2-389/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 августа 2010 года Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Вахониной С.Н. при секретаре Яковлевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкасовой Яны Гарриевны, Назаренко Кристины Гарриевны к администрации ГО Заречный, Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о признании бездействия незаконным, о предоставлении жилья, У С Т А Н О В И Л: Истицы имеют статус детей, оставшихся без попечения родителей. Ими предъявлены исковые требований к администрации ГО Заречный о признании незаконным бездействия администрации ГО Заречный, выразившегося в не предоставлении им жилья с момента достижения истицами совершеннолетнего возраста. Кроме этого истицы просили обязать администрацию ГО Заречный предоставить им жилье в соответствии с федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика к участию в деле привлечено Правительство Свердловской области. Решением Заречного районного суда от 12 марта 2010 года исковые требования были удовлетворены. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 июня 2010 года решение суда отменено в связи с тем, что судом не определен субъектный состав спора в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13 ноября 2009 года № 1631-ПП, поскольку главным распорядитель средств на приобретение жилья является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а также не привел соответствующее нормативное обоснование. В настоящее время к участию в деле по инициативе суда и ходатайству истиц привлечены Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, а также Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Представитель истиц ранее пояснял, что в части предоставления жилого помещения в соответствии с федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исковые требования поддерживаются к администрации ГО Заречный и Правительству Свердловской области, а в настоящее время также и к выше указанным организациям (л.д.210). В обоснование исковых требований представитель истиц Черкасов А.В. ранее пояснял в судебном заседании, что в соответствии с постановлением главы администрации г. Заречного № 232 от 27 апреля 1993 года истицы признаны детьми-сиротами и над ними учреждена опека. По достижении совершеннолетия истицы обратились в администрацию ГО Заречного с заявлениями о предоставлении им жилого помещения. Постановлением главы МО «г.Заречный» от 22 июня 2004 года они поставлены на учет во внеочередной список, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Однако до 2006 года администрацией ГО Заречный не предпринималось никаких мер для предоставления истицам жилья в соответствии с требованиями законодательства. На заявления истиц о причинах не предоставления им жилья, администрация ГО всегда отвечала об отсутствии финансирования или о том, что аукцион на право заключения Министерством общего и профессионального образования Свердловской области государственного контракта на строительство квартир для детей-сирот, признан не состоявшимся. В результате бездействия администрации ГО Заречный истицы до настоящего времени не обеспечены жильем, которое должны были получить вне очереди. В настоящее судебное заседание истицы не явились. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель администрации ГО Заречный Гуторова Ю.Ф. в судебное заседание не явилась. Уведомлена о рассмотрении дела судебной повесткой. Ранее поясняла, что администрацией ГО Заречный исковые требования не признаются, поскольку в соответствии с федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П предполагается возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. На администрацию ГО Заречного не возложены вышеназванные государственные полномочия. Поэтому обязанность по обеспечению жильем истиц может быть возложена на администрацию ГО Заречного только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется на основании постановлений Правительства Свердловской области. Администрацией ГО Заречный с мая 2006 года направляются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых истицы стоят первыми. В 2007 году администрацией Го Заречного направлялся перечень жилых домов, в строительство которых возможно вложение целевых средств областного бюджета в целях обеспечения жильем детей-сирот. 2 февраля 2009 года направлялось письмо в адрес министра образования Свердловской области с просьбой об изыскании денежных средств областного бюджета для покупки жилья истицам. Однако просьбы администрации ГО Заречный остаются без ответа. В удовлетворении исковых требований просят отказать, т.к. обязанность по предоставлению жилья истицам, является государственным полномочием Свердловской области. Представитель Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился. В поступившем на иск отзыве имеется просьба рассмотреть дело в отсутствии представителя Правительства Свердловской области. Из отзыва также следует, что исковые требования не признаются, т.к. детальное воспроизведение в решении суда положений Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, с одной стороны не является необходимым, с другой стороны усложняет механизм обеспечения ребенка-сироты жилым помещением. Представитель Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явились. Из письменного отзыва усматривается, что в июне 2010 года было проведено два аукциона по приобретению жилья детям-сиротам и оба признаны не состоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие. Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно письменному отзыву порядок предоставления жилья детям-сиротам на территории Свердловской области утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП. Министерство является главным распорядителем, а получателем - Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (л.д.152-153). Представительи Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в судебное заседание не явились. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. Указали, что распорядителями средств для приобретения жилья детям-сиротам они были в 2009 году. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Постановлением главы администрации г. Заречного № 232 от 27 апреля 1993 года была учреждена опека над Назаренко Яной Гарриевной и Назаренко Кристиной Гарриевной, как над детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку мать детей умерла, а отец с семьей не проживает ( л.д.8). В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, при прекращении опеки попечительства вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они занимали ранее. В постановлении главы администрации г.Заречного № 232 от 27 апреля 1993 года за Назаренко Я.Г. и Назаренко К.Г. жилое помещение не сохранялось, что свидетельствует об его отсутствии на период передачи детей под опеку. 13 октября 2001 года Назаренко Я.Г. зарегистрировала брак с Черкасовым А.В. и ей была присвоена фамилия «Черкасова» ( л.д.14) Постановлением главы МО « г.Заречный» № 649-П «О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий» Черкасова Я.Г. и Назаренко К.Г. были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке ( л.д. 9). Постановлением главы администрации ГО Заречный № 665-П от 9 июля 2009 года «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете администрации городского округа Заречный в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда» утвержден внеочередной список на 2009 год, в котором истицы значатся под №№ 19,20, как не имеющие жилья. Зарегистрированы истицы в <адрес> (л.д. 67-68). Данная квартира на праве собственности принадлежит Зозуля Н.И., что подтверждено договором купли-продажи от 13 марта 1997 года. Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 названного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Данное положение закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В Определении Конституционный Суд РФ указал, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Органом местного самоуправления с 2004 года по настоящее время истицы включены в «Список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающихся жильем согласно Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не имеющих закрепленного жилья» (л.д. 64). В данном списке истицы значатся под №№ 1, 2. Правительством Свердловской области с 2006 года ежегодно издается Постановление об утверждении порядка обеспечения в текущем году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. Согласно разработанных с 2006 года по 2009 год порядков обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, областным бюджетом выделяются денежные средства на приобретение (строительство) жилых помещений для данной категории населения. Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. 20 апреля 2010 года постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета (далее Порядок). В соответствии с Порядком на 2010 год уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобретаются путем аукциона. Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений истицам Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и установленным постановлением Правительства Свердловской области возлагается, как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию ГО Заречный, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Поэтому исковые требования истиц о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению им жилых помещений в соответствии с требованиями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчикам сроки для совершения действий по передаче истицам права пользования жилыми помещениями. Суд считает необходимым установить ответчикам два месяца со дня вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных судом обязанностей. Обоснованными суд находит и требований истиц о признании незаконным бездействия администрации ГО Заречный по не предоставлению им жилья. Как следует из представленных документов, только 15 мая 2006 года администрация ГО Заречный направила в адрес Министра экономики и труда Свердловской области список граждан из сила детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для внеочередного обеспечения жильем по ГО Заречный. До этой даты администрацией ГО Заречный не предпринималось мер к предоставлению в Правительство Свердловской области списков, для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая обязанность у администрации ГО Заречный возникла со дня постановки на учет истиц на получения жилья, т.е. с 1 июня 2004 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации городского округа Заречный Свердловской области по обеспечению жилыми помещениями вне очереди Черкасову Яну Гарриевну и Назаренко Кристину Гарриевну в период с 1 июня 2004 года по 15 мая 2006 года. Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязать Правительство Свердловской области, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории города Заречный Свердловской области жилых помещений для Черкасовой Яны Гарриевны и Назаренко Кристины Гарриевны и передать их в муниципальную собственность городского округа Заречный Свердловской области. Обязать администрацию городского округа Заречный Свердловской области в течение двух месяцев со дня передачи Правительством Свердловской области жилых помещений, приобретенных для Черкасовой Яны Гарриевны и Назаренко Кристины Гариевны, произвести регистрацию муниципальной собственности на данные жилые помещения и заключить с Черкасовой Яной Гарриевной и Назаренко Кристиной Гариевной договоры социального найма жилых помещений. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Свердловский облсуд через Заречный районный суд. Судья Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2010 года.