Дело № 2-379/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 7 июня 2011 года Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Вахониной С.Н. при секретаре Яковлевой Е.В., с участием помощника Белоярского межрайонного прокурора Мальцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора к ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>», администрации ГО Заречный, ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России о признании деятельности незаконной, о понуждении к действиям, У С Т А Н О В И Л: Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с требованиями к детскому дошкольному образовательному учреждению о признании медицинской деятельности в отсутствии лицензии незаконной, о понуждении к действиям. В обоснование иска ст.помощник Белоярского межрайонного прокурора Мальцева А.В. суду пояснила, что по заданию областной прокуратуры была проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях ГО Заречный. В ходе проверки ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» было выявлено, что в штате детского сада состоит старшая медицинская сестра. Также в ходе проверки установлено, что дошкольное образовательное учреждение осуществляет медицинскую деятельность в отсутствии лицензии. К медицинской деятельности в данном случае относится первая доврачебная помощь, утренние медицинские осмотры детей, измерение температуры, осуществление вакцинации детей, проведения лечения детей по назначению врача, осуществление медицинского обследования сотрудников ДОУ. Проведение указанной медицинской деятельности предусмотрено должностными обязанностями медицинской сестры. Детское дошкольное учреждение не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, поэтому действия ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» по осуществлению медицинской деятельности просят признать незаконной. Просят исключить из штатного расписания должности медицинской сестры и обязать администрацию ГО Заречный, как муниципальный орган, на который возложена обязанность органа по управления здравоохранением на территории городского округа, обеспечить медицинское обслуживание воспитанников и сотрудников детского дошкольного учреждения путем заключения договора с медицинским учреждением. Требования об исключении из штатного расписания должностей медицинских сестер и понуждении заключить договор с медицинским учреждением, прокурор обосновывает нормами ст.51 Федерального закона «Об образовании» и п.25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года, согласно которым дошкольные учреждения предоставляют только помещения, где будут осуществлять медицинские услуги воспитанникам и сотрудникам дошкольных образовательных учреждений. Представитель ответчика ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» Лапшина В.В., суду пояснила, что требования не признают. Детский сад не может функционировать в отсутствии медицинских сестер, поскольку данные работники выполняют обязанности не только по приеме и осмотру детей, выполнению назначений врача, вакцинации, но также осуществляют контроль за соблюдением в детском саду санитарно-эпидемиологических правил, за питанием воспитанников детских садов, то есть выполняет обязанности шире, чем только осуществление медицинской деятельности. Медицинская сестра в течение всего дня (12 часов) должна находится в детском саду и осуществлять контроль по охране здоровья детей. Приходящая медицинская сестра из медицинского учреждения не сможет выполнять все необходимые для детского сада функции. Работающая в детском саду медицинская сестра имеет стаж работы, соответствующую квалификацию, проходит необходимое обучение и имеет об этом сертификаты. Кроме того, наличие в штатном расписании медицинских сестре решает учредитель детского сада, которым является администрация ГО Заречный. Они понимают, что медицинская деятельность должна быть лицензирована, в настоящее время работа в этом направлении ведется. Представитель администрации ГО «Заречный» Шмакова Ю.В. пояснила, что исковые требования не признает. В соответствии со ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация оказания на территории городского округа медико-санитарной помощи (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий). Распоряжением правительства РФ от 21 августа 2006 года № 1156-р город Заречный входит в перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России. Поэтому на территории ГО Заречный медицинское обслуживание осуществляет ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России, муниципальное учреждение здравоохранения отсутствует. Считают медицинскую деятельность детского образовательного учреждения (ДОУ) законной, так как учреждением получена лицензия на образовательную деятельность, в ходе лицензирования оценивалась и медицинское обслуживание в ДОУ. Исключение из штатного расписания медицинских сестер приведет к снижению медицинского обслуживания детей в детском садике. В настоящее время проводится работа по лицензированию медицинской деятельности в ДОУ, запланированы бюджетные средства на 2012 год. Кроме этого, представитель администрации пояснила, что прокурором не доказана, какая конкретно медицинская деятельность осуществляется детским садом. Представитель ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России Филонина Ю.А., в настоящее судебное заседание не явилась. Ранее представители МСЧ-32 поясняли, что медсанчасть имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности в помещении медсанчасти, фельдшерских акушерских пунктах на селе, но нет лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах ДОУ. В связи с этим договор на оказание медицинских услуг с ДОУ не может быть заключен, медсанчасти также нужно проходить лицензирование на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, в штатном расписании медицинского учреждения не предусмотрены медицинские сестры для дошкольных образовательных учреждений. МСЧ-32, являясь учреждением, предоставляющим медицинские услуги на территории г.Заречный, в рамках этого, оказывает медицинские услуги, в том числе и детскому населению путем посещения ДОУ участковыми педиатрами МСЧ-32. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.2.4 Устава ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>», утвержденному 21 мая 2010 года постановлением администрации ГО Заречный № 575-П, ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» осуществляет образовательный процесс и является дошкольным образовательным учреждением (л.д.11). В соответствии с п.1.13 Устава ЗМДОУ «Детский сад «Светлячок» медицинское обслуживание детей в детском саду обеспечивается штатным медицинским персоналом (л.д.11). Действительно, согласно представленному штатному расписанию, ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» имеет медицинский персонал в количестве старшей медицинской сестры (л.д.34). Из должностной инструкции старшей медсестры ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» усматривается, что она осуществляет осмотр детей при приеме в ДОУ, проводит профилактические прививки, и контролирует состояние детей после их проведения, делает анализы; участвует при осмотре детей врачом, оказывает первую медицинскую помощь детям и сотрудникам ДОУ; проводит утренний прием в карантинной группе со скарлатиной; осуществляет и контролирует медицинское обследование сотрудников ДОУ(л.д.26). Кроме этого, к должностным обязанностям медицинской сестры в связи с введением в действие санитарных норм и правил Сан ПиН 2.4.1-10, относятся следующие трудовые функции: осмотры детей при поступлении в учреждение с целью выявления больных, ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи, выявления заболевших детей, осмотр детей на педикулез, медицинский контроль за организацией физического воспитания. В силу нормы ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с нормой ст.15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательством предусмотрен порядок лицензирования медицинской деятельности, который утвержден постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности, в соответствии с п.4 которого медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в которую входит и первичная медико-санитарная помощь), стационарной, и другой медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. В перечень работ при осуществлении медицинской деятельности к указанному выше Положению о лицензировании включаются работы (услуги) по лечебной физкультуре, медицинскому массажу, медицинским осмотрам, сестринскому делу в педиатрии. Наиболее четко виды работ (услуг) медицинской деятельности по доврачебной и первичной медико-санитарной помощи определены в приказе Минздравсоцразвития РФ № 323 от 10 мая 2007 года, которым утверждены перечни работ (услуг) выполняемых при осуществлении различного уровня медицинской помощи, в том числе и доврачебной, первичной медико-санитарной помощи. Так, в соответствии с указанным выше Приказом РФ № 323 от 10 мая 2007 года, к доврачебной помощи относится лечебная физкультура, медицинский массаж, физиотерапия, сестринское дело в педиатрии. В соответствии с п. 8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" амбулаторно-поликлиническая помощь включает: - оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях; - проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости. В силу нормы ст.38"Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 28.09.2010)) первичная медико-санитарная помощь может осуществляться и средним медицинским персоналом. Таким образом, на основании анализа выше названных норм, регулирующих оказание медицинской деятельности, и должностных обязанностей, указанных в инструкциях старшей медсестры, суд приходит к выводу, что ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» осуществляет доврачебную, первичную медико-санитарную помощь воспитанникам детского сада, которая подлежит лицензированию в соответствии с законодательством. О фактическом оказании перечисленных в должностных обязанностях медицинских услуг свидетельствует и акт санитарно-эпидемиологического обследования ЗМДОУ «Детский сад «Светлячок» согласно которому, детский сад имеет медицинский блок, состоящий из кабинета старшей медицинской сестры, процедурного кабинета,туалета. В процедурном кабинете проводят профилактические прививки детям, оказывают медицинскую помощь при необходимости. Кроме того, представитель ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» в судебном заседании также не отрицала, что медсестры в детскому саду выполняют все возложенные на них должностной инструкцией обязанности, что также указывает на фактическое осуществление ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» медицинской деятельности. Как установлено в судебном заседании, ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности. Действительно, ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» имеет действующую до 10 декабря 2016 года лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая была получена в период действия нормы ст.33 Федерального закона «Об образовании», в соответствии с которой лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (л.д.8). Вместе с этим, заключение экспертизы при лицензировании образовательной деятельности не касается вопросов и объема оказания медицинских услуг, которые также подлежат лицензированию. При этом суд исходит из того, что согласно экспертному заключения № 90/10-Д от 15 июля 2010 года (л.д.60-82), при лицензировании оценивалось соблюдение охраны здоровья воспитанников и сотрудник ДОУ с точки зрения санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии же с нормой ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят ГД ФС РФ 22.04.2011) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях, в том числе и предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При лицензировании медицинской деятельности осуществляется проверка оказываемых юридическими и физическими лицами видов услуг, подлежащих лицензированию, требованиям законодательства в определенной сфере деятельности, оценивается помещение, в котором оказывается медицинская деятельность, профессиональный уровень сотрудников, оказывающих медицинские услуги, наличии необходимой медицинской техники и т.п., что следует из Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30. При этом лицензия четко определяет виды медицинских услуг (работ) и место их оказания, что в последующем служит основанием для осуществления контроля за оказываемой деятельностью. Также кроме органа исполнительной власти субъекта РФ, наделенного правами по выдаче лицензий, иной орган или физическое лицо не вправе давать оценку на соответствие оказываемых медицинских услуг установленным законодательством правилам. Поэтому соблюдение всех необходимых правил, установленных лицензированием медицинской деятельности и являются гарантом соблюдения права воспитанников ДОУ на охрану здоровья. В связи с изложенным, суд не может согласиться с доводами представителя администрации ГО Заречный о том, что при прохождении лицензирования на образовательную деятельность ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» также получил разрешение и на осуществление медицинской деятельности. С учетом изложенного, суд полагает возможным в рамках заявленных прокурором исковых требований, удовлетворить требования прокурора в части признания незаконной деятельности ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» по оказанию медицинских услуг, поскольку ответчик не имеет соответствующей лицензии. Что касается требований об исключении из штатного расписания должностей среднего медицинского персонала - старшей медсестры, то данные требования удовлетворению не подлежат по тем основаниям, что СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольном учреждении» установлены требования к детским сада, которые входят в должностные обязанности медсестры, но не являются медицинской деятельностью, в частности по соблюдению санитарному состоянию детского сада, питанию воспитанников, и других, указанных в главе XIX санитарных норм и правил. Кроме того, п.46 Типового положения о ДОУ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666, предусматривает право ДОУ утверждать штатное расписание. Ни в Федеральном законе «Об образовании», ни в Типовом положении о ДОУ не имеется запрета на содержание в штате дошкольных образовательных учреждений медицинских сестер. Поэтому включение в штат ЗМДОУ «Детский сад «<данные изъяты>» среднего медицинского персонала является правом ответчика и не подлежит изменению в принудительном порядке по решению суда. Также не обоснованы и требования прокурора о понуждении администрации ГО Заречный заключить договор с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг в ДОУ, поскольку г.Заречный относится к территории, которая обслуживается федеральным медицинским учреждением в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 года № 1156-р, система муниципального здравоохранения отсутствует. Как установлено в судебном заседании пояснениями представителя ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России, медицинское учреждение не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности в медицинских кабинетах дошкольных образовательных учреждений. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований в части заключения договора не имеется. При этом суд также принимает во внимание, что на законодательном уровне не предусмотрено оказание медицинских услуг в дошкольных образовательных учреждениях путем обязательного заключения договора с учреждениями здравоохранения. А исходя из норм СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольном учреждении» наличие медицинской сестры, как штатного работника ДОУ, является необходимостью. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Признать незаконной деятельность ЗМОУ «Детский сад «<данные изъяты>» в части осуществления медицинской деятельности без лицензии. В удовлетворении исковых требований об исключении из штатного расписания должностей старшей медицинской сестры, о понуждении обеспечить медицинское обслуживание воспитанников и сотрудников муниципального дошкольного образовательного учреждения путем заключения договора с медицинским учреждением - отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Мотивированное решение изготовлено 12 июня 2011 года.