2-462/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 7 октября 2010 года Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Вахониной С.Н. при секретаре Яковлевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верфель Александра Робертовича к администрации ГО Заречный, третьим лицам на стороне истца, не заявляющим самостоятельные требования Верфель Татьяне Викторовне, Вервель Анне Александровне, Верфель Андрею Александровичу о защите жилищных прав, У С Т А Н О В И Л: Верфель А.Р. обратился в суд с выше указанными исковыми требованиями. В обоснование иска представитель истца Штирц С.В., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что Верфель А.А. с семьей проживает с 1994 года в служебной квартире по адресу <адрес>. Являлся военнослужащим, проходил военную службу в в/ч 21221. Уволен был с военной службы по основаниям - достижения предельного возраста по ч.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащего» 1 декабря 2004 года. В связи с тем, что в/ч 21221 передислоцировалась в этот период, удостоверение на предоставление льгот по жилью, как бывшему военнослужащему он получил только в мае 2005 года. Когда он обратился в жилотдел администрации ГО Заречный с заявлением о постановке на учет для получения жилья как бывшему военнослужащему, то в постановке ему было отказано, так как он не успел встать на учет до 1 января 2005 года. Он просит признать его вставшим на жилищный учет, как бывший военнослужащий, до 1 января 2005 года. Его вины нет в том, что удостоверение о льготах ему было выдано только в мае 2005 года. Уволился он со службы в декабре 2004 года. Поэтому он не попадает и под категорию военнослужащих уволенных со службы и вставших на очередь до 1 января 2005 года и в другую категорию - уволенных со службы после 1 января 2005 года и вставших на жилищный учет после 1 января 2005 года. Также просит признать его право на получение жилищного сертификата в соответствии с федеральной программой. Исковые требования о предоставлении жилья и понуждении администрации ГО Заречный включить в списки нуждающихся в получении жилья не поддерживает. Истец в судебное заседание не явился. Ранее пояснял, что уволен был в запас в декабре 2004 года, пока собирал документы на постановку на жилищный учет, как бывшего военнослужащего, изменилось законодательство, и в постановке ему было отказано. Отказали ему устно в марте и мае 2005 года в постановке на жилищный учет. Больше он с заявлениями не обращался. Знал, что его сослуживцы каждый год обращаются с заявлением о выдаче жилищного сертификата, он заявлений не писал, так как ему было отказано. Затем услышал по телевизору выступление руководителей страны о том, что каждый военнослужащий должен быть обеспечен жильем по жилищному сертификату, поэтому решил все-таки обратиться в суд в настоящее время. Ответчик в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. С иском не согласны, так как истец не встал на жилищный учет до 1 января 2005 года (л.д.27). Третьи лица просят рассмотреть дело в их отсутствие. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично. Согласно выписке из приказа командира в/ч 21221 от 30 ноября 2004 года истец уволен в запас с военной службы 1 декабря 2004 года по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (л.д.15). Из справки от 25 января 2005 года усматривается, что истец с семьей составом 4 человека проживает в <адрес> (л.д.13). 12 января 2005 года командир в/ч 21221 обратился с ходатайством о постановке на очередь на улучшение жилищных условий бывшего военнослужащего Верфель А.А. (л.д.17). Удостоверение на право пользования льготами для постановки на очередь для получения жилья выдано истцу 19 мая 2005 года (л.д.18). Таким образом, установлено, что истец уволен в запас с военной службы 1 декабря 2004 года, то есть до 1 января 2005 года, а необходимые для постановки на жилищный учет документы получены им только в мае 2005 года, то есть когда вступил в действие Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», которым в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» внесены изменения в п.2 ст.15. В соответствии с п.2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Указанная норма предусматривает два условия, которые необходимы для получения жилья бывшими военнослужащими, уволенными в запас до 1 января 2005 года, путем получения жилищного сертификата - это их увольнение в запас до 1 января 2005 года и постановку на жилищный учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года. Федеральным законом "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, устанавливалось, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 15), при этом те из них, кто имеет общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования (пункт 14 статьи 15). Таким образом, до 1 января 2005 года не требовалось одновременного наличия двух условий для обеспечения жильем в соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - увольнение с военной службы и постановка на жилищный учет до определенной даты. Из приведенных законоположений следует, что до 1 января 2005 года законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. При этом в соответствии с пунктом 14 той же статьи обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Тем самым с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. Истец был уволен в запас 1 декабря 2004 года. Вместе с этим, необходимые для постановки на жилищный учет документы получены истцом только в мае 2005 года. Поэтому истец обратился с заявлением о постановке на жилищный учет 21 марта 2005 года и 16 мая 2005 года. Постановлением главы МО «город Заречный» от 30 июня 2005 года № 654-П в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Верфель А.Р., уволенному с военной службы в запас, было отказано в связи с отсутствием законных оснований (в связи с вступлением в законную силу Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года). Суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Верфель А.А. о признании его вставшим на жилищный учет до 1 января 2005 года по следующим основаниям. Из постановления главы администрации города Заречный от 1 мая 1995 года № 290 усматривается, что третье лицо Верфель Т.В. (супруга истца) состоит на жилищном учете в администрации ГО Заречный составом семьи 4 человека, в том числе и истец. Указанное свидетельствует о том, что истец, являясь военнослужащим, не был обеспечен жильем и состоял в списках на получение жилья. Поставлен он на очередь в составе семьи Верфель Т.В. в 1995 года и состоит в очереди на получение жилья до настоящего времени. Это подтверждает, что фактически истец состоял на жилищном учете в администрации ГО Заречный и до 1 января 2004 года, что подтверждает обоснованность исковых требований о признании Верфель А.А. вставшим на жилищный учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, как того требует норма п.2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года. Кроме того, вины истца не имеется в том, что в силу объективных обстоятельств (вступление в законную силу законодательных актов, изменивших условия предоставления жилья бывшим военнослужащим) он не смог в срок до 1 января 2005 года предоставить все необходимые документы для постановки на учет. В настоящее время истец и его семья остались нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как заключили договор социального найма на квартиру общей площадью 43,6 кв.м при социальной норме предоставления жилья на каждого члена семьи по 18 кв.м (л.д.30). Вместе с этим исковые требования о признании права истца на получение жилищного сертификата удовлетворению не подлежат, так как Правительством РФ установлен определенный порядок получения жилищного сертификата. Так, в соответствии с п.24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Таким образом, в настоящее время за истцом, не обратившимся до 1 июля 2010 года с заявлением о выделении сертификата в 2011 году в орган местного самоуправления, не может быть решением суда признано право на получение жилищного сертификата, тем более, что истец не отрицает, что ему было известно о том, что необходимо каждый год писать заявления на выдачу сертификата. Такой же порядок получения государственных жилищных сертификатов был установлен и предыдущими постановлениями Правительства РФ, начиная с 2004 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать Верфель Александра Робертовича вставшим на жилищный учет в администрации ГО Заречный в качестве нуждающегося в жилом помещении уволенного с военной службы в запас по достижению предельного возраста (п.п.»а» п.1 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») до 1 января 2005 года. В остальной части исковых требований Верфель А.Р. отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2010 года. Судья С.Н.Вахонина