменить их очередность и дату постановки на учет в качестве вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просят указать дату постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - дату получения ими гражданства Российской Федерации, т.е. дату более раннюю, чем ими был приобретен статус вынужденного переселенца. А с учетом этого просят изменить их очередность, уменьшив их номер очереди. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона РФ № 45-30-1 от 19.02.1993г. «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. В соответствии с пунктами 2-3 ст. 5 указанного закона решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных законом «О вынужденных переселенцах», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. Подпунктом 2 п. 1 ст. 7 закона «О вынужденных переселенцах» установлена обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по включению вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством в список граждан на получение жилья, строительство которого осуществляется за счет федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и средств местного бюджета. Во исполнение закона «О вынужденных переселенцах» Правительством РФ Постановлением № 845 от 08.11.2000г. было утверждено «Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации». Данным положением предусмотрена возможность обеспечения вынужденных переселенцев жильем для постоянного проживания, путем предоставления, как правило, отдельной квартиры с учетом норм предоставления жилья, установленных жилищных законодательством. Для обеспечения жильем, вынужденные переселенцы подлежат постановке на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предусматривалась этим Положением и выдача вынужденным переселенцам безвозмездной субсидии или иной безвозмездной помощи на строительство или приобретение постоянного жилья. Во исполнение указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 845 от 08.11.2000г. Министерством по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ был издан Приказ № 31 от 10 апреля 2001г., которым утвержден «Порядок ведения территориальными органами Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья». В соответствии с п. 8 данного Порядка, установлено, что вынужденные переселенцы включатся в сводные списки лиц исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). Однако данный пункт порядка ведения сводных списков, следует применять и толковать во взаимосвязи с абз. 3 п. 2 ст. 5 закона «О вынужденных переселенцах», который, как уже указано выше устанавливает, что основанием для предоставления гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации для вынужденных переселенцев, является решение о признании лица вынужденным переселенцем. Т.е. лицо получает право на гарантии, только с момента присвоения ему статуса вынужденного переселенца, до присвоения лицу такого статуса, это лицо не имеет право на гарантии, установленные для вынужденных переселенцев. С учетом этого положения ст. 5 закона «О вынужденных переселенцах», п. 8 «Порядка ведения территориальными органами Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья» следует толковать и применять следующим образом: - если органом местного самоуправления на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, был принят гражданин, уже обладающий статусом вынужденного переселенца, то этот гражданин и должен быть включен в сводный список вынужденных переселенцев состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий - с даты принятия этого лица, т.е. уже вынужденного переселенца, органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; - если же орган местного самоуправления принял гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - до получения им статуса вынужденного переселенца, по иным основаниям, предусмотренных законодательством РФ, то право на включение в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, у этого гражданина возникает только с момента получения им статуса вынужденного переселенца и он должен быть включен в такой сводный список не с даты постановки его на учет в качестве нуждающегося, а именно с даты приобретения им статуса вынужденного переселенца. Иное толкование п. 8 Порядка, противоречит положениям ст. 5 закона «О вынужденных переселенцах». Закон же в данном случае имеет большую юридическую силу. С учетом этого, суд приходит к выводу, что включение истицы Бобровой Г.И. в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01 июля 2001г. с указанием даты принятия на учет - 14.01.2000г. (л.д.42-44), т.е. с даты получения статуса вынужденного переселенца - является обоснованным. Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006г. были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010годы» (далее по тексту Правила). Подпунктом «ж» пункта 5 этих Правил установлено, что граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, могут принять участие в указанной подпрограмме. А, следовательно, обеспечение этих граждан из числа вынужденных переселенцев жильем может быть осуществлено путем выдачи им субсидии на приобретение жилья, право на которую подтверждается государственным жилищным сертификатом. Однако в соответствии с п. 26 Правил, сводный список граждан, признанных вынужденными переселенцами, участников этой подпрограммы, формируется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но подлежит согласованию с органами Федеральной миграционной службы. Поэтому, в данном случае, суд приходит к выводу, что Управление Федеральной миграционной службы РФ по Свердловской области, в настоящее время не является тем органом, который составляет сводный список вынужденных переселенцев, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010годы». А поэтому, Управление ФМС России по Свердловской области не вправе и вносить какие-либо изменения в эти списки, которые на 2010г. утверждены Министерством строительства и архитектуры Свердловской области (л.д.45-47). Т.е. иск Бобровых в данном случае предъявлен к Управлению Федеральной миграционной службы по Свердловской области - не обоснованно, а именно предъявлен он к ненадлежащему ответчику. Это обстоятельство является основанием для отказа истицам в удовлетворении предъявленных к Управлению ФМС России по Свердловской области требований. Вместе с этим, по мнению суда, включение в сводный список вынужденных переселенцев участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Свердловской области на 2010г. истицы Бобровой Г.И. членов ее семьи исходя из даты приобретения ею статуса вынужденного переселенца - 14.01.2000г. соответствует положениям абз. 3 п. 2 ст. 5 закона «О вынужденных переселенцах», является и правомерным указание очередности Бобровой в этом списке, исходя из этой даты, так как истица не может быть включена в этот список по очереди раньше чем, те лица, которые ранее нее получили статус вынужденного переселенца. Решением суда от 26.11.1999г. истице был восстановлен срок для обращения с заявлением о получении статуса вынужденного переселенца (л.д. 18). После чего она и получила этот статус 14.01.2000г. Однако данное решение суда не является тем документом, который позволяет считать, что статус вынужденного переселенца истицы получили раньше 14.01.2000г. Поэтому и нет оснований считать, что истицы получили право на гарантии, предусмотренные законодательством для вынужденных переселенцев ранее, чем 14.01.2000г. Что же касается требований, предъявленных к Администрации ГО Заречный, то в соответствии с представленными списками очередности на 2010г. и Постановлением Главы МО г. Заречный № 418 от 27.04.2004г., истица Боброва Г.И. и член ее семьи истица Боброва А.И. находятся в списках с указанием даты постановки на учет - 08.11.1997г., а их очередность определена в соответствии с этой датой (л.д. 62-63). Т.е. фактически истицы состоят в Администрации ГО Заречный на учете в списках в соответствии с их требованиями, которые изложены в исковом заявлении. Представителем Управления ФМС был представлен список вынужденных переселенцев, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.07.009г., который был направлен Администрацией ГО Заречный в ФМС в 2009г., и на основании которого вынужденные переселенцы из этого списка были включены в сводный список участников подпрограммы на 2010г. (л.д.64-66, 45-47). В этом списке Боброва Г.И. числится в очереди шестой и поставлена она в очередность, предусмотренную этим списком именно исходя из даты приобретения ею статуса вынужденного переселенца. Такое определение очередности Бобровой Г.И. в этом списке также соответствует требованиям абз. 3 п. 2 ст. 5 закона «О вынужденных переселенцах», поскольку включение в такой список Бобровой Г.И. могло иметь место только при получении ею статуса вынужденного переселенца и ранее получения этого статуса она в список попасть не могла. Таким образом, и оснований для удовлетворения требований к администрации ГО Заречный не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Бобровых отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Свердловский областной суд через Заречный районный суд Свердловской области. СУДЬЯ - Мотивированное решение изготовлено 7 сентября 2010г.