2-467/2010 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 сентября 2010 года Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Вахониной С.Н. при секретаре Яковлевой Е.В., с участием старшего помощника Белоярского межрайонного прокурора Мальцевой А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярскоо межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации ГО Заречный, Правительству Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, третьему лицу ТО ИОГВ СО УСЗН СО по г.Заречный о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями в интересах ребенка, оставшегося без попечения родителей ФИО1 о предоставлении жилья в рамках ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В обоснование иска помощник Белоярского межрайонного прокурора Мальцева А.В. суду пояснила, что родители ФИО1 решением суда лишены родительских прав. В связи с этим она был помещена в Черноусовскую специальную (коррекционную) школу-интернат. При направлении ее в учебное заведение на полное государственное обеспечение, за несовершеннолетней жилье не закреплялось. В 2008 году постановлением главы администрации ГО Заречный был принят на жилищный учет, как ребенок-сирота, не имеющий закрепленного за ним жилого помещения. В соответствии с абз.2, п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны обеспечиваться жилыми помещениями за счет средств областного бюджета. Правительство Свердловской области ежегодно издает постановления о порядке предоставления жилых помещений такой категории граждан, как дети-сироты. 20 апреля 2010 года утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно этому порядку к полномочиям органов местного самоуправления отнесено формирование списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставление в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» предложений по распределению жилья детям, которые приобрел или построил Фонд после проведения конкурсов за счет средств областного бюджета и безвозмездно передал в муниципальную собственность для выдачи по договорам социального найма. Поэтому обязанность по предоставлению жилых помещений истцу возлагается, как на областные органы исполнительной власти, так и на органы местного самоуправления. Согласно информации ГОУ НПО СО «Курьинское профессиональное училище» Расковалова К.С. заканчивает обучение 30 июня 2010 года, однако жилое помещение для него не приобретено и не построено, и в муниципальную собственность г.Заречный не передано. В силу своего несовершеннолетнего возраста ФИО1 не имеет возможности самостоятельно осуществлять защиту своих интересов в суде. Просят обязать СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению жилья на территории ГО Заречный для ФИО1., и передать его в муниципальную собственность ГО Заречный. Обязать администрацию ГО Заречный в течение месяца со дня передачи приобретенного для истца жилого помещения, произвести регистрацию права собственности на данное жилое помещение и заключить с истцом договор социального найма жилого помещения. Представитель администрации ГО Заречный в судебное заседание не явился. Представитель СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. С иском не согласны, так как Фонд и так действует в строгом соответствии с законом о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Судебного решения для этого выносить нет необходимости. Истцу не было отказано в праве на получение жилья в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Представитель Министерства строительства и архитектуры в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился. Представитель третьего лица ТО ИОГВ СО-УСЗН СО по г.Заречный Ванина Л.И. суду пояснила, что родители ФИО1. были лишены родительских прав решением суда в 2001 году. При направлении ребенка-сироты в Черноусовскую коррекционную школу, жилое помещение, которое она занимала вместе с родителями, не закреплялось, так как в собственности администрации ГО Заречный или в собственности родителей ребенка не находилось, но было в аварийном состоянии. В настоящее время ФИО1 окончила училище. Проживать ей негде. Исковые требования поддерживает. Заслушав представителя истца, представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Решением Белоярского районного суда от 20 августа 2001 года были лишены родительских прав в отношении ФИО1., ее родители - Расковалов С.А. и Расковалова Т.А. (л.д.8). Согласно распоряжению главы МО «Белоярский район» ФИО1 была направлена 14 октября 2005 года в Черноусовскую коррекционную школу на полное государственное обеспечение, жилое помещение за ней не закреплено (л.д.16). 30 августа 2008 года ФИО1. выбыла из школы в ГОУ НПО СО «Курьинское профессиональное училище» (л.д.17), где находилась также на полном государственном обеспечении. Из свидетельства об уровне квалификации усматривается, что она закончила Круьинское профтехучилище 30 июня 2010 года (л.д.10). Об отсутствии жилого помещения у ФИО1. свидетельствует и постановление главы администрации ГО Заречный от 8 июля 2008 года № 315-П, согласно которому истец принят на жилищный учет, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и не имеющий жилого помещения (л.д.11). Таким образом, установлено, что ФИО1. является ребенком, оставшимся без попечения родителей и не имеет закрепленного за ним жилого помещении, то есть на него распространяется действие ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 названного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Данное положение закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В Определении Конституционный Суд РФ указал, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. 20 апреля 2010 года постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета (далее Порядок). В соответствии с Порядком на 2010 год уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобретаются путем аукциона. Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов). Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений истицам Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и установленным постановлением Правительства Свердловской области возлагается, как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию ГО Заречный, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Поэтому исковые требования Белоярского межрайонного прокурора надлежит удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 233-237 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории города Заречный Свердловской области жилого помещения для ФИО1 и передать его в муниципальную собственность городского округа Заречный Свердловской области. Обязать администрацию городского округа Заречный Свердловской области в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилых помещений, приобретенного для ФИО1, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения. Заочное решение может быть обжаловано ответчиками в Заречный районный суд в течение 7 дней со дня вручения им копии решения суда, а в случае отказа в удовлетворении заявления в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней; истцом заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда. Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2010 года. Судья С.Н.Вахонина