решение о признании права собственности в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 июня 2010 года г. Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе:

Председательствующего Бабиной А.В.,

при секретаре Федотовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску ФИО6 к ОАО ФИО7 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

ФИО6 обратилась в суд с иском к ОАО ФИО8 о признании права собственности на жилое помещение Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... ... в порядке приватизации, указав в обоснование заявленных требований, что она является нанимателем жилого помещения площадью 30,1 кв.м в общежитии по вышеуказанному адресу. Данное жилое помещение было предоставлено ФИО6 в 2000г. в связи с трудовыми отношениями с государственным предприятием ФИО9 на период трудоустройства на основании решения профкома и ордера №229. В декабре 2009г. - марте 2010г. она обратилась с заявлением на имя руководителя организации- ответчика, в котором просила передать ей занимаемое последней жилое помещение в собственность в порядке приватизации, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что данное жилое помещение не находится в муниципальной (государственной) собственности, в связи с чем приватизации не подлежат. В связи с изложенным просит признать за ФИО6 право собственности на жилое помещение площадью 30,1 кв.м по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, ....

В судебном заседании истец ФИО6 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила суд их удовлетворить.

Ответчик ОАО ФИО10 в лице представителя по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований ФИО6, в обоснование своих возражений по существу иска, указывая, что законодатель сохраняет право на приватизацию жилых помещений при условии их нахождения у организации в хозяйственном ведении или на праве оперативного управления. Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.08.2005г. признано право собственности на общежитие, расположенное по адресу: ..., ..., .... право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Законодатель оставляет право приватизации на жилые помещения, находящиеся у организаций на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но не на праве собственности.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО6 состоит на регистрационном учете с 28.03.2000 года и фактически проживает в жилом помещении Номер обезличен дома Номер обезличен (ранее Номер обезличен) по ... .... Данное жилое помещение было предоставлено ФИО6 государственным предприятием - ФИО11 на период ее трудоустройства на основании решения профкома предприятия и ордера Номер обезличен.

28.10.1992 года Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области принято решение о приватизации указанного выше комбината и образовании АООТ ФИО12 а 29.10.1992 года комитетом утвержден план приватизации комбината. В акте стоимости имущества предприятия по состоянию на Дата обезличена года, утвержденном комиссией по приватизации, в «непромышленной группе под Номер обезличен инв. 44 значилось «общежитие, ..., 1974 года постройки».

В соответствии с указанным актом оценки стоимости зданий и сооружений, являющегося приложением к плану приватизации, стоимость здания общежития была включена в уставной капитал преобразованного в акционерное общество открытого типа.

Постановлением Главы администрации Зареченского района г.Тулы №1212 от 12.11.1992 года утвержден Устав АООТ ФИО13

В 1996г. АООТ ФИО14» преобразовано в ОАО ФИО15».

Постановлением Главы администрации Зареченского района Управы г.Тулы №1178 от 10.10.2002 года утверждена почтовая нумерация строений по ... ..., согласно которой названному общежитию присвоен номер 56.

Как видно из материалов дела, решением государственного регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Тульской области от 12.11.2004 года ответчику было отказано в регистрации за ним права собственности на общежитие, расположенное по адресу: ..., ..., ..., на основании плана приватизации, однако впоследствии вступившим в законную силу Дата обезличенаг. решением Арбитражного суда Тульской области от 10.08.2005 года за ОАО ФИО16 признано право собственности на общежитие Номер обезличен по ... ....

14.11.2005г. в ЕГРП и СН внесена запись о регистрации права собственности ОАО «АФ «Туласахар» на указанный дом на основании данного судебного решения с выдачей собственнику соответствующего свидетельства о государственной регистрации права.

25.01.2006 года здание Номер обезличен по ... ... поставлено на инвентаризационный учет в ФГУП «РТИ - Федеральное БТИ», на котором состоит и по настоящее время, как жилое здание - общежитие, правообладатель указан - ОАО ФИО18 основание владения - указанное выше решение арбитражного суда.

В декабре 2009года - марте 2010 года ФИО6 обратилась с заявлением на имя руководителя организации-ответчика, в котором просит передать последней занимаемое ей жилое помещение в собственность в порядке приватизации, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что данное жилое помещение не находится в муниципальной (государственной) собственности, в связи с чем приватизации не подлежит.

До настоящего времени договора передачи на спорное жилое помещение ни с кем не заключены. ФИО6 право на однократное приобретение жилья в собственность бесплатно в порядке приватизации не реализовано.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и, помимо указанных выше документов, подтверждаются выпиской из домовой книги на спорное жилые помещение, справкой о составе семей ФИО6, справкой Управления Росреестра по Тульской области Номер обезличен от 09.03.2010г., справкой Межрайонного городского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» №080/н-654 от 21.05.2010г., иными материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Разрешая исковые требования ФИО6 о признании права собственности на жилое помещение, суд исходит из следующего.

На основании ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541 - 1 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с 23 декабря 1992 года - Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Устанавливалось, что указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, из установленных судом обстоятельств и приведенных правовых норм следует, что на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, здание, в котором оно расположено, находилось в государственной собственности и состояло на балансе государственного предприятия - ФИО19 При приватизации данного предприятия в 1992 году общежитие, в котором проживает ФИО6, было включено в уставной капитал АООТ ФИО20 неправомерно. Однако включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства, по независящим от истца причинам, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно ст. 1 п. 2 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

С учетом ограничений, установленных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда», применительно к рассматриваемым требованиям, каких-либо оснований для ограничения прав истца ФИО6 на приобретение занимаемого ею жилого помещения в собственность в порядке приватизации, помимо того, что дом (общежитие) находится в частной собственности, не установлено.

По изложенным выше основаниям, доводы, приводимые представителем ответчика в обоснование его возражений по существу предъявленных к ОАО «АФ «Туласахар» требований, суд находит несостоятельными за необоснованностью.

Ссылка ответчика на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тульской области, также не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не имеет преюдициального значения для настоящего дела, а кроме того, не затрагивает право истца на приватизацию жилого помещения, которое возникло у него в силу материального законодательства.

В связи с изложенным суд полагает, что право истца на приватизацию предоставленной ему жилой площади подлежит судебной защите несмотря на зарегистрированное право собственности за ОАО «ФИО21 на здание Номер обезличен по ... ... и считает возможным признать за ФИО6 право собственности на жилое помещение Номер обезличен в ... по ... ..., тем самым, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО6 удовлетворить.

Признать за ФИО6 право собственности на жилое помещение Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... ....

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней.

Председательствующий-

-32300: transport error - HTTP status code was not 200