Решение по делу №2-452/2010 от 30.08.2010 по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах Македонского К.В к администрации ГО Заречный о предоставлении жилья



                                                                                                                                        2-452/2010

           

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2010 года Заречный районный суд Свердловской области

в составе судьи Вахониной С.Н.

при секретаре Яковлевой Е.С., с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Мальцевой А.В., по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего ФИО4 к администрации ГО Заречный, Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями в интересах ребенка, оставшегося без попечения родителей ФИО4 о предоставлении жилья в рамках ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В обоснование иска помощник Белоярского межрайонного прокурора Мальцева А.В. суду пояснила, что родители ФИО4 решением суда лишены родительских прав в отношении него. В связи с этим он был помещен в Заречный детский дом на полное государственное обеспечение. Затем был направлен в ГОУ СПО СО «Сухоложский многопрофильный техникум». В 2008 году постановлением главы администрации ГО Заречный был принят на жилищный учет, как ребенок-сирота, не имеющий закрепленного за ним жилого помещения. В соответствии с абз.2, п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны обеспечиваться жилыми помещениями за счет средств областного бюджета. правительство Свердловской области ежегодно издает постановления о порядке предоставления жилых помещений такой категории граждан, как дети-сироты. 20 апреля 2010 года утвержден порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Согласно этому порядку к полномочиям органов местного самоуправления отнесено формирование списков граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставление в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» предложений по распределению жилья детям, которые приобрел или построил Фонд после проведения конкурсов за счет средств областного бюджета и безвозмездно передал в муниципальную собственность для выдачи по договорам социального найма. Поэтому обязанность по предоставлению жилых помещений истцу возлагается, как на областные органы исполнительной власти, так и на органы местного самоуправления. Согласно информации ГОУ СПО СО «Сухоложский многопрофильный техникум» ФИО4 заканчивает обучение 30 июня 2010 года, однако жилое помещение для него не приобретено и не построено, и в муниципальную собственность г.Заречный не передано. В силу своего несовершеннолетнего возраста ФИО4 не имеет вовзможности самостоятельно осуществлять защиту своих интересов в суде. Просят обязать СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению жилья на территории ГО Заречный для ФИО4 и передать его в муниципальную собственность ГО Заречный. Обязать администрацию ГО Заречный в течение месяца со дня передачи приобретенного для истца жилого помещения, произвести регистрацию права собственности на данное жилое помещение и заключить с истцом договор социального найма жилого помещения.

Представитель администрации ГО Заречный в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. С иском не согласны, так как Фонд и так действует в строгом соответствии с законом о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Судебного решения для этого выносить нет необходимости. Истцу не было отказано в праве на получение жилья в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представитель Министерства строительства и архитектуры в судебное заседание не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица ТО ИОГВ СО-УСЗН СО по г.Заречный Бергер О.В. исковые требования прокурор поддержала, пояснила, что ФИО4 окончил техникум в этой году, где находился на полном государственном обеспечении. При лишении его родителей родительских прав, какое-либо жилое помещение за ним не закреплялось. В свое время опека обращалась с иском к Концерну «Росэнергоатом» о признании за несовершеннолетним права пользования комнатой в общежитии, которое ранее принадлежало концерну. Решением суда первой инстанции исковые требования органа опеки были удовлетворены, но по жалобе концерна, суд второй инстанции (Свердловский областной суд), решение суда о праве ФИО4 на жилое помещение, отменил. Поэтому при лишении родительских прав, жилое помещение за несовершеннолетним не закреплялось.

Заслушав представителя истца, представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Решением Заречного районного суда от 13 декабря 2005 года были лишения родительских прав в отношении Мацедонского Константина, 1992 года рождения, его родители - Мацедонский Владимир Владимирович, Мацедонская Любовь Викторовна (л.д.22).

Первоначально ФИО4 был направлен в ГОУ СО «Сысертский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (л.д.17).

Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области ФИО4 был направлен в Заречный детский дом (л.д.21).

Согласно приказу ТО ИОГВ СО-УСЗН СО по г.Заречный от 8 мая 2008 года при передаче ФИО4 на полное государственное обеспечение в Заречный детский дом, жилое помещение за ним не закреплялось (л.д.17).

Об отсутствии жилого помещения у ФИО4 свидетельствует и постановление главы администрации ГО Заречный от 8 июля 2008 года № 315-П, согласно которому истец принят на жилищный учет, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и не имеющий жилого помещения (л.д.19).

Таким образом, установлено, что ФИО4 является ребенком, оставшимся без попечения родителей и не имеет закрепленного за ним жилого помещении, то есть на него распространяется действие ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 названного федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

Данное положение закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В Определении Конституционный Суд РФ указал, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

20 апреля 2010 года постановлением Правительства Свердловской области № 646-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета (далее Порядок).

В соответствии с Порядком на 2010 год уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобретаются путем аукциона.

Средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов Свердловской области, на расчетные счета застройщиков (продавцов).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилых помещений истицам Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и установленным постановлением Правительства Свердловской области возлагается, как на Правительство Свердловской области, так и на администрацию ГО Заречный, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства».

Поэтому исковые требования Белоярского межрайонного прокурора надлежит удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 233-237 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» правительства Свердловской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по приобретению на территории города Заречный Свердловской области жилого помещения для ФИО4 и передать его в муниципальную собственность городского округа Заречный Свердловской области.

Обязать администрацию городского округа Заречный Свердловской области в течение месяца со дня передачи Правительством Свердловской области жилых помещений, приобретенных для ФИО4, произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещение и заключить с ФИО4 договор социального найма жилого помещения.

Заочное решение может быть обжаловано ответчиками в Заречный районный суд в течение 7 дней со дня вручения им копии решения суда, а в случае отказа в удовлетворении заявления в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней; истцом заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 4 сентября 2010 года

Судья                             С.Н.Вахонина