Дело № 2-695/2011 по иску Рахмановой к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Заречный о защите пенсионных прав



                                                                                                            Дело № 2-695/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2011 года Заречный районный суд Свердловской области

в составе судьи Вахониной С.Н.

при секретаре Ивановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахмановой <данные изъяты> к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Заречный Свердловской области, ОАО «Концерну Росэнергоатом» о защите пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Рахманова Л.Г. обратилась в суд с выше указанными исковыми требованиями.

В обоснование иска суду пояснила, что с 24 августа 1987 года по 1 февраля 2006 года работала машинистом котлов котельной жилпоселка Белоярской АЭС (КЦ-2 БАЭС), с 22 мая 2008 года по 31 марта 2010 года в качестве машиниста котлов участка котельной пром.площадки; с 1 апреля 2010 года по 15 февраля 2011 года в качестве машиниста котлов участка котельной промплощадки цеха обслуживающих систем Белоярской АЭС. Также истица пояснила, что с 23 июля 1979 года по 25 декабря 1982 года в качестве машиниста крана Уралмашзавода, с 20 января 1983 года по 11 октября 1985 года в качестве крановщика Свердловского машиностроительного завода им М.И.Калинина. 5 апреля 2011 года истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии досрочно по основаниям п.п.3 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В назначении пенсии ей было отказано. Ответчик зачел в специальный трудовой стаж для назначения пенсии досрочно только период ее работы на Уралмашзаводе и заводе им.Калинина. Период работы на Белоярской АЭС по Списку № 2 ответчик не зачел. Она просит включить в специальный трудовой стаж по п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы на БАЭС. Суммировать стаж работы в качестве машиниста крана со стажем работы по Списку № 2 (тяжелые условия труда). Признать ее право на получение пенсии досрочно по основаниям п.п.3 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», назначить пенсию с 5 апреля 2011 года, признать отказ в назначении пенсии незаконным.

Представитель ответчика Баженова Н.Я. суду пояснила, что требования не признают. Оснований для включении в специальный трудовой стаж периода работы на Белоярской АЭС не имеется. Истица не эксплуатировала технологическое оборудование. Кроме этого, работодатель неверно указал наименование профессии истицы, так наименование профессии истицы должно быть указано «оператор котельной».

Представитель третьего лица ОАО «Концерн «Росэнергоатом» Алтухов И.В. в судебное заседание не явился. Ранее суду пояснил, что пенсионный орган необоснованно отказал в назначении пенсии истице, так как истица была представлена работодателем для назначения пенсии по Списку № 2, в соответствии с которым нет необходимости доказывать работу истца по эксплуатации технологического оборудования.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно заявлению истицы она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по основаниям п.п.3 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

По п.п.3 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ответчик зачел истице два периода работы на Уралмашзаводе и заводе им. М.И.Калинина, всего 6 лет 1 месяц 25 дней.

Этого стажа не хватает для назначения пенсии до п.п.3 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Но период работы истицы в качестве машиниста крана может быть суммирован с работой по Списку № 2 (тяжелые условия труда).

Однако ответчик решением от 29 июня 2011 года не зачел период ее работы на Белоярской АЭС.

Суд не может согласиться с доводами ответчика.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с трудовой книжкой истицы и приказом от 24 августа 1987 года № 1391 истица принята на работу в качестве машиниста котлов цеха ТПК котельной жилпоселка (л.д.109).

Приказом № 04 от 6 января 1994 года цех ТПК-2 переименован в котельный цех № 2 (л.д.108).

Приказом № 59лс от 30 января 2006 года истица уволилась из Белоярской АЭС (л.д.110-112).

Приказом № 256лс от 21 мая 2008 года истица принята в КЦ-1 участок котельной промплощадки Белоярской АЭС в качестве машиниста котлов (л.д.113).

Таким образом, в спорные периоды работы на Белоярской АЭС истица работала в качестве машиниста котлов.

Согласно разделу Х111 позиции 2140000а-13785 Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 поименованы машинисты котлов электростанций.

Таким образом, наименование профессии истицы в спорный период, соответствует Списку № 2.

Список № 2 не указывает на наличие необходимости обслуживания работником технологического оборудования, как требует того Список № 1, поэтому доводы ответчика о технологическом оборудовании, которое должна обслуживать истица, не обоснованны и не соответствуют Списку № 2 разделу Х111 позиции 2140000а-13785.

Как пояснил в судебном заседании представитель концерна «Росэнергатом» наименование работы, которую выполняла истица, соответствовало Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих Выпуск 9а, который применялся при характеристике работ, профессий рабочих именно на электростанциях.

Действительно в соответствии с параграфом 11 ЕТКС Выпуска 9а охарактеризована работа машинистов котлов, как работа на эксплуатации оборудования электростанций.

Поэтому принять во внимание ссылку ответчика на ЕТКС Выпуск 9 суд не может, поскольку для характеристики работ, профессий рабочих, занятых на эксплуатации оборудования электростанций предусмотрен специальный выпуск ЕТКС под номером 9а.

В спорный период цех, в котором работала истица, именовался цехом теплоснабжении и подземных коммуникаций, что подтверждается Положением о цехе, утвержденным 13 февраля 1986 года.

В 1991 году он был переименован в цех ТПК № 1.

В соответствии с п.1.1 Положения, как утвержденного в 1986 году, так и в 1991 году, цех является самостоятельным структурным подразделением БАЭС.

В Положении от 1986 года так же указано, что цех ТПК является самостоятельным структурным подразделением БАЭС на правах вспомогательного цеха, однако уже в Положении о цехе ТПК-1 указание на вспомогательный цех отсутствует.

Данные изменения связаны с тем, что до 1991 года цех ТПК объединял в себе не только котлы промплощадки, но также и котлы жилпоселка, что подтверждается пунктами 1.5 Положений.

Ответчик утверждает, что данная котельная не используется на производственные нужды.

Действительно в соответствии с Положением о КЦ-2 Белоярской АЭС основными задачами цеха являются обеспечение бесперебойного снабжения потребителей теплом, холодной, горячей водой и паром, водоотведение и очистка бытовых и хозяйственных стоков жилого поселка и непроизводственных объектов.

Согласно п.1.4 Положения о КЦ-2 планы работы цеха составляются и согласовываются и утверждаются в соответствии с Положением о ведении технической документации по основному производству Белоярской АЭС и «Положением о ремонтном и техническом обслуживании оборудования БАЭС».

Таким образом, работа котельной на производственные нужды подтверждается документально.

Кроме того, в соответствии со Списком № 2 раздела Х111 позиции 2140000а-13785, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, для назначения пенсии досрочно в связи с тяжелыми условиями труда не требуется наличие эксплуатации технологического оборудования атомной станции, достаточно того обстоятельства, что истица работала машинистов котлов на электростанции.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих выпуск № 9 применяется при эксплуатации оборудования электростанций.

Белоярская АЭС, имея в своем составе такое структурное подразделение, как цех ТПК (ТПК-1 и ТПК-2), а затем с 1993 года - КЦ-1 и КЦ-2, обоснованно применяло нормы ЕТКС выпуска № 9 при наименовании профессий рабочих и характеристике работ, поскольку котлы КЦ-2 также являются оборудованием электростанции.

В соответствии с параграфом 11 ЕТКС выпуск № 9 поименована такая профессия, как машинист котла, в соответствии с характеристикой работ машинист котла обеспечивает эксплуатационное обслуживание котлов и обеспечение их экономичной и безаварийной работы. Ведение режима работы котлов. Выполнение операций по пуску, останову, опробированию, опрессовке и переключениям в тепловых схемах. Наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов и работой автоматических регуляторов и сигнализации, и т.п..

При этом параграф 11 ЕТКС № 9 не подразделяет котлы в зависимости от топлива, на котором они работают - на котлы, работающие на твердом топливе, и на котлы, работающие на жидком и газообразном топливе. Но в ЕТКС № 9 приведены производственные характеристики обслуживаемых котлов - энергетические и теплофикационные. Исходя из этих характеристик, функций, выполняемых работниками, обслуживающими котлы в КЦ-2, и установлено наименование профессии «машинист котлов».

Действующим законодательством льготное пенсионное обеспечение по разделу Х111 Списка № 2 (1991г) предусмотрено для машинистов котлов, при этом Списком № 2 также не указывается вид котлов.

Единый тарифно-квалификационный справочник выпуск № 1 разработан для тарификации профессий рабочих, общих для всех отраслей народного хозяйства.

До 27 ноября 1984 года в ЕТКС выпуск № 1 при наименовании рабочей профессии «машинисты котлов» также не было разделение на котлы, работающие на твердом топливе, и на котлы, работающие на жидком и газообразном топливе.

Постановлением от 27 ноября 1984 года № 342/22-123 Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов были внесены изменения в ЕТКС № 1 в раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства».

Согласно этим изменениям рабочие, эксплуатирующие котлы, работающие на твердом топливе, по прежнему, именовались «Машинисты котлов», а рабочие, эксплуатирующие котлы на жидком и газообразном топливе стали именоваться «операторы котельной» и соответственно после 27 ноября 1984 года перестали пользоваться льготами на пенсионное обеспечение, так как Список № 2 не предусматривает такого наименования профессии, как «оператор котельной».

Однако, поскольку КЦ-2, КЦ-1 оставалось структурным подразделением Белоярской атомной электростанции, а применяемый работодателем ЕТКС выпуск № 9 не изменялся, то и наименования рабочих профессии по эксплуатации котлов в КЦ-1 остались прежними - «машинист котельной». По мнению суда, данные обстоятельства нельзя признать неправильным применением ЕТКС выпуск № 9 со стороны работодателя истицы, поскольку при тарификации работников КЦ-1, КЦ-2 применение ЕТКС № 9 не зависит от того, какие котлы обслуживают рабочие (на твердом топливе или жидком и газообразном), а принимается во внимание, что работники выполняют свои трудовые функции на электростанции.

В связи с изложенным, доводы ответчика о том, что работодатель неправильно поименовал профессию истицы «машинист котла», вместо «оператор котельной» суд во внимание не принимает.

Поэтому спорные периоды работы истицы на Белоярской АЭС подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы по п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.3правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» допускается суммирование периодов работы при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии, в частности к периодам работы, отвечающим требованиям п.п.3 п.1 ст.27 Федерального закона о трудовых пенсиях в РФ» могут быть прибавлены периоды работы по Списку № 2 (тяжелые условия труда), отвечающие требованиям п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В силу указанной выше нормы, обоснованны требования истицы о суммировании периодов ее работы на Уралмашзаводе, заводе им.М.И.Калинина и Белоярской АЭС.

Поскольку после суммирования периодов работы на 5 апреля 2011 года у истицы имеется необходимый специальный трудовой стаж для назначения пенсии досрочно по основаниям п.п.3 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», то также подлежат удовлетворению и требования о признании ее права на получение досрочной трудовой пенсии по указанному основанию и признании решения ответчика об отказе в назначении пенсии незаконным.

Требования о назначении пенсии с 5 апреля 2011 года также подлежат удовлетворению, так как на эту дату истица достигла возраста 50 лет, имела необходимы общий трудовой и специальный стаж.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Включить в специальный трудовой стаж по п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Рахмановой <данные изъяты> периоды работы с 24 августа 1987 года по 19 декабря 1993 года в качестве машиниста котлов котельной жилпоселка цеха теплоснабжения и подземных коммуникаций Белоярской АЭС; с 20 декабря 1993 года по 1 февраля 2006 года в качестве машиниста котлов котельной жилпоселка котельного цеха № 2 Белоярской АЭС; с 22 мая 2008 года по 31 марта 2010 года в качестве машиниста котлов участка котельной промплощадки КЦ-1 Белоярской АЭС; с 1 апреля 2010 года по 15 февраля 2011 года в качестве машиниста котлов участка котельной промплощадки цеха обслуживающих систем Белоярской АЭС.

Суммировать Рахмановой <данные изъяты> периоды работы путем присоединения к периодам работы, относящимся к п.п.3 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 23 июля 1979 года по 25 декабря 1982 года в качестве машиниста крана Уралмашзавода, с 20 января 1983 года по 11 октября 1985 года в качестве крановщика Свердловского машиностроительного завода им. М.И.Калинина; периоды работы по п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 24 августа 1987 года по 19 декабря 1993 года в качестве машиниста котлов котельной жилпоселка цеха теплоснабжения и подземных коммуникаций Белоярской АЭС; с 20 декабря 1993 года по 1 февраля 2006 года в качестве машиниста котлов котельной жилпоселка котельного цеха № 2 Белоярской АЭС; с 22 мая 2008 года по 31 марта 2010 года в качестве машиниста котлов участка котельной промплощадки КЦ-1 Белоярской АЭС; с 1 апреля 2010 года по 15 февраля 2011 года в качестве машиниста котлов участка котельной промплощадки цеха обслуживающих систем Белоярской АЭС.

Признать право Рахмановой <данные изъяты> на досрочную трудовую пенсию по п.п.3 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Заречный Свердловской области № 165/24188 от 29 июня 2011 года об отказе Рахмановой Людмиле Григорьевне в назначении досрочной трудовой пенсии по основаниям п.п.3 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Заречный Свердловской области назначить и выплачивать Рахмановой <данные изъяты> досрочную трудовую пенсия по п.п.3 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 5 апреля 2011 года.

Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Заречный Свердловской области в пользу Рахмановой <данные изъяты> в возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче иска в суд <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Заречный районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.