Дело № 2-633/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 августа 2011 года Заречный районный суд Свердловской области в составе судьи Вахонина С.Н. при секретаре Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Земляновой Ф.Л., Моторина А.И., Щербинина А.С., Стафеевой Л.И. об оспаривании действий органов местного самоуправления по проведению публичных слушаний и признании незаконными результатов публичных слушаний, У С Т А Н О В И Л: Землянова Ф.Л., Моторин А.И., Щербинин А.С., Стафеева Л.И. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий главы и Думы ГО Заречный по проведению публичных слушаний и признании незаконными результатов публичных слушаний. В обоснование заявления представитель заявителей Ваганов В.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от 12 августа 2011 года, суду пояснил, что 28 июля 2011 года в ДК «Ровесник» были проведены публичные слушания. Данные слушания проводятся для выражения мнения населения муниципального образования по важнейшим вопросам местного самоуправления. Право на участие в публичных слушаниях, которые являются одной из форм осуществления конституционных прав по участию в осуществлении местного самоуправления, должно предоставляться любому жителю Городского округа Заречный. Но заявителям такое право предоставлено не было. Заявители считают, что публичные слушания проведены с грубым нарушением закона. О проведении публичных слушаний они узнали только 22 июля 2011 года из газеты «Пятница ПРО». Данная публикация в газете не была официальным извещением главы и Думы ГО Заречный о проведении публичных слушаний. В этой газете содержалась только информация о том, что состояться публичные слушания 28 июля 2011 года в зале ДК «Ровесник». Также там были опубликованы номера телефона, сайта, электронный адрес и факс, по которым можно позвонить и узнать о публичных слушаниях. Сам нормативный правовой акт - изменения в Устав ГО Заречный опубликованы в газете не были. Также в ней не освещались все вопросы, которые будут рассматриваться на публичных слушаниях. В соответствии с п.5 ст.17 Устава ГО Заречный, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Думы ГО Заречный и должен предусматривать срок проведения публичных слушаний, заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правого акта, другие меры обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей ГО Заречный, опубликование, обнародование результатов публичных слушаний. Таким нормативным актом является Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, утвержденное решением Думы ГО Заречный от 26 августа 2005 года № 106-р. Но данное Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний не содержит сроков заблаговременного опубликования изменений, в носимых в нормативные правовые акты, принятие которых требует обязательное проведение публичных слушаний. Также Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний не содержит срока, который бы являл собой заблаговременность оповещения жителей ГО о времени и месте проведения публичных слушаний. Поэтому Глава и Дума ГО Заречный могут произвольно трактовать понятие заблаговременности. Поскольку в средствах массовой информации не был опубликованы в полной мере вопросы, которые будут рассматриваться на публичных слушаниях, в частности не была предоставлена информация о том, что изменения в Устав, которые будут вноситься, касаются права граждан - жителей городского округа на досрочный отзыв главы, а также на проведение выборов главы путем прямого тайного голосования. Вновь принимаемыми изменениями в Устав ГО Заречный данное право жителей городского округа исключаются из Устава. Заявители с этим не согласны, но на публичные слушания они не пошли, так как не знали, что на публичные слушания выносятся именно такие изменения в Устав. Этому способствовали действия заинтересованных лиц, которые опубликовали изменения в Устав ГО Заречный только в Бюллетене официальных документов ГО Заречный, который был издан в количестве 300 штук и поступил из типографии в Думу ГО Заречный только 14 июля 2011 года, в то время, как публичные слушания были назначены 28 июля 2011 года, то есть менее чем за 20 дней до начала публичных слушаний. Кроме того, заявителям не было известно, где можно ознакомиться с официальным текстом изменений, то есть в средствах массовой информации заинтересованными лицами не было дано извещение, где можно ознакомиться с полным текстом изменений в Устав, которые буду вынесены на обсуждение публичных слушаний. Поэтому заявители, не зная, какие именно серьезные вопросы будут обсуждаться на публичных слушаниях, посчитали возможным не ходит на слушания. Таким образом, такими действиями, как несвоевременное опубликование сообщения о проведении публичных слушаний, ненадлежащее опубликование проекта решения Думы ГО Заречный о внесении изменений в Устав; не надлежащее доведение до заявителей информации о порядке ознакомления с проектом решения Думы, выносимого на обсуждение на публичные слушания нарушают права заявителей на получение достоверной, полной и своевременной информации о действиях органов местного самоуправления и вопросах местного самоуправления. Кроме того, в средствах массовой информации не было указан порядок принятия участия в публичных слушаниях, о сроках подачи письменных или устных заявок жителей, пожелавших принять участие в публичных слушаниях со своими предложениями. В газете был указан телефон, но заявители так и не смогли по нему дозвониться. Также следует отметить, что публичные слушания были назначены на 28 июля 2011 года, что является рабочим днем для большинства жителей, в том числе и для части заявителей, а также назначено время 17 часов 30 минут, которое также является неудобным, так как двое из заявителей работают до 17 часов. Также представитель указал в судебном заседании, что поскольку на слушаниях обсуждался проект нормативно правого акта о внесении изменений в Устав ГО Заречный, то данный проект должен быть опубликован в Бюллетене официальных документов за 20 дней до проведения публичных слушаний, что следует из Порядка учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений и дополнений в устав ГО заречный и участия граждан в их обсуждении, утвержденного решением Думы ГО Заречный от 26 февраля 2009 года № 26-Р. Однако по данным Белоярской типографии отпечатанный бюллетень был передан заинтересованным лицам только 14 июля 2011 года, поэтому ранее этой даты он не мог быть доведен до сведения жителей ГО Заречный, а публичные слушания по нему были проведены 28 июля 2011 года, то есть ранее, чем 20 дней. Все это нарушает права заявителей на получение достоверной, заблаговременной информации о проведении публичных слушаниях, о вопросах, которые будут обсуждаться о предоставлении предложений, то есть права заявителей на участие в публичных слушаниях. Поэтому заявители просят признать незаконными действия Главы и Думы ГО Заречный по проведению публичных слушаний 28 июля 2011 года, выразившиеся в принятии решения о назначении публичных слушаний на рабочий день 28 июля 2011 года в 17 часов 30 минут; в несвоевременном опубликовании сообщения о проведении публичных слушаний; в ненадлежащем опубликовании проекта решения Думы ГО заречный; в ненадлежащем доведении до заявителей информации о порядке ознакомления с проектом решения Думы ГО Заречный, выносимого на обсуждение; в ненадлежащем опубликовании информации о сроках и порядке участия в публичных слушаниях; ненадлежащее опубликовании информации о сроках, времени и порядке подачи заявок на участие в публичных слушаниях. Поскольку указанные выше действия органов местного самоуправления являются незаконными, то для восстановления прав заявителей надлежит признать незаконными результаты публичных слушаний от 28 июля 2011 года, так как на публичных слушаниях было принято одобрить внесение поправок в Устав ГО Заречный в части изменения порядка избрания главы и порядка его отзыва. Заявители против таких поправок. Заявители в судебное заседание не явились. Как усматривается из пояснений представителя заявителей в судебном заседании, все заявители знают о дате, месте и времени проведения судебного заседания, но доверили представлять их интересы по нотариально удостоверенной доверенности своему представителю. Представитель Главы и Думы ГО Заречный Шмакова Ю.В., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что с заявлением об оспаривании действий органов местного самоуправления по проведению публичных слушаний и признании незаконными недействительными публичных слушаний не согласны. В соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, утвержденном решением Думы ГО Заречный 25 августа 2005 года № 106-р время и место проведения публичных слушаний определяется в решении Думы ГО Заречный о назначении публичных слушаний. Ограничения по времени, на которое можно назначать проведение публичных слушаний, законодательством не установлено. Поэтому, назначая публичные слушания на вечернее время 17 часов 30 минут в рабочий день Дума ГО Заречный действовала в пределах предоставленных ей полномочий и никаких требований законодательства. Продолжительность публичных слушаний определяется в начале публичных слушаний самими участниками публичных слушаний при утверждении порядка проведения данных слушаний, что предусмотрено в ст.9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный. Также участники слушаний самостоятельно определяют порядок организации и проведения слушаний, в том числе и форму подачи предложений и пожеланий. Каких-либо сроков, ограничивающих возможность подачи предложений, в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний - нет. Поэтому доводы представителя заявителей о том, что не были определены сроки проведения публичных слушаний Думой и главой ГО Заречный в нарушение законодательства не обоснованны. Органами местного самоуправления ГО Заречный совершены все необходимые действия по информированию населения о публичных слушаниях и вопросе, вынесенном на публичные слушания. Так, решение Думы ГО Заречный от 7 июля 2011 года № 66-Р «О назначении публичных слушаний по вопросу о внесении изменения в Устав ГО Заречный» информационное сообщение о проведении публичных слушаний, проект решения Думы ГО Заречный от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный» опубликованы в Бюллетене официальных документов ГО Заречный от 8 июля 2011 года № 27, который является источником официального опубликования муниципальных правовых актов в соответствии с Положением о муниципальных правовых актах ГО Заречный, утвержденным решением Думы ГО Заречный от 29 сентября 2005 года № 116-р. В информационном сообщении о проведении публичных слушаний указано, в том числе, на возможность подать заявки на участие, предложения и рекомендации по предлагаемому к обсуждению вопросу по указанным адресам, телефонам, факсу или электронной почты. В информационном сообщении было указана исчерпывающая информация о дате, времени, месте проведения публичных слушаний; место и способы подачи заявок на участие в публичных слушаниях (адрес, в том числе и электронный, номера телефонов, факсов). Информационное сообщение о проведении публичных слушаний вместе с изменениями в Устав ГО Заречный, то есть проект решения Думы ГО Заречный были размещены и на официальном сайте ГО Заречный. Вся необходимая информация о публичных слушаниях была предоставлена средствам массовой информации ГО Заречный и опубликована этими средствами массовой информации в газетах, начиная с 14 июля 2011 года. Кроме того, 2 июня 2011 года было опубликовано большое интервью с главой ГО Заречный, в котором подробно освещены те изменения в Устав, которые будут вноситься и должны быть обсуждены на публичных слушаниях. Органы местного самоуправления обязаны в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний опубликовать решение о назначении публичных слушаний только в Бюллетене официальных документов ГО Заречный. Данные положения законодательства Главой и Думой ГО Заречный выполнены. Тот факт, что источником официального опубликования является Бюллетень официальных документов ГО Заречный прямо указано в Положении о муниципальных правовых актах ГО Заречный, утвержденного решением Думы ГО Заречный от 29 мая 2005 года № 116-р. Это Положение было опубликовано ранее и включено в правовую систему Консультант-плюс, а также в Свердловский областной регистр муниципальных правовых актов. Это говорит о том, что сведения об источнике официального опубликования правовых актов ГО Заречный общедоступны. Сам Бюллетень распространяется бесплатно, в том числе передается в общественную библиотеку ГО Заречный. С Бюллетенем можно беспрепятственно ознакомиться всем желающим в общем отделе администрации ГО Заречный и в аппарате Думы ГО Заречный. Что касается доводов представителя заявителей о том, что изменения в Устав ГО Заречный опубликованы менее, чем за 20 дней до публичных слушаний, то в данном случае заявитель ошибочно применяет одновременно две нормы (ч.4 ст.44 и ч.4 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), которые регулируют различные правоотношения. Так, в соответствии с ч.4 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» предусматривается срок для опубликования проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования. Норма ч.4 ст.28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает принцип заблаговременности оповещения жителей муниципального образования о проведении публичных слушаний и заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правого акта, но конкретного срока не устанавливается. Срок, являющийся заблаговременным в понимании нормы ч.4 ст.28 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ может быть различным. Поэтому нельзя применять норму ч.4 ст.44 указанного федерального закона к оценке действий органов местного самоуправления при назначении публичных слушаний и опубликовании нормативного правового акта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях. Исходя из буквального толкования ст.28 п.4 и ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» публичные слушания и порядок учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав ГО, а также порядок участия граждан в его обсуждении являются разными формами участия населения в осуществлении местного самоуправления. Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов, что предполагает возможность высказывать свое мнение по проекту и без внесения конкретных предложений по обсуждаемому проекту. Порядок же, указанный в ч.4 ст.44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает внесение конкретных предложений по проекту правового акта, поэтому в данном случае и необходим определенный срок опубликования проекта правого акта, чтобы желающие могли подать свои письменные предложения по его принятию. С учетом изложенного, представитель заинтересованных лиц Шмакова Ю.В., просила в удовлетворении заявления отказать, при этом она также сослалась на то, что кроме отсутствия в действиях органов местного самоуправления каких-либо нарушений законодательства, отсутствуют также и нарушение прав граждан. По мнению представителя Шмаковой Ю.В. заявителями не представлено доказательств о нарушении их прав на участие в публичных слушаниях. Заслушав представителя заявителей, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно заявлению и пояснениям представителя Ваганова В.В. в судебном заседании, Землянова Ф.Л., Моторин А.И., Щербинин А.С. и Стафеева Л.И. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Главы и Думы ГО Заречный по подготовке проведения публичных слушаний 28 июля 2011 года, а также в целях восстановления прав заявителей признания недействительными и незаконными результатов публичных слушаний. В соответствии с ч.ч.1, 2, 3 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься, в том числе и проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. В соответствии с п.1 ст.10 Устава ГО Заречный муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Думы ГО, главы ГО на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на основании и в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним Законом Свердловской области, настоящим Уставом (л.д.30). В соответствии с абзацем 2 п.2 ст.29 Устава ГО Заречный глава ГО Заречный избирается сроком на четыре года на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательной системе относительного большинства по единому избирательному округу, образуемому на территории ГО. Срок проведения выборов главы ГО - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок его полномочий (оборот л.д.38). В соответствии с проектом решения Думы ГО Заречный от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный», исключается из Устава в пункте 1, абзаце 2 и 3 пункта 2 слова «Главы городского округа», статью 29 пункт 2 Устава изложен в следующей редакции: «Глава городского округа избирается Думой ГО из ее состава. Выборы Главы ГО Заречный проводятся тайным голосованием. Порядок и процедура проведения голосования устанавливаются настоящим Уставом и регламентом Думы ГО. Кандидатуры на должность Главы ГО предлагаются депутатами путем тайного выдвижения с использованием списков депутатов…». Таким образом, указанные изменения в Устав ГО Заречный в силу п.3 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», должны были пройти процедуру публичных слушаний. 7 июля 2011 года Дума ГО Заречный своим решением № 66-р «О назначении публичных слушаний по вопросу о внесении изменений в Устав ГО Заречный» назначила публичные слушания на 28 июля 2011 года (л.д.77). Данное решение заявителями не оспаривается (л.д.7-9). В соответствии с п.4 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. Таким образом, законодателем особо выделены такие условия проведения публичных слушаний, как заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта. Во исполнение нормы п.4 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принята норма пункта 5 ст.17 Устава ГО Заречный, которая повторяет норму п.4 ст.28 указанного выше федерального законодательного акта, а кроме этого устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Думы ГО Заречный. Таким нормативным правовым актом является решение Думы ГО Заречный № 106-р от 25 августа 2005 года, которым утверждено «Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный» (л.д.49-52). Стадия подготовки публичных слушаний регламентирована нормой ст.7 «Подготовка к публичным слушаниям» Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, согласно которой организаторы публичных слушаний на основании решения Думы (постановления главы) ГО о назначении публичных слушаний: - утверждают темы основных докладов; - утверждают предварительный состав участников публичных слушаний, в том числе экспертов, консультантов, приглашенных; - готовят информационные материалы к публичным слушаниям; - оповещают население городского округа в средствах массовой информации и иными способами о проведении публичных слушаний; - приглашают в случае необходимости на публичные слушания экспертов, специалистов и других лиц. Таким образом, каких-либо сроков оповещения населения о проведении публичных слушаний, порядка и сроков опубликования информации, вынесенной на обсуждение посредством публичных слушаний (в данном случае проекта изменений в Устав ГО Заречный) в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, не предусмотрено. Вместе с этим, поскольку на публичные слушания 28 июля 2011 года выносился проект нормативного правого акта, которым вносились изменения в Устав ГО Заречный, то в данном случае органы муниципального образования (глава и Дума ГО Заречный) должны были руководствоваться «Порядком учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений и (или) дополнений в Устав ГО Заречный и участия граждан в их обсуждении», утвержденным решением Думы ГО Заречный от 26 февраля 2009 года № 26-р, согласно пункту 4 которого предложения принимаются в течение 20 дней со дня опубликования проектов решений о внесении изменений в Устав. Таким образом, решение Думы ГО Заречный о внесении изменений в Устав ГО Заречный должно быть опубликовано не менее, чем за 20 дней до начала публичных слушаний. При этом суд исходит из следующего. В соответствии с п.п.2,3, 4 п.3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") на публичные слушания должны также выноситься и проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; вопросы о преобразовании муниципального образования. В соответствии с Положением о бюджетном процессе в ГО Заречный, утвержденным Решением Думы ГО Заречный от 28 апреля 2011 года № 36-р, предусмотрено, что решение о проведении публичных слушаний для обсуждения проекта решения о местном бюджете публикуется менее чем за 5 дней до дня проведения публичных слушаний. Таким образом, в данном случае нормативным правовым актом органов местного самоуправления предусмотрен срок, который будет являться заблаговременным для извещения о публичных слушаниях по проекту бюджета. В соответствии с Уставом ГО Заречный, а также и нормой ч.4 ст.28, ч. 4 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрен следующий порядок принятия изменений и дополнений в Устав ГО Заречный - принятие проекта решения Думы ГО Заречный о внесении изменений и дополнений в Устав; опубликование проекта изменений и дополнений; принятие предложений граждан после его опубликования; обсуждение проекта изменений и дополнений в Устав на публичных слушаниях; утверждение изменений и дополнений в Устав Думой ГО Заречный. Все выше указанные стадии являются обязательными и порядок и сроки проведения этих стадий должны быть урегулированы нормативными актами местного самоуправления. Так, в соответствии с п.2 Порядка учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений или дополнений в Устав ГО Заречный и участия граждан в их обсуждении предусмотрено, что проект нормативного правого акта должен быть опубликован не позднее 30 дней до дня рассмотрения его на заседании Думы ГО Заречный с одновременным опубликованием. Как указывалось выше в мотивировочной части решения суда, по опубликованному проекту изменений и дополнений в Устав ГО Заречный, население ГО Заречный вправе подать свои предложения (поправки), которые принимаются в течение 20 дней со дня опубликования проектов решений (п.4 Порядка учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений или дополнений в Устав ГО Заречный и участия граждан в их обсуждении). Срока же заблаговременного обнародования, а также способ обнародования проекта (опубликование ли его в официальном издании органов местного самоуправления или в средствах массовой информации), которым вносятся изменения в Устав в целях проведения публичных слушаний по его обсуждению, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено, поэтому суд применяет нормы п.4 Порядка учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений или дополнений в Устав ГО Заречный, утвержденного решением Думы ГО Заречный от 26 февраля 2009 года № 26-р и считает равным его 20 дням со дня опубликования в Бюллетене официальных документов ГО Заречный. Для проведении публичных слушаний по обсуждению проектов о внесении изменений и дополнений в Устав ГО Заречный Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, утвержденным решением Думы ГО Заречный № 106-р от 25 августа 2005 года какого-либо срока, определяющего заблаговременность оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременность ознакомления с проектом муниципального правового акта, не предусмотрено. Поэтому указанный срок следует считать равным 20 дням со дня опубликования проекта изменений и дополнений в Устав ГО Заречный, по настоящему делу это с момента официального опубликования решения Думы ГО Заречный от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный». По выше указанным обстоятельствам суд не может согласиться с доводами представителя органов местного самоуправления о том, что 20 дней, предусмотренные Порядком учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений в Устав ГО Заречный не могут применяться к оценке действий этих органов по подготовке публичных слушаний. При этом суд так же исходит из того, что Уставом ГО Заречный и Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрена обязанность органов местного самоуправления о принятии нормативного правого акта, который бы регулировал порядок и организацию проведения публичных слушаний, в том числе и определил срок заблаговременного опубликования проектов решений Думы ГО Заречный о внесении изменений и дополнений в Устав. В соответствии с п. п.2 ч.1ст.8, ч.1 ст.21 Положения о муниципальных правовых актах ГО Заречный, утвержденного решением Думы ГО Заречный от 29 сентября 2005 года № 116-р с изменениями от 28 января 2010 года № 9-р, официальным опубликованием текста муниципального правового акта является его опубликование в «Бюллетене официальных документов ГО Заречный» (л.д.23-24). Проект Решения Думы ГО Заречный от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный» опубликован в Бюллетене официальных документов ГО Заречный от 8 июля 2011 года № 27 (284) (л.д.77-86). Из Бюллетеня Бюллетене официальных документов ГО Заречный от 8 июля 2011 года № 27 (284) усматривается, что подписан он в печать 8 июля 2011 года тиражом 300 экземпляров. Отпечатано в типографии п.Белоярского (л.д.85). Согласно справке ГУП Свердловской области «Белоярская типография» от 27 июля 2011 года заказ от администрации ГО Заречный на изготовление Бюллетеня от 8 июля 2011 года выпуск № 27(284) прошел следующие стадии производства: отдан в работу 11 июля 2011 года, поступил на склад готовой продукции 14 июля 2011 года, отгружен заказчику 14 июля 2011 года (л.д.111). Таким образом, с Проектом решения Думы ГО Заречный от 19 мая 2011 года № 62 о внесении изменений в Устав ГО Заречный, по поводу которого были назначены публичные слушания на 28 июля 2011 года, население ГО Заречного, в том числе и заявители, могли ознакомиться только с 15 июля 2011 года, то есть менее чем за 20 дней до начала проведения публичных слушаний. Поэтому суд приходит к выводу о том, что действия Главы и Думы ГО Заречный по заблаговременному оповещению жителей муниципального образования, в том числе и заявителей, о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременному ознакомлению с проектом муниципального правового акта не отвечают требованиям ч.4 ст.28 ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.5 ст.17 Устава ГО Заречный, п.4 Порядка учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений или дополнений в Устав ГО Заречный, утвержденного решением Думы ГО Заречный от 26 февраля 2009 года № 26-р. Далее, кроме официального опубликования проекта решения Думы ГО Заречный о внесении изменений в Устав ГО Заречный и решения Думы ГО Заречный о проведении публичных слушаний 28 июля 2011 года, информация о публичных слушаниях была дана в средствах массовой информации с 14 июля 2011 года (л.д.101-105). Однако данная информация не содержала текста самого проекта решения об изменений Устава ГО Заречный, отличалась она и от информационного сообщения, утвержденного Думой ГО Заречный решением от 7 июля 2011 года № 66-р. Таким образом, заявители узнали о проведении публичных слушаний только за счет инициативы средств массовой информации. Исходя из смысла ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании действий органов местного самоуправления, если установит, что оспариваемое действие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Поэтому установления лишь одного факта не соответствия действий главы и Думы ГО Заречный по проведению публичных слушаний не достаточно для удовлетворения заявления. Заявители оспаривают действия органов местного самоуправления ГО Заречный по проведению публичных слушаний в порядке ст.254 ГПК РФ. В силу ст. 245 ГПК РФ оспаривание действий и решений органов местного самоуправления относится к делам из публичных правоотношений. В соответствии со ст. ст.3, 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется принцип осуществления народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ также закреплены общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, как одной из форм осуществления народом своей власти, в том числе и посредством проведения публичных слушаний. В соответствии со ст.8 Устава ГО Заречный публичные слушания относятся к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Таким образом, публичные слушания представляют собой выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Как усматривается из нормы ч.1 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, публичные слушания могут проводиться по для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. И только ч.2 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ является императивной нормой, предписывающей органам местного самоуправления проводить публичные слушания по ряду вопросов местного значения, в том числе и по принятию изменений в Устав муниципального образования. Таким образом, публичные слушания, будучи публично-правовым институтом, обеспечивающим открытое обсуждение общественно значимых вопросов, имеющих значение для населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования, тем не менее, не являются органом власти и результаты публичных слушаний не обладают признаками властного волеизъявления, поскольку в процессе проведения публичных слушаний каких-либо нормативных правовых документов, имеющих обязательный характер для всего населения муниципального образования, не принимается. Об этом свидетельствует и тот факт, что в соответствии с подразделом 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений», норм, предусматривающий порядок оспаривания публичных слушаний не предусмотрено. Публичные слушания в силу п.3 ст.28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ являются обязательной стадией в принятии нормативно-правового акта органом местного самоуправления, которым вносятся изменения или дополнения в Устав муниципального образования, то есть главный законодательный акт публичного образования, и поэтому в случае допущения нарушений органами местного самоуправления в проведения этой стадии, данное обстоятельство может служить лишь поводом к оспариванию принятого в последствии нормативного правового акта органом местного самоуправления, по поводу которого назначались публичные слушания. Поэтому публичные слушания, как таковые не могут быть предметом самостоятельного оспаривания. О правильности выводов суда свидетельствует и то обстоятельство, что главой 25 ГПК РФ предусмотрено право граждан на оспаривание действий органов местного самоуправления в целях восстановления их прав. Как установлено в судебном заседании заявители оспаривают действия органов местного самоуправления по подготовке и проведению публичных слушаний от 28 июля 2011 года и признании незаконными и недействительными публичных слушаний. Между тем установлено, что публичные слушания 28 июля 2011 года уже проведены. В соответствии с заключением публичных слушаний от 28 июля 2011 года, которое было опубликовано в Бюллетене официальных документов ГО Заречный (л.д.89), участники публичных слушаний большинством голосов от принявших участие в голосовании рекомендуют Думе ГО Заречный рассмотреть проект решения Думы от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный» на заседании Думы и утвердить его с учетом поправок Главного Управления Минюста РФ по Свердловской области. Таким образом, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, поэтому не могут иметь для заявителей властного волеизъявления и в связи с этим не могут нарушать их прав, так как результаты публичных слушаний сами по себе не принуждают заявителей к исполнению какой-либо обязанности. Нарушение порядка проведения и организации публичных слушаний или отсутствие проведения публичных слушаний, когда это является обязательным условием, может быть приведено, как основание для оспаривания нормативного правового акта, который был предметом обсуждения на публичных слушаниях и принят в последствии представительным органом местного самоуправления. В настоящее время такой нормативно-правовой акт заявителями не оспаривается. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказать заявителям в удовлетворении их заявления об оспаривании действий главы и Думы ГО Заречный по проведению публичных слушаний и признании результатов публичных слушаний недействительными. Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления об оспаривании действий Главы ГО Заречный и Думы ГО Заречный по проведению публичных слушаний, о признании незаконными результатов публичных слушаний, проведенных 28 июля 2011 года Земляновой Ф.Л., Моторину А.И., Щербинину А.С., Стафеевой Л.И. - отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2011 года.