Дело № 2-528/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 ноября 2010 года Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Черепановой С.А., при секретаре Булатовой И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горина В.М. к ТО ИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по г. Заречному об оспаривании решения, понуждении к совершению действий, о возмещении морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Истец просит признать незаконным решение ТО ИОГВ СО - УСЗН МСЗН по г. Заречному от 19 февраля 2010 года об отказе ему в выдаче удостоверения «Ветеран труда», просит обязать ответчика выдать ему удостоверение «Ветеран труда». Также истец просит взыскать с ответчика в его пользу <данные изъяты> в возмещение морального вреда, <данные изъяты> в возмещение расходов на представителя и <данные изъяты> возврат госпошлины. В обоснование представитель истца Ваганов В.В. пояснил, что в феврале 2010 года истец подал в УСЗН по г. Заречному заявление о выдаче ему удостоверения «Ветеран труда». К заявлению он приложил справку из ГУ УПФ РФ в г. Заречном о назначенной ему пенсии, трудовом стаже и удостоверение «Ветеран атомной энергетики и промышленности», выданное на основании приказа Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Основанием для отказа в выдаче удостоверения «Ветеран труда» явилось то, что Государственная корпорация не относится к органам государственной власти. Истец с данным решением не согласен, поскольку Корпорация в соответствии с действующим законодательством исполняет функции ранее действовавшего Федерального агентства по атомной энергии. Другого федерального органа в области использования атомной энергии нет. Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Поступила телефонограмма от начальника УСЗН по г. Заречному Вотевой Л.С. с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика. Из ранее представленного ответчиком отзыва на иск следует, что требования истца не признаются, поскольку система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года. Государственная корпорация по атомной энергии в перечень органов государственной власти не входит. В соответствии с Положением «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области № 458-У от 5 июня 2008 года документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются решения о награждении знаками отличия в труде за продолжительный и добросовестный труд, принятые руководителями органов исполнительной власти Российской Федерации, к которым государственная корпорация «Росатом» не относится. Помимо этого, не представлено доказательств, что знак «Ветеран труда атомной энергетики и промышленности» является ведомственной наградой. Представитель ОАО «<данные изъяты>» Шабурова И.П. иск поддерживает. Она указала, что после ликвидации Федерального агентства по атомной энергии, другого органа, осуществляющего руководство предприятиями атомного комплекса, нет. Она также считает, что Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» исполняет функции федерального органа исполнительной власти в области использования атомной энергии. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В феврале 2010 года Горин В.М. обратился в ТО ИОГВ СО - УСЗН МСЗН СО по г. Заречному (далее по тексту УСЗН) с заявлением, в котором просил ходатайствовать о выдаче ему удостоверения «Ветеран труда». Знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» Горин В.М. награжден на основании приказа Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»№ 1288/к от 16 декабря 2008 года ( л.д.11). 19 февраля 2010 года УСЗН принято решение об отказе в выдаче истцу удостоверения «Ветеран труда» в связи с тем, что Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» не является органом государственной власти ( л.д. 16). О принятом решении истец был извещен в июле 2007 года, что следует из пояснений его представителя и подтверждается письмом УСЗН по г. Заречный от 7 июля 2010 года № 1391 ( л.д.17). В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации ( л.д. 48). В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Положения «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области № 458-У от 5 июня 2006 года ( в редакции от 16 мая 2010 года), звание «Ветеран труда» присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам, награжденным орденами и медалями либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин (л.д.63-66). В соответствии с пунктом 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящего положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, в положениях о которых указано, что они являются ведомственными наградами, и решение о награждении работников которыми принято: 1) Президентом Российской Федерации; 2) Председателем Правительства Российской Федерации; 3) председателями Совета федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; 4) Руководителем Администрации Президента Российской федерации; 5) руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти; 6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, высшего арбитражного Суда Российской Федерации; 7) Генеральным прокурором Российской Федерации. В соответствии спунктом 6 указанного Положения при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются награды, учрежденные, в частности, корпорациями. На день издания Указа Губернатора Свердловской области № 458-У от 5 июня 2006 года на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 412 от 3 июля 2006 года «О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственной управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» государственной управление атомной энергии осуществляло Федеральное агентство по атомной энергии ( л.д. 51). В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства ( л.д.52-62). Поэтому Федеральное агентство по атомной энергии являлось федеральным органом исполнительной власти. Указом Губернатора Свердловской области предусмотрено, что награждение знаками отличия от имени руководителя федерального органа исполнительной власти дает право на присвоение звания «Ветеран труда» и на получение удостоверения «Ветеран труда». 20 марта 2008 года Президентом Российской Федерации издан Указ № 369 «О мерах по созданию государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», упразднено Федеральное агентство по атомной энергии ( л.д.89-95). Вступил Указ в действие 22 марта 2008 года. Данный Указ был издан с целью реализации Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» ( л.д. 67-88). Таким образом, на день награждения истца 16 декабря 2008 года знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» государственные полномочия по управлению атомной энергией осуществляла Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Проведенное государством упразднение Федерального агентства по атомной энергии и создание Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» повлекло для истца лишение его права на получение удостоверения «Ветеран труда» на территории Свердловской области, и принятие УСЗН по г. Заречному оспариваемого решения. В соответствии со статьями 45, 72 Конституции Российской Федерации государство гарантировало защиту прав и свобод человека, в том числе и по вопросам совместного ведения государства и субъектов Российской Федерации. Помимо этого, статья 55 Конституции Российской Федерации определяет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. С учетом этого, суд полагает, что решение государства об упразднении Федерального агентства по управлению атомной энергией и создание государством Государственной корпорации «Росатом» направлены только на изменение управления в сфере атомной энергией, но данные решения не могут быть направлены государством в нарушение конституционных принципов на отмену или ущемление прав граждан, которые работают в данной отрасли. Исходя из конституционных принципов защиты прав человека и положений нормативных правовых документов, регламентирующих государственные полномочия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд согласен с мнением ответчика, что Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» не является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. В соответствии с нормами действующего законодательства Государственная корпорация является уполномоченной государством организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование при ее использовании. Перечень федеральных органов исполнительной власти, предусмотренный пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» является полным и расширительному толкованию не подлежит ( л.д.52). Поэтому Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» не может быть отнесена к федеральному органу исполнительной власти. Однако она наделена государственными полномочиями и другого федерального органа исполнительной власти в области управления атомной энергии в государственной структуре федеральных органов исполнительной власти не предусмотрено. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 412 от 3 июня 2006 года «О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственной управление использованием атомной энергии и государственной регулирование безопасности при использовании атомной энергии» Федеральное агентство по атомной энергии в числе других перечисленных органов, осуществляло государственное управление использования атомной энергии в отношении подведомственных организаций, а также организаций, координацию и регулирование деятельности которых осуществляли указанные федеральные органы исполнительной власти (л.д.51). Функции Федеральных органов исполнительной власти, в том числе и Федерального агентства перечислены в Указе Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ( л.д.52), а именно: - функция по изданию нормативно-правовых актов, т.е. издание на основании и во исполнение Конституции Российской федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц; - функция по контролю и надзору, т.е. осуществление действий по контролю и надзору за органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения ; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическими лицами и гражданами; - функция по управлению государственным имуществом, т.е. осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным унитарным государственным предприятиям, федеральным казенным предприятия и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ; - функция по оказанию государственных услуг, т.е. предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральным законами. Все перечисленные функции органа исполнительной власти, которыми было наделено Федеральное агентство по атомной энергии Федеральным законом № 317-ФЗ от 1 декабря 2007 года «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» переданы Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (л.д.67). В соответствии со ст. 2 названного закона Корпорация наделена полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственной управление использованием атомной энергии. В соответствии со ст. 4 названного закона корпорация создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организации атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области. Все полномочия и функции корпорации перечислены в статьях 7-13 названного закона и по своему содержанию они отвечают требованиям функций федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в Указе Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Помимо этого, необходимо обратить внимание на подпункты 2-5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 317-ФЗ от 1 декабря 2007 года «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», в которых Корпорации предоставлено также право признавать недействующими нормативные правовые акты Министерства среднего машиностроения СССР, Министерства атомной энергетики и промышленности СССР, Государственного комитета СССР по использованию атомной энергии, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Федерального агентства по атомной энергии; предоставляется право законодательной инициативы; предоставлено право издавать приказы, положения, инструкции, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц. Нормативные правовые акты Корпорации подлежат регистрации и опубликовании в порядке, установленном для государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Изложенное подтверждает вывод суда, что законодателем Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» наделена функциями федерального органа исполнительной власти. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Постановлением Правительства Российской Федерации № 219 от 10 марта 2009 включена в Постановление Правительства Российской Федерации № 412 от 3 июля 2006 года «О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственной управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» в качестве уполномоченного органа осуществляющего государственное управление использованием атомной энергии в отношении подведомственных организаций, а также организаций, координацию и регулирование деятельности которых осуществляют перечисленные в данном постановлении федеральные органы исполнительно власти и уполномоченные организации ( л.д.96). Включение Корпорации в указанное Постановление Правительства Российской Федерации произведено в связи с ликвидацией Федерального агентства по атомной энергии, и исключением его из указанного Постановления. Упразднение Федерального агентства по атомной энергии повлекло не только внесение изменений в вышеуказанное Постановление Правительства Российской Федерации, но и в другие законодательные акты Российской Федерации, что закреплено в Федеральном законе № 318-ФЗ от 1 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» ( л.д. 98-107). В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона дополнения внесены в статью 1 Федерального закона «О закрытом административно-территориальном образовании», где регламентировано, что со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» передаются права и обязанности Федерального агентства по атомной энергии ( л.д. ). Как было указано выше решение о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии принято 20 марта 2008 года, вступило в действие 22 марта 2008 года, т.е. с этой даты все полномочия которыми было наделено Федеральное агентство по атомной энергии перешли к Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Согласно федерального закона № 318-ФЗ от 1 декабря 2007 года изменения внесены в Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», и Корпорация включена в число организаций обладающих правом, как и органы федеральной исполнительной власти» представлять Российскую Федерацию на международном уровне. Внесены изменения в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» и Корпорации предоставлены полномочия по государственному управлению использованием атомной энергии наравне с Федеральными органами исполнительной власти. Внесены изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах», согласно которых Корпорации предоставлено право представлять права акционеров от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Внесением изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» корпорации предоставлено право государственного заказчика оборонного заказа. Изменения внесены еще в ряд Федеральных законов, которыми Корпорации также предоставлено право исполнения функций федерального органа исполнительной власти, т.е. функций которыми ранее наделялось Федеральное агентство по атомной энергии. Анализ исследованных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, поскольку Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» государством предоставлены права аналогичные правам федерального органа исполнительной власти, то выдаваемые руководителем корпорации работникам предприятий, входящих в систему Корпорации, удостоверения за добросовестный труд, а именно, знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», приравниваются в ведомственным знакам, которыми награждают руководители федеральных органов исполнительной власти, как предусмотрено в Положении «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденном Указом Губернатора Свердловской области № 458-УГ от 5 июня 2006 года ( л.д.63). Другого федерального органа исполнительной власти в области использования атомной энергии, который бы осуществлял награждение работников атомной энергетики и промышленности знаками отличия в труде, нет. Исходя из этого, законодатель в пункте16 статьи 3 Федерального закона «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» предусмотрел право корпорации учреждать знаки отличия и награждать ими работников Корпорации, организаций Корпорации и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии ( л.д. 67). Также Корпорации предоставлено право предоставлять в установленном порядке работников Корпорации, организаций корпорации и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, к присвоению почетных званий Российской Федерации и награждению государственными наградами Российской Федерации. Эти права законодатель предоставил Корпорации в связи с тем, что был ликвидирован федеральный орган исполнительной власти по использованию атомной энергии, обладавший этими полномочиями. Тем самым законодатель с целью соблюдения социальных гарантий граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, предусмотрел, чтобы принятое решение о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии не повлекло за собой нарушение прав работников Корпорации, организаций Корпорации и других организаций, осуществляющих деятельность по использованию атомной энергии, по сравнению с правами работников, находящихся в ведении других федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, законодателем были приняты меры для соблюдения конституционных принципов, обеспечивающих защиту прав граждан. Суд также считает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 412 от 3 июля 2006 года «О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» на день выдачи истцу удостоверения «Ветеран атомной энергетики и промышленности», т.е. на 16 декабря 2008 года, в число органов государственной власти было включено Федеральное агентство по атомной энергии (л.д.128). 10 марта 2009 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 219 внесены изменения в Постановление № 412, и оно стало именоваться «О федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии», из состава федеральных органов исполнительной власти в области использования атомной энергии исключено Федеральное агентство по атомной энергии, и включена Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» ( л.д.127). Наличие на 16 декабря 2008 года в системе федеральных органов исполнительной власти Федерального агентства по атомной энергии не свидетельствует о том, что на эту дату знак отличия в труде мог быть вручен истцу органом федеральной исполнительной власти, т.е. Федеральным агентством по атомной энергии, поскольку в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» со дня принятия решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии на переходный период Корпорации перешли все права Федерального агентства по атомной энергии. Таким образом, Государственная корпорация по атомной энергии «Роатом», как уполномоченная государством организация на осуществление государственного управления атомной энергии, вправе выдавать знаки отличия в труде, которые приравниваются к ведомственным знакам отличия в труде, выдаваемым руководителями федеральных органов исполнительной власти. Доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, о том, что не имеется доказательств, что знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» является ведомственной наградой за отличие в труде, опровергаются представленными в суд Положением «О ведомственном знаке отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», учрежденным в 1998 году Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Центральным комитетом профсоюза работников атомной энергетики и промышленности ( л.д. 36-39) и Положением «О знаке отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», учрежденным приказом № 225 от 26 июня 2008 года генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» ( л.д. 40-43). Учитывая изложенное, суд считает, решение ответчика по отказу присвоении истцу звания «Ветеран труда» является незаконным. Исковое требование истца о возмещении морального вреда в силу ст. 151 ГК РФ удовлетворению не подлежит. Обладание званием «Ветеран труда» предоставляет гражданину льготы, установленные законодательством, т.е. решением ответчика допущено нарушение материального права истца. При нарушении материального права возмещение морального вреда предусмотрено только в случаях, установленных законом. В исковом заявлении истец также просит взыскать в его пользу, понесенные им расходы за услуги представителя <данные изъяты> и возврат госпошлины в размере <данные изъяты>. Расходы за услуги представителя подтверждены договором об оказании юридических услуг и распиской представителя в получении <данные изъяты> ( л.д. 19-20). Расходы по оплате госпошлины подтверждаются квитанцией (л.д.8). В соответствии со ст. 100 ГПК РФ суд считает, что требование истца о возмещении расходов за услуги представителя подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ требование о возмещении расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> также подлежит удовлетворению. Данные расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, поскольку Федеральным законом «О ветеранах» государством устанавливаются гарантии социальной защиты ветеранов РФ, и государство приняло решение о передаче государственных полномочий по использованию атомной энергии от федерального органа исполнительной власти негосударственному органу, что повлекло за собой принятие уполномоченными органами оспариваемых решений. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным решение ТОИОГВ СО - УСЗН МСЗН по г. Заречному от 19 февраля 2010 года по отказу Горину В.М. в присвоении звания «Ветеран труда». Обязать ТО ИОГВ СО - УСЗН по г. Заречному выдать Горину В.М. удостоверение «Ветеран труда». Взыскать с ТО ИОГВ СО - УСЗН Со по г. Заречному в пользу Горина В.М. за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> возврат госпошлины, <данные изъяты> в возмещение расходов на представителя, а всего взыскать <данные изъяты>. В удовлетворении исковых требований о возмещении морального вреда отказать за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Свердловский облсуд через Заречный райсуд. СУДЬЯ - Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010 года