Дело №2-323/2011 решение от 08.08.2011 по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУЗ МСЧ32 ФМБА россии, третьему лицу ФМБА РОсии о понуждении к действиям



                                                                                                                   Дело № 2-323/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 августа 2011 года Заречный районный суд Свердловской области

в составе судьи Вахониной С.Н.

при секретаре Ивановой Е.В., с участием прокурора Жезловой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГУЗ МСЧ № 32 ФМБА России, третьему лицу ФМБА России о понуждении к действиям,

У С Т А Н О В И Л:

Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с требованиями об обязании ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России дополнить штатное расписание отделения скорой и неотложной помощи 12 штатными единицами фельдшеров выездных бригад.

В обоснование иска помощник Белоярского межрайонного прокурор Жезлова А.Г. суду пояснила, что в состав ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России имеется отделение скорой и неотложной медицинской помощи. В соответствии с Порядком оказания скорой медицинской помощи, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2004 года № 179, в отделениях и станциях скорой медицинской помощи предусмотрены врачебные и фельдшерские выездные бригады. При этом в состав врачебных бригад входит один врач и 2 фельдшера, а в состав фельдшерской бригады входит 2 фельдшера. В отделении скорой помощи МСЧ-32 в дежурную смену дежурят три выездные бригады, в состав которых входят врач, водитель-санитар (врачебная бригада), и фельдшер и водитель-санитар (фельдшерская бригада). Таким образом, все выездные бригады не доукомплектованы должностью фельдшера. Указанное является нарушением прав граждан - жителей муниципального образовании ГО «Заречный» на получение своевременной и квалифицированной скорой медицинской помощи. Просят обязать ответчика внести изменения в штатное расписание и дополнить его 12 штатными единицами фельдшеров выездных бригад по отделению скорой помощи.

Представитель ответчика Поливцева И.Б. иск не признала, пояснила, что МСЧ-32 имеет в своем составе отделение скорой медицинской помощи. Действие приказа Минздравсоцразвития № 179 на них не распространяется, так как отделение скорой помощи входит в состав федерального учреждения здравоохранения, и за счет муниципальных средств не финансируется. На них распространяется положения приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года № 100, согласно которому утверждены штатные нормативы медицинского персонала отделений скорой и неотложной медицинской помощи, в соответствии с которым и составлено штатное расписание МСЧ-32 на отделение скорой помощи. При этом представитель ответчика не отрицала, что в дежурные сутки дежурят три выездные бригады, одна из которых врачебная, и две бригады получаются фельдшерские. Состав бригад за автотранспортом не закреплен, так как автотранспорт предоставляют другие юридические лица. Водители автомашин скорой помощи МСЧ-32 работают у них, как совместители - санитарами. Всего в дежурные сутки имеется три автомашины скорой помощи, четвертая автомашина находится в резерве. Состав бригад формируется после того, как поступает вызов в зависимости от сложности обстоятельств, указанных при вызове скорой помощи пострадавшим. Иногда бригада формируется из врача и фельдшера, водителя-санитара. Иногда выезжает один врач или один фельдшер. Но отделение скорой помощи успевает обслуживать все вызовы. При этом расчет ведется исходя из 2 часов на каждый вызов в дежурные сутки. При расчете штатных единиц используется Приказ № 100 Минздрава РФ от 26 марта 1999 года, которым утверждены штатные нормативы отделений скорой помощи. Каких-либо жалоб и нареканий по поводу неоказания медицинской скорой помощи в МСЧ-32 не имеется. Кроме этого, необходимо учесть, что МСЧ-32 не имеет самостоятельного финансирования, поэтому за финансированием дополнительных ставок необходимо обращаться в ФМБА России. В настоящее время бюджет на МСЧ-32 у ФМБА России утвержден и на 2011 год и на планируемый 2012 год. В настоящее время не имеется необходимости в дополнении выездных бригад фельдшерами, так как в муниципальном образовании не имеется такого количества населения.

Третье лицо ФМБА России в судебное заседание не явились. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно письменному отзыву и протоколу опроса третьего лица Савеловским районным судом г.Москвы, ФМБА России требования не признает. Указывают, что штатное расписание медицинских учреждений, подконтрольных ФМБА России, утверждается руководителем этого медицинского учреждения. Отделение скорой медицинской помощи МСЧ-32 укомплектовано в соответствии со штатными нормативами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года № 100. Приказ Минсоцразвития РФ № 179 на который ссылается истец утверждает штатные нормативы только для специализированных отделений скорой медицинской помощи (л.д.140-143).

Заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 Уставом ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России в цели и предмет деятельности МСЧ-32 входит в том числе, и оказание скорой медицинской помощи (л.д.14).

Согласно лицензии, выданной ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России, МСЧ-32 имеет право оказывать скорую и неотложную медицинскую помощь; скорую помощь (л.д.34).

В соответствии со штатным расписанием, утвержденным 20 января 2011 года, в состав медсанчасти входит отделение скорой и неотложной помощи (л.д.29 оборот).

Согласно данным штатного расписания в выездные бригады входит 4,25 ставки врача и 16,25 ставки фельдшера.

Табелем учета рабочего времени для санитаров, которые работают в МСЧ-32 санитарами по совместительству, а являются водителями автомашин скорой помощи (л.д.129-130) подтверждается, что в дежурные сутки на скорой помощи имеется три выездные бригады, что определяется по количеству автомашин.

Представитель ответчика в судебном заседании это обстоятельство также не отрицала, пояснив, что в дежурные сутки дежурит одна врачебная бригада, в которую входит 1 врач и две фельдшерских, в которые входит по одному фельдшеру.

Из показаний допрошенного в качестве свидетеля заведующего отделением скорой помощи Мухлынина И.А. усматривается, также, что каждые сутки в отделении скорой медицинской помощи работает три выездные бригады.

Табелями учета рабочего времени и графиком работы врачей и младшего медицинского персонала отделения скорой помощи подтверждается, что каждые сутки на скорой помощи дежурит один врач и три фельдшера, в сутки, когда на смене нет врача, дежурят три фельдшера.

Из справки МСЧ-32, подписанной начальником МСЧ-32 В.Г. Малых от 25 марта 2011 года № 32-08/668 усматривается, что в отделении скорой помощи дежурит три выездные бригады: врачебная, состоящая из врача и 1 фельдшера, санитара-водителя; фельдшерские - состоящие из одного фельдшера и санитара-водителя (л.д.8-9).

Согласно Положению «Об организации деятельности отделения скорой и неотложной помощи ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России, основной функциональной единицей отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная).

В соответствии с пунктами 23 и 24 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2004 года № 179 в редакции приказа от 15 марта 2011 года № 202н, фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 2 фельдшера, санитара и водителя и оказывает медицинскую помощь в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи; врачебная выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 1 врача, 2 фельдшеров, санитара и водителя (л.д.43).

Таким образом, в отделении скорой помощи МСЧ-32 не хватает каждые сутки по 3 фельдшера в составе выездных бригад.

Доводы представителя ответчика о том, что приказ Минздравсоцразвития РФ № 179 от 1 ноября 2004 года не может применяться в работе отделения скорой помощи МСЧ-32, принять во внимание нельзя, так как в соответствии с п.19 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного указанным выше приказом, в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч в состав городских, центральных, районных и других больниц могут организовываться отделения скорой медицинской помощи.

Указанный пункт свидетельствует о том, что данный Порядок оказания скорой медицинской помощи распространяется также и на отделение скорой медицинской помощи МСЧ-32.

Далее, в соответствии с п.20 Порядка оказания скорой медицинской помощи, основной функциональной единицей станции (подстанции), отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада.

Таким образом, состав выездных бригад отделений скорой медицинской помощи, в том числе и в МСЧ-32 должен соответствовать пунктам 23 и 24 Порядка оказания скорой медицинской помощи.

Иначе нарушаются права граждан, проживающих на территории ГО Заречный на оказание им своевременной скорой медицинской помощи, предусмотренные ч. 2 ст.39 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Из показаний свидетеля Мухлынина И.А. усматривается, что в дежурные сутки состав бригады формируется от сложности вызова, иногда во врачебную бригаду включают и двух фельдшеров, но фельдшерские бригады выезжают на вызов в составе одного фельдшера. Поэтому фельдшеру такой бригады при определенных обстоятельствах даются указания доставить больного в отделение скорой помощи и в приемный покой для принятия решения об оказании соответствующей медицинской помощи.

Указанное свидетельствует о том, что скорая медицинская помощь может быть оказана не своевременно, а, следовательно, права граждан нарушаются.

Отсутствие данных о несвоевременности оказания скорой помощи и причинения вреда в этой связи, не является основание для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку в соответствии со ст.3, 131 ГПК РФ обращение в суд с исковыми требованиями возможно и в случае угрозы нарушения прав.

В соответствии с п.2 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного Приказом № 179 от 1 ноября 2004 года Минздравсоцразвития РФ, скорая медицинская помощь оказывается круглосуточно как заболевшим и пострадавшим и находящимся вне лечебно-профилактического учреждения, так и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение, при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях.

Поэтому отсутствие необходимого количества медицинских работников в составе выездных бригад скорой медицинской помощи в дежурные сутки следует расценивать, как нарушение прав граждан на оказание скорой медицинской помощи в соответствии с со стандартами скорой медицинской помощи.

Доводы ответчика о том, что при включении в штатное расписание должностей врачей и фельдшеров они руководствуются приказом Минздрава РФ от 26 марта 1999 года № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению РФ», согласно которому ответчик не может расширить штат отделения скорой помощи сверх норматива, суд во внимание принять не может.

Так, приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 года № 100 принят ранее, чем приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2004 года № 179.

После принятия приказа № 179 от 1 ноября 2004 года, утвердившего Порядок оказания скорой медицинской помощи, был отменен ряд приложений к Приказу № 100 от 26 марта 1999 года, в частности и Приложение № 3 - Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи.

Поэтому в настоящее время при разрешении спора надлежит руководствоваться Порядком оказания скорой медицинской помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2004 года № 179.

Оставшееся не отмененным Приложение № 14 к Приказу Минздрава РФ от 26 марта 1999 года № 100 «Штатные нормативы медицинского персонала отделений скорой медицинской помощи» носит рекомендательный характер и должно применяться только в совокупности с положениями Приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 ноября 2004 года № 179.

Иное толкование указанных выше нормативных правовых актов приведет к нарушению прав граждан на оказание медицинской помощи в соответствии со стандартом скорой медицинской помощи.

Поэтому суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в полном объеме.

При этом суд принимает во внимание, что штатное расписание отделений скорой медицинской помощи утверждается руководителем лечебного учреждения, в том числе и МСЧ-32.

Поэтому обязывать вносить изменения в штатное расписание надлежит ответчика - ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд обязан установить сроки для исполнения решения суда, обязывающего совершить определенные действия.

Поскольку ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России финансируется за счет средств федерального бюджета, полномочия главного распорядителя которым в данном случае исполняет ФМБА России, то для исполнения решения суда надлежит предоставить достаточное время.

Поэтому суд при вынесении решение устанавливает срок его исполнения до 1 января 2012 года, так как МСЧ-32, являющейся подведомственной ФМБА России организацией, надлежит произвести заявку на выделение финансирования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать в срок до 1 января 2012 года Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарную часть № 32» Федерального медико-биологического агентства внести изменения в штатное расписание ФГУЗ МСЧ № 32 ФМБА России, утвержденное 20 января 2011 года, дополнить его 12 штатными единицами должностей фельдшеров выездных бригад отделения скорой и неотложной медицинской помощи ФГУЗ МСЧ-32 ФМБА России.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2011 года.