Дело №2-613/2011 решение от 28.09.2011 по иску Серажидинова Р.Р., Левит А.А. к Думе, главе ГО заречный о признании публичных слушаний незаконными и результатов публичных слушаний недействительными



                                                                                                            Дело № 2-613/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 года Заречный районный суд Свердловской области

в составе судьи Вахониной С.Н.

при секретаре Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серажидинова Р.Р., Левит А.А. к Думе, Главе ГО Заречный о признании публичных слушаний незаконными и результатов публичных слушаний недействительными,

У С Т А Н О В И Л:

Серажидинов Р.Р., Левит А.А. обратились в суд с выше указанными исковыми требованиями.

В обоснование исковых требований представитель истцов Ваганов В.В., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что 28 июля 2011 года в ДК «Ровесник» были проведены публичные слушания. Данные слушания проводятся для выражения мнения населения муниципального образования по важнейшим вопросам местного самоуправления. Право на участие в публичных слушаниях, которые являются одной из форм осуществления конституционных прав по участию в осуществлении местного самоуправления, должно предоставляться любому жителю Городского округа Заречный. Истцы считают, что публичные слушания проведены с грубым нарушением закона. В соответствии с п.5 ст.17 Устава ГО Заречный, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Думы ГО Заречный и должен предусматривать срок проведения публичных слушаний, заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правого акта, другие меры обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей ГО Заречный, опубликование, обнародование результатов публичных слушаний.

Таким нормативным актом является Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, утвержденное решением Думы ГО Заречный от 26 августа 2005 года № 106-р.

Но данное Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний не содержит сроков заблаговременного опубликования изменений, в носимых в нормативные правовые акты, принятие которых требует обязательное проведение публичных слушаний.

Также Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний не содержит срока, который бы являл собой заблаговременность оповещения жителей ГО о времени и месте проведения публичных слушаний.

Отсутствие регламентированного порядка проведения публичных слушаний делает невозможным их проведение до момента приведения в соответствии с Уставом вышеназванного Положения. По этим основаниям результаты публичных слушаний являются незаконными и недействительными.

Поскольку на слушаниях обсуждался проект нормативно правого акта о внесении изменений в Устав ГО Заречный, то данный проект должен быть опубликован в Бюллетене официальных документов за 20 дней до проведения публичных слушаний, что следует из Порядка учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений и дополнений в устав ГО заречный и участия граждан в их обсуждении, утвержденного решением Думы ГО Заречный от 26 февраля 2009 года № 26-Р.

В нарушение данных положений проект был опубликован менее, чем за 20 дней до проведения публичных слушаний. Поэтому это также служит основанием для признания публичных слушаний недействительными.

В соответствии со ст.6 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, решение Думы ГО Заречный о назначении публичных слушаний должно включать информацию о вопросах, выносящихся на публичные слушания, о времени и месте проведения публичных слушаний, о времени и месте подачи заявок на участие, предложений и рекомендаций по обсуждаемым вопросам, о комиссии Думы. В нарушение этого положения в решении Думы от 7 июля 2011 года № 66-р о проведении публичных слушаний не содержится информации о времени подачи заявок на участие, предложений и рекомендаций по обсуждаемым вопросам, о комиссии Думы, ответственной за подготовку и проведение публичных слушаний.

Согласно п.1 ст.9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, перед открытием публичных слушаний организаторами проводится регистрация участников с указанием фамилии, имени, отчества, места работы и места жительства участника, так как в публичных слушаниях может принимать участие только граждане, проживающие на территории ГО Заречный. Из листов регистрации усматривается, что регистраторы не выясняли адрес места жительства пришедших на публичные слушания граждан, что привело к тому, что в публичных слушаниях приняли участие не только жители ГО Заречный, но и те, которые только работают на территории ГО Заречный, а проживают в г.Екатеринбурге.

В соответствии с п.2 ст.9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в начале публичных слушаний участники избирают председателя и секретаря, а также утверждают порядок проведения публичных слушаний. В начале публичных слушаний 28 июля 2011 года был избран председательствующий и секретарь публичных слушаний, а также было проведено голосование о порядке проведения публичных слушаний. Однако перед началом публичных слушаний было зарегистрировано только 170 человек. А в голосовании участвовали все присутствующие в зале. После чего избранным председательствующим на публичных слушаниях было предложено сделать перерыв и всем не зарегистрированным участникам пройти регистрацию. Поэтому Порядок проведения публичных слушаний был избран большинством голосов не от зарегистрированных, а от всех присутствующих в зале.

Согласно п.4 ст.9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, решение на публичных слушаниях принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от числа зарегистрированных участников слушаний. Листами регистрации подтверждается, что зарегистрировано на публичных слушаний всего 248 участников. Из анализа видеоматериалов и протокола публичных слушаний видно, что за принятия решения о даче рекомендации Думе ГО Заречный принять проект решения Думы от 19 мая 2011 года о внесении изменений в Устав, всего проголосовал 121 участник публичных слушаний, что не является большинством голосов от всех зарегистрированных участников публичных слушаний. Однако в протоколе зафиксировано, что решение о даче рекомендации принято большинством голосов, что действительности не соответствует. Это является грубым нарушением порядка проведения публичных слушаний.

Просят признать незаконными публичные слушаний, проведенные 28 июля 2011 года и признать недействительными результаты публичных слушаний.

Истцы участие в публичных слушаниях принимали, истец Серажидинов Р.Р. выступал на публичных слушаниях, истцу Левит А.А. слово для выступления на публичных слушаниях предоставлено не было, хотя он подавал заявку на выступление на публичных слушаниях. Поскольку указанные в иске нарушения порядка проведения публичных слушаний являются существенными, то это нарушает права истцов.

Истцы Серажидинов Р.Р. и Левит А.А. доводы представителя в судебном заседании поддержали.

Представитель ответчиков Главы и Думы ГО Заречный Шмакова Ю.В. в судебное заседание не явилась, уведомлены о рассмотрении дела судебной повесткой.

Ранее в судебном заседании представитель ответчиков Шмакова Ю.В., действующая на основании доверенностей (л.д.96-97) суду пояснила, что исковые требования не признают. Исходя из буквального толкования ст.28, п.4 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» публичные слушания и порядок учета предложений по проекту муниципального правого акта о внесении изменений и дополнений в Устав ГО, а также порядок участия граждан в его обсуждении являются разными формами участия населения в осуществлении местного самоуправления. Данные формы участия предусмотрены разными статьями федерального закона. Поэтому нельзя отождествлять срок 20 дней, предусмотренных для опубликования проекта нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав ГО Заречный с заблаговременным опубликование извещения о проведении публичных слушаний.

В самом Порядке учета предложений по проектам решения Думы о внесении изменений и (или) дополнений в Устав ГО, утвержденных решением Думы ГО заречный от 26 февраля 2009 года № 26-р нет упоминания о публичных слушаниях. Данным порядком предусмотрено, что предложения к проекту принимаются только в письменной форме в виде таблицы поправок. В Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный каких-либо строгих требований к оформлению предложений, рекомендаций и заявок не установлено, они оформляются в произвольной форме. Поэтому предложения могут быть поданы и непосредственно в ходе публичных слушаний в форме, определенной самими участниками публичных слушаний. Органами местного самоуправления ГО Заречный совершены все необходимые действия по информированию населения о публичных слушаниях и вопросе, вынесенном на публичные слушания.

Так, решение Думы ГО Заречный от 7 июля 2011 года № 66-Р «О назначении публичных слушаний по вопросу о внесении изменения в Устав ГО Заречный» информационное сообщение о проведении публичных слушаний, проект решения Думы ГО Заречный от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный» опубликованы в Бюллетене официальных документов ГО Заречный от 8 июля 2011 года № 27, который является источником официального опубликования муниципальных правовых актов в соответствии с Положением о муниципальных правовых актах ГО Заречный, утвержденным решением Думы ГО Заречный от 29 сентября 2005 года № 116-р. В информационном сообщении о проведении публичных слушаний указано, в том числе, на возможность подать заявки на участие, предложения и рекомендации по предлагаемому к обсуждению вопросу по указанным адресам, телефонам, факсу или электронной почты. В информационном сообщении было указана исчерпывающая информация о дате, времени, месте проведения публичных слушаний; место и способы подачи заявок на участие в публичных слушаниях (адрес, в том числе и электронный, номера телефонов, факсов).

Таким образом, жители о месте и времени проведения публичных слушаний были извещены. Об этом свидетельствует и количество принявших участие в публичных слушаниях 28 июля 2011 года по сравнению с ранее проводимыми слушаниями, оно было рекордным, более 240 человек.

Порядок регистрации участников публичных слушаний нарушен не был, он соответствует п.1 ст.9 Положения о порядке организации и проведений публичных слушаний в ГО Заречный, что подтверждается листами регистрации.

В ходе проведения публичных слушаний была избрана счетная комиссия, которая осуществляла подсчет голосов. При этом каких-либо нарушений подсчета голосов не установлено.

Кроме того, по уточненным основаниям к иску о том, что решение о рекомендации Думе ГО Заречный внести изменения в Устав не принято большинством голосов от числа зарегистрированных на публичных слушаниях, из дополнительного отзыва ответчиков к иску усматривается, что ответчики не согласны с доводами заявления об уточнении основания к иску, поскольку в соответствии с п.5 ч.1 ст.10 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, закреплено, что результаты голосования на публичных слушаниях отражаются в протоколе публичных слушаний, что и было сделано. По итогам публичных слушаний было оформлено заключение, в котором отражены результаты слушаний - участники публичных слушаний большинством голосов от принявших участие в голосовании рекомендуют Думе рассмотреть и утвердить проект решения, вынесенный на публичные слушания. Поэтому результат публичных слушаний 28 июля 2011 года достигнут.

Также, представитель ответчиков ранее в судебном заседании указывала, что нарушения прав истцов проведенными публичными слушаниями не имеется. Отдельно нормами гражданско-процессуального законодательства не предусмотрено обжалование публичных слушаний, поэтому оснований для удовлетворения требований не имеется.

Заслушав истцов, их представителя, исследовав материалы дела, видеозапись представленную сторонами публичных слушаний, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1, 2, 3 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься, в том числе и проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст.10 Устава ГО Заречный муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Думы ГО, главы ГО на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, на основании и в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним Законом Свердловской области, настоящим Уставом (л.д.30).

В соответствии с абзацем 2 п.2 ст.29 Устава ГО Заречный глава ГО Заречный избирается сроком на четыре года на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательной системе относительного большинства по единому избирательному округу, образуемому на территории ГО. Срок проведения выборов главы ГО - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок его полномочий (оборот л.д.38).

В соответствии с проектом решения Думы ГО Заречный от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный», исключается из Устава в пункте 1, абзаце 2 и 3 пункта 2 слова «Главы городского округа», статью 29 пункт 2 Устава изложен в следующей редакции: «Глава городского округа избирается Думой ГО из ее состава. Выборы Главы ГО Заречный проводятся тайным голосованием. Порядок и процедура проведения голосования устанавливаются настоящим Уставом и регламентом Думы ГО. Кандидатуры на должность Главы ГО предлагаются депутатами путем тайного выдвижения с использованием списков депутатов…».

Таким образом, указанные изменения в Устав ГО Заречный в силу п.3 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», должны были пройти процедуру публичных слушаний.

В соответствии с п.4 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Таким образом, законодателем особо выделены такие условия проведения публичных слушаний, как заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта.

Во исполнение нормы п.4 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принята норма пункта 5 ст.17 Устава ГО Заречный, которая повторяет норму п.4 ст.28 указанного выше федерального законодательного акта, а кроме этого устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом Думы ГО Заречный.

Таким нормативным правовым актом является решение Думы ГО Заречный № 106-р от 25 августа 2005 года, которым утверждено «Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный» (л.д.49-52).

Стадия подготовки публичных слушаний регламентирована нормой ст.7 «Подготовка к публичным слушаниям» Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, согласно которой организаторы публичных слушаний на основании решения Думы (постановления главы) ГО о назначении публичных слушаний:

- утверждают темы основных докладов;

- утверждают предварительный состав участников публичных слушаний, в том числе экспертов, консультантов, приглашенных;

- готовят информационные материалы к публичным слушаниям;

- оповещают население городского округа в средствах массовой информации и иными способами о проведении публичных слушаний;

- приглашают в случае необходимости на публичные слушания экспертов, специалистов и других лиц.

Таким образом, каких-либо сроков оповещения населения о проведении публичных слушаний, порядка и сроков опубликования информации, вынесенной на обсуждение посредством публичных слушаний (в данном случае проекта изменений в Устав ГО Заречный) в Положении о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, не предусмотрено.

Вместе с этим, поскольку на публичные слушания 28 июля 2011 года выносился проект нормативного правого акта, которым вносились изменения в Устав ГО Заречный, то в данном случае органы муниципального образования (глава и Дума ГО Заречный) должны были руководствоваться «Порядком учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений и (или) дополнений в Устав ГО Заречный и участия граждан в их обсуждении», утвержденным решением Думы ГО Заречный от 26 февраля 2009 года № 26-р, согласно пункту 4 которого предложения принимаются в течение 20 дней со дня опубликования проектов решений о внесении изменений в Устав.

Таким образом, решение Думы ГО Заречный о внесении изменений в Устав ГО Заречный должно быть опубликовано не менее, чем за 20 дней до начала публичных слушаний.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с п.п.2,3, 4 п.3 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") на публичные слушания должны также выноситься и проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; вопросы о преобразовании муниципального образования.

В соответствии с Положением о бюджетном процессе в ГО Заречный, утвержденным Решением Думы ГО Заречный от 28 апреля 2011 года № 36-р, предусмотрено, что решение о проведении публичных слушаний для обсуждения проекта решения о местном бюджете публикуется менее чем за 5 дней до дня проведения публичных слушаний.

Таким образом, в данном случае нормативным правовым актом органов местного самоуправления предусмотрен срок, который будет являться заблаговременным для извещения о публичных слушаниях по проекту бюджета.

В соответствии с Уставом ГО Заречный, а также и нормой ч.4 ст.28, ч. 4 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрен следующий порядок принятия изменений и дополнений в Устав ГО Заречный - принятие проекта решения Думы ГО Заречный о внесении изменений и дополнений в Устав; опубликование проекта изменений и дополнений; принятие предложений граждан после его опубликования; обсуждение проекта изменений и дополнений в Устав на публичных слушаниях; утверждение изменений и дополнений в Устав Думой ГО Заречный.

Все выше указанные стадии являются обязательными и порядок и сроки проведения этих стадий должны быть урегулированы нормативными актами местного самоуправления.

Так, в соответствии с п.2 Порядка учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений или дополнений в Устав ГО Заречный и участия граждан в их обсуждении предусмотрено, что проект нормативного правого акта должен быть опубликован не позднее 30 дней до дня рассмотрения его на заседании Думы ГО Заречный с одновременным опубликованием.

Как указывалось выше в мотивировочной части решения суда, по опубликованному проекту изменений и дополнений в Устав ГО Заречный, население ГО Заречный вправе подать свои предложения (поправки), которые принимаются в течение 20 дней со дня опубликования проектов решений (п.4 Порядка учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений или дополнений в Устав ГО Заречный и участия граждан в их обсуждении).

Срока же заблаговременного обнародования, а также способ обнародования проекта (опубликование ли его в официальном издании органов местного самоуправления или в средствах массовой информации), которым вносятся изменения в Устав в целях проведения публичных слушаний по его обсуждению, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено, поэтому суд применяет нормы п.4 Порядка учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений или дополнений в Устав ГО Заречный, утвержденного решением Думы ГО Заречный от 26 февраля 2009 года № 26-р и считает равным его 20 дням со дня опубликования в Бюллетене официальных документов ГО Заречный.

Для проведении публичных слушаний по обсуждению проектов о внесении изменений и дополнений в Устав ГО Заречный Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный, утвержденным решением Думы ГО Заречный № 106-р от 25 августа 2005 года какого-либо срока, определяющего заблаговременность оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременность ознакомления с проектом муниципального правового акта, не предусмотрено.

Поэтому указанный срок следует считать равным 20 дням со дня опубликования проекта изменений и дополнений в Устав ГО Заречный, так как речь в данном случае идет об обсуждении изменений в Устав ГО Заречный, по настоящему делу это с момента официального опубликования решения Думы ГО Заречный от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный».

По выше указанным обстоятельствам суд не может согласиться с доводами представителя органов местного самоуправления о том, что 20 дней, предусмотренные Порядком учета предложений по проектам решений Думы ГО Заречный о внесении изменений в Устав ГО Заречный не могут применяться к оценке действий этих органов по подготовке публичных слушаний.

При этом суд так же исходит из того, что Уставом ГО Заречный и Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрена обязанность органов местного самоуправления о принятии нормативного правого акта, который бы регулировал порядок и организацию проведения публичных слушаний, в том числе и определил срок заблаговременного опубликования проектов решений Думы ГО Заречный о внесении изменений и дополнений в Устав.

В соответствии с п. п.2 ч.1ст.8, ч.1 ст.21 Положения о муниципальных правовых актах ГО Заречный, утвержденного решением Думы ГО Заречный от 29 сентября 2005 года № 116-р с изменениями от 28 января 2010 года № 9-р, официальным опубликованием текста муниципального правового акта является его опубликование в «Бюллетене официальных документов ГО Заречный».

Проект Решения Думы ГО Заречный от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный» опубликован в Бюллетене официальных документов ГО Заречный от 8 июля 2011 года № 27 (284) (л.д.10-11).

Из Бюллетеня Бюллетене официальных документов ГО Заречный от 8 июля 2011 года № 27 (284) усматривается, что подписан он в печать 8 июля 2011 года тиражом 300 экземпляров. Отпечатано в типографии п.Белоярского (л.д.10-12).

Согласно справке ГУП Свердловской области «Белоярская типография» от 27 июля 2011 года заказ от администрации ГО Заречный на изготовление Бюллетеня от 8 июля 2011 года выпуск № 27(284) прошел следующие стадии производства: отдан в работу 11 июля 2011 года, поступил на склад готовой продукции 14 июля 2011 года, отгружен заказчику 14 июля 2011 года (л.д.13).

Таким образом, с Проектом решения Думы ГО Заречный от 19 мая 2011 года № 62 о внесении изменений в Устав ГО Заречный, по поводу которого были назначены публичные слушания на 28 июля 2011 года, население ГО Заречного, в том числе и заявители, могли ознакомиться только с 15 июля 2011 года, то есть менее чем за 20 дней до начала проведения публичных слушаний.

7 июля 2011 года Дума ГО Заречный своим решением № 66-р «О назначении публичных слушаний по вопросу о внесении изменений в Устав ГО Заречный» назначила публичные слушания на 28 июля 2011 года, согласно которому Дума ГО Заречный решила назначить 28 июля 2011 года публичные слушания по вопросу о внесении изменений в Устав ГО Заречный. Утвердить текст информационного сообщения. Опубликовать в установленном порядке:

  1. настоящее решение;
  2. проект решения от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав городского округа заречный»;
  3. Порядок учета предложений по проектам решений думы ГО заречный о внесении изменений и (или) дополнений в устав ГО Заречный и участия граждан в их обсуждении», утвержденный решением думы ГО Заречный от 26 февраля 2009 года № 26-р (л.д.10-11).

В соответствии со ст. 6 данного Положения решение Думы ГО о назначении публичных слушаний должно включать информацию:

1. о вопросах, выносящихся на публичные слушания;

2. о времени и месте проведения публичных слушаний;

3. о времени и месте подачи заявок на участие, предложений и рекомендаций по обсуждаемым вопросам;

4. о комиссии Думы (структурном подразделении администрации) ГО или специально созданной, ответственной за подготовку и проведение публичных слушаний.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Положения данное решение подлежит обязательному официальному опубликования в сроки, установленные действующим законодательством.

Принятое Думой ГО Заречный решение № 66-р от 7 июля 2011 года не соответствует требованиям ст. 6 названного Положения.

Так, решение не содержит полной информации по вопросу, вынесенному на публичные слушания, поскольку ни в решении, ни в информационном сообщении, утвержденном этим решением, нет информации о том, что изменения в Устав ГО Заречный касаются изменения порядка выбора главы ГО Заречный, также не содержится информации, где жители ГО Заречный могут ознакомиться с предлагаемыми изменениями в Устав ГО Заречный.

Данная информация, как было уже указано, дана только средствами массовой информации, а не главой ГО Заречный и не Думой ГО Заречный, обязанными довести до жителей ГО Заречный данную информацию.

Нет в решении Думы ГО Заречный информации о времени подачи заявок на участие, предложений и рекомендаций по обсуждаемым вопросам.

Нет в решении данных о комиссии Думы ГО, ответственной за подготовку и проведение публичных слушаний.

Поэтому отсутствие полной информации в решении Думы ГО Заречный могло повлечь за собой нарушение прав граждан на участие в публичных слушаниях.

Далее, заслуживает внимание и довод истцов о том, что в публичных слушаниях могут принимать участие только жители ГО Заречный, что установлено ст.1 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в ГО Заречный (л.д.34).

Между тем, из листов регистрации участников публичных слушаний усматривается, что наличие места жительства в ГО Заречный проверялось при регистрации участников публичных слушаний не у всех граждан, пришедших на публичные слушания, так как в листах регистрации граждан, пришедших на публичные слушания, не везде указан адрес места жительства.

Кроме того, из представленных видеозаписей усматривается, что не во всех случаях при регистрации граждан проверяли их паспорта, где бы была отметка о их регистрации по месту жительства.

Также обоснован и довод истцов, о том, что порядок голосования, проведения публичных слушаний, избрание секретаря и председательствующего на публичных слушаниях было принято большинством голосов не от числа зарегистрированных участников, как того требует Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, а от числа всех присутствующих в зале лиц, так как, как усматривается из протокола публичных слушаний и видеозаписей публичных слушаний, после утверждения всех выше названных вопросов, председательствующим было предложено находящимся в зале гражданам пройти дополнительно регистрацию, так как визуально их количество в зале было больше, чем зарегистрировано в листах регистрации на начало публичных слушаний.

Для дополнительной регистрации был объявлен перерыв уже после голосования по вопросам избрания секретаря и председательствующего на публичных слушаниях, а также и голосования о порядке проведения публичных слушаний, избрания счетной комиссии, что подтверждается протоколом публичных слушаний (оборот л.д.29).

В соответствии с п.4 ст.9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний решения на публичных слушаниях принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от числа зарегистрированных участников слушаний (л.д.35).

Как усматривается из листов регистрации и протокола публичных слушаний всего на публичные слушания были зарегистрированы участники в количестве 248 человек (л.д.15-30).

Следовательно, на публичных слушаниях было зарегистрированных участников 248 человек.

Простым большинством голосов, от числа зарегистрированных будет являться цифра 125 человек.

Как усматривается из видеозаписей и протокола публичных слушаний за предложение «рекомендовать Думе ГО Заречный рассмотреть проект решения Думы от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный» на заседании Думы и утвердить его с учетом поправок Главного Управления Министерства юстиции РФ по Свердловской области» проголосовало 121 человек.

Таким образом, нельзя признать, что количество 121 человек является большинством от числа зарегистрированных 248 участников публичных слушаний.

Таким образом, доводы истцов заслуживают внимания, вместе с этим в соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрен порядок оспаривания проведения и организации публичных слушаний, как самостоятельного правового института.

В соответствии со ст. ст.3, 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется принцип осуществления народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ также закреплены общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении, как одной из форм осуществления народом своей власти, в том числе и посредством проведения публичных слушаний.

В соответствии со ст.8 Устава ГО Заречный публичные слушания относятся к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Таким образом, публичные слушания представляют собой выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности.

Как усматривается из нормы ч.1 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, публичные слушания могут проводиться по для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

И только ч.2 ст.28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ является императивной нормой, предписывающей органам местного самоуправления проводить публичные слушания по ряду вопросов местного значения, в том числе и по принятию изменений в Устав муниципального образования.

Таким образом, публичные слушания, будучи публично-правовым институтом, обеспечивающим открытое обсуждение общественно значимых вопросов, имеющих значение для населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования, тем не менее, не являются органом власти и результаты публичных слушаний не обладают признаками властного волеизъявления, поскольку в процессе проведения публичных слушаний каких-либо нормативных правовых документов, имеющих обязательный характер для всего населения муниципального образования, не принимается.

Об этом свидетельствует и тот факт, что в соответствии с подразделом 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений», норм, предусматривающий порядок оспаривания публичных слушаний не предусмотрено.

Публичные слушания в силу п.3 ст.28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ являются обязательной стадией в принятии нормативно-правового акта органом местного самоуправления, которым вносятся изменения или дополнения в Устав муниципального образования, то есть главный законодательный акт публичного образования, и поэтому в случае допущения нарушений органами местного самоуправления в проведения этой стадии, данное обстоятельство может служить лишь поводом к оспариванию принятого в последствии нормативного правового акта органом местного самоуправления, по поводу которого назначались публичные слушания.

Поэтому публичные слушания, как таковые не могут быть предметом самостоятельного оспаривания.

О правильности выводов суда свидетельствует и то обстоятельство, что главой 25 ГПК РФ предусмотрено право граждан на оспаривание действий органов местного самоуправления в целях восстановления их прав.

Между тем установлено, что публичные слушания 28 июля 2011 года уже проведены.

В соответствии с заключением публичных слушаний от 28 июля 2011 года, которое было опубликовано в Бюллетене официальных документов ГО Заречный (л.д.89), участники публичных слушаний большинством голосов от принявших участие в голосовании рекомендуют Думе ГО Заречный рассмотреть проект решения Думы от 19 мая 2011 года № 62 «О внесении изменений в Устав ГО Заречный» на заседании Думы и утвердить его с учетом поправок Главного Управления Минюста РФ по Свердловской области.

Таким образом, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, поэтому не могут иметь для заявителей властного волеизъявления и в связи с этим не могут нарушать их прав, так как результаты публичных слушаний сами по себе не принуждают заявителей к исполнению какой-либо обязанности.

Нарушение порядка проведения и организации публичных слушаний или отсутствие проведения публичных слушаний, когда это является обязательным условием, может быть приведено, как основание для оспаривания нормативного правового акта, который был предметом обсуждения на публичных слушаниях и принят в последствии представительным органом местного самоуправления.

В настоящем судебном заседании такой нормативно-правовой акт заявителями не оспаривается.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказать истцам в удовлетворении требований о признании публичных слушаний незаконными, а их результатов недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований о признании публичных слушаний, проведенных в ГО Заречный 28 июля 2011 года незаконными и признании результатов публичных слушаний от 28 июля 2011 года недействительными Серажидинову Р.Р., Левит А.А. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2011 года.