Дело № 2-122/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2011 года Заречный районный суд Свердловской области
в составе судьи Черепановой С.А.,
при секретаре Лыткиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой И.Г. к ГУ УПФ РФ в г. Заречном о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Яковлева И.Г обратилась в суд с исковыми требованиямиЮ в которых просит:
- признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и в соответствии с разделом ХХ1У «Атомная энергетика и промышленность» (позиция12418000-17541)Списка № 1 Производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет.
- включить в ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и в соответствии с разделом ХХ1У «Атомная энергетика и промышленность», позиции 12418000-17541Списка № 1 «Производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет» периоды работы:
- с 1 августа 1996 года по 1 февраля 1998 года в качестве маляра участка текущего ремонта промплощадки ремонтно-строительного цеха (ППП) БАЭС;
- с 2 февраля 1998 года по 28 февраля 2001 года в качестве маляра строительного участка текущего ремонта промплощадки ремонтно-строительного цеха (ППП) БАЭС;
- с 1 марта 1991 года по 31 мая 2010 года в качестве маляра строительного участка текущего ремонта объектов промплощадки ремонтно-строительного цеха (ППП) БАЭС, филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция».
- обязать ГУ УПФ РФ в г. Заречном Свердловской области назначить и выплачивать ей
досрочную трудовую пенсию по старости начиная с 14 августа 2010 года.
В обоснование исковых требований истица пояснила, что 1 августа 1996 года истица была принята на работу в Ремонтно-строительный цех ( РСЦ) Белоярской АЭС в качестве маляра на участка текущего ремонта промплощадки. С 1 августа 1996г. она работает в качестве маляра строительного участка текущего ремонта промплощадки. С 1 марта 2001 года она работает в качестве маляра строительного участка текущего ремонта объектов промплощадки.
Весь указанный период времени она постоянно работает в условиях радиационной вредности и приобрела право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по Списку № 1.
В связи с достижением возраста 45 лет и наличием необходимо стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. заречный с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ответчика за № 501 от 9 ноября 2001 года ей отказано в назначении пенсии, в связи с недостаточностью сведений о ее работе полный рабочий день в условиях радиационной вредности. Она с данным решением не согласна, поскольку постоянно обслуживала объекты, находящиеся в зоне контролируемого доступа.
Истица также пояснила, что пенсию она просит назначить с 14 августа 2010 года, т.е. с даты достижения ею 45 лет.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Заречном - Баженова Н.Я. - исковые требования истицы не признала. Суду представитель пояснила, что на день принятия решения не было доказательств того, что истица работала 80% рабочего времени в зоне ионизирующего излучения. УПФ РФ в г. заречном 3 сентября 2010 года направлялся запрос на БАЭС с просьбой представить доказательства условий работы истицы. Ответ на запрос был направлен в адрес УПФ РФ в г. Заречный только 10 декабря 2010 года, т.е. после вынесения решения об отказе в назначении пенсии. Если бы ответ был дан своевременно, то истице пенсия была бы назначена.
Представитель ОАО «Концерн Росэнергоатом» Алтухов И.В. требования истицы поддержал в полном объеме и пояснил, что истица работала в условиях зоны контролируемого доступа третьего блока Белоярской АЭС, в особо вредных условиях труда, выполняла ремонтно-строительные работы, постоянно и полный рабочий день - не менее 80% рабочего времени была занята на работах в условиях ионизирующего излучения. Условия труда истицы за весь период ее работы с 01 августа 1996г. - не менялись.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого закона - женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали не менее 7 лет и 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессии, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ», Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В настоящее время, при решении вопроса о назначении пенсии лицам, указанным в п.п. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» применяется Список № 1, утвержденный Постановлением кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991г. «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
В Списке № 1 в разделе XXIV «Атомная энергетика и промышленность» имеется позиция № 12418000-17541, в соответствии с которой право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» имеют рабочие, специалисты и руководители, выполняющие монтажные, демонтажные и ремонтно-строительные работы внутри промышленных зданий и сооружений в условиях радиационной вредности (за фактически отработанное время).
Данная позиция говорит о том, что при подсчете стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по указанному выше основанию, учитывается только время, непосредственно проведенное при выполнении указанных работ именно в условиях радиационной вредности.
Правительством Российской Федерации 11 июля 2002г. было принято Постановление № 516, которым были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пунктом 4 этих Правил установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п. 5 этих Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативно-правовыми актами.
Под полным рабочим днем, в данном случае следует понимать выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списком № 1, не менее 80% рабочего времени.
В соответствии же с п. 6 этих Правил, по фактически отработанному времени, исчисляются только те периоды работы, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно.
Следовательно, если по условиям организации труда, работник постоянно в течение полного рабочего дня осуществляет строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы в условиях радиационной вредности, то периоды выполнения этой работы следует исчислять в календарном порядке.
Истица Яковлева И.Г. родилась 14 августа 1965 года, следовательно, 14 августа 2010 года достигла возраста 45 лет.
Страховой стаж истицы по состоянию на 14 августа 2010 составлял 26 лет 08 месяцев 18 дней.
10 августа 2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии (л.д.27).
9 ноября 2010 года ответчиком принято решение № 501, которым истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с не предоставлением сведений о периоде работы истицы в условиях радиационной вредности полный рабочий день.
Однако, доказательства, представленные суду, опровергают приведенные выше выводы ответчика об отсутствии у истицы оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии ( л.д.11).
Так приказом № 540лс от 8 августа 1996 года Яковлева И.Г. была переведена с участка текущего ремонта жилпоселка РСЦ на должность маляра участка текущего ремонта промплощадки РСЦ БАЭС с особо вредными условиями труда (л.д.52).
Приказом № 53к от 4 марта 1998г. в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником произошло переименование профессии истицы без изменения рабочего места и содержания трудовых функций, и профессия истицы со 2.02.1998г. стала именоваться «маляр строительный» ( л.д.44).
Согласно указанным приказам, профессия истицы отнесена к категории профессии рабочих.
С 1 марта 2001 года в соответствии с приказом № 202к от 9 июня 2001года участок, на котором работала истица, стал именоваться - участок текущего ремонта объектов промплощадки ( л.д. 46-48).
С 2001 года деятельность ГП «Белоярская атомная станция» прекращена путем присоединения к реорганизованному ФГУП концерн «Росэнергоатом. При этом с истицей продолжены трудовые отношения с сохранением всех условий заключенного ранее трудового договора.
17 августа 2008 года ФГУП концерн «Росэнергоатом» преобразован в ОАО «Концерн «Энергоатом», с ноября 2009 года переименован в ОАО «Концерн Росэнергоатом».
В должности «маляр строительный» участка текущего ремонта объектов промплощадки РСЦ БАЭС истица проработала вплоть до увольнения в связи с переводом к другому работодателю, т.е. до 31 мая 2010г ( л.д. 49-50).
Записи о работе истца в указанных профессиях также внесены в трудовую книжку истицы (л.д. 29) и в карточку формы Т2 (л.д.42).
«Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ № 243 от 06.04.2007г. относит профессию «маляр строительный» к категории профессий, связанных с осуществлением строительных, и ремонтно-строительных работ и характеризует данную профессии, выполнением работ по: окрашиванию, оклеиванию и ремонту поверхностей, вырезке сучьев и засмолов, приготовлению и перетирке шпатлевочных составов, шпатлеванию поверхностей вручную, выравниванию шпатлевочного состава, грунтованию поверхностей.
В соответствии с Положением о РСЦ БАЭС - ремонтно-строительный цех РСЦ БАЭС является производственным структурным подразделением БАЭС, осуществляющим текущие и капитальные ремонты производственных зданий и сооружений, жилого фонда, объектов соцкультбыта, железных, автомобильных дорог, наземных подкрановых путей, элементов благоустройства, а также в необходимых случаях, строительство, производство и реконструкцию всех перечисленных объектов.
РСЦ состоит из нескольких участков, в том числе:
- участка текущего ремонта объектов промплощадки,
- участка ремонта промышленных объектов непроизводственного назначения
- участок капремонта объектов жилпоселка,
- участок текущего ремонта объектов жилпоселка и другие.
Основной задачей цеха является - обеспечение своевременного и качественного производства работ по всем видам ремонта, реконструкции и строительству зданий и сооружений Белоярской АЭС, согласно годовому плану и утвержденной документации (л.д.99).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в период работы с 01 августа 1996г. в РСЦ на Белоярской АЭС в должности маляра и строительного маляра, истица осуществляла именно строительные и строительно-монтажные работы. И эти работы осуществлялись ею на промышленных объектах Белоярской атомной станции.
О выполнении именно этих работа на промышленных объектах атомной станции и извещал работодатель ГУ УПФ РФ в г. Заречный в справках от 18 августа 2010 года ( л.д.31,32).
Эти обстоятельства, как видно из оспариваемого решения органа пенсионного фонда - не оспаривалось пенсионным фондом и при отказе истице в назначении пенсии Не оспаривается осуществление истицей этих работ представителем ответчика и в судебных заседаниях.
Работодатель истицы вел постоянный контроль полученных ею доз радиоактивного облучения, что следует из карточки облучаемости. В данной карточке указаны дозы радиоактивного облучения, полученные истицей в период работы на Белоярской АЭС ( л.д. 37).
Следовательно, работа истицы была связана с источниками ионизирующего излучения, т.е. в условиях радиационной вредности).
Согласно карт аттестации рабочего места истицы по условиям труда - рабочее место истицы всегда неизменно находилось в условиях ионизирующего излучения, время воздействия излучения составляет более 80% рабочего времени ( л.д. 33-62).
Карты аттестации рабочего места истицы позволяют суду сделать вывод, что в период работы истицы в качестве маляра участка текущего ремонта промплощадки РСЦ Белоярской АЭС и в качестве строительного маляра участка текущего ремонта объектов промплощадки РСЦ Белоярской АЭС, т.е. с 01 августа 1996г. и по 31 мая 2010года условия ее труда не изменялись, а именно ее работа была связана с осуществлением трудовых функций в особо вредных условиях труда, а именно в условиях ионизирующего (радиационного) излучения, а время воздействия данного излучения на истицу составлял не менее 80% ее рабочего времени.
Следовательно, на 31 мая 2010 года (день увольнения) стаж работы истицы в условиях радиационной вредности составлял 13 лет 9 месяцев.
Поэтому, на 14 августа 2010 года истица имела все необходимые условия, для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.п. 1 п. 1 ст. 27 закона «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с позицией № 12418000-17541 раздела XXIV «Атомная энергетика и промышленность» Списка № 1.
При предъявлении исковых требований, истца также заявила о возмещении судебных расходов, который составляют 2 000 рублей за оказание юридической помощи при составлении искового заявления ( л.д.20-21) и 200 рублей госпошлины ( л.д.10).
Представитель ответчика возражала против удовлетворения данного требования истицы, поскольку вины УПФ РФ в г. Заречный в отказе в назначении истице досрочной трудовой пенсии нет.
Для решения вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии был сделан запрос на БАЭС 3 сентября 2010 года ( л.д.36), ответ на который просили дать до 4 октября 2010 года. Ответ был получен на запрос был подготовлен БАЭС только 10 декабря 2010 года (л.д. 37 оборот), т.е. по истечении трех месяцев, данный пенсионному фонду для рассмотрения вопроса о назначении пенсии.
В соответствии с п. 17 «Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа пенсионного фонда РФ недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ, днем обращения за пенсией считается день приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда РФ или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления.
Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда РФ и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.
Данный пункт Правил разработан в соответствии с требованиями частей 2 и 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
ГУ УПФ РФ в г. Заречный данное требование закона была нарушено, что подтверждается отсутствием в расписке -уведомлении в бланке «Заявления о назначении пенсии» доказательств уведомления истицы о необходимости предоставления дополнительных документов для решения вопроса о назначении пенсии ( л.д.27-28).
Истице было направлено только письмо, в котором она уведомлялась, что направлен запрос в администрацию БАЭС. После получения ответа на запрос будет решаться вопрос о досрочном назначении трудовой пенсии ( л.д.35). Тем самым ответчиком было нарушено право истицы на получение необходимой информации и право на принятие мер к предоставлению всех необходимых документов для решения вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии.
Таким образом, суд не может принять во внимание доводы ответчика, что его вины в нарушении прав истицы нет.
Поэтому в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию <данные изъяты> в возмещение расходов по составлению искового заявления и в возмещение расходов по оплате госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Яковлевой И.Г. право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и в соответствии с разделом ХХ1У «Атомная энергетика и промышленность» (позиция12418000-17541)Списка № 1 Производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет.
Включить в стаж работы Яковлевой И.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и в соответствии с разделом ХХ1У «Атомная энергетика и промышленность», позиции 12418000-17541Списка № 1 «Производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет» периоды работы:
- с 1 августа 1996 года по 1 февраля 1998 года в качестве маляра участка текущего ремонта промплощадки ремонтно-строительного цеха (ППП) БАЭС;
- с 2 февраля 1998 года по 28 февраля 2001 года в качестве маляра строительного участка текущего ремонта промплощадки ремонтно-строительного цеха (ППП) БАЭС;
- с 1 марта 1991 года по 31 мая 2010 года в качестве маляра строительного участка текущего ремонта объектов промплощадки ремонтно-строительного цеха (ППП) БАЭС, филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атомная станция».
Обязать ГУ УПФ РФ в г. Заречном Свердловской области назначить и выплачивать Яковлевой И.Г. досрочную трудовую пенсию по старости начиная с 14 августа 2010 года.
Взыскать с ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Заречном в пользу Яковлевой И.Г. <данные изъяты> в возмещение судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Свердловский облсуд через Заречный райсуд.
СУДЬЯ-
Мотивированное решение будет изготовлено 19 марта 2011 года