именем Российской Федерации
08 июня 2010 года г. Тула
Зареченский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Бабиной А.В.,
при секретаре Федотовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску ФИО6 к ОАО ФИО7 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
ФИО6 обратилась в суд с иском к ОАО ФИО7 о признании права собственности на жилое помещение Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... ... в порядке приватизации, указав в обоснование заявленных требований, что она является нанимателем жилого помещения площадью 29,4 кв.м в общежитии по вышеуказанному адресу. Данное жилое помещение было предоставлено ФИО6 в 1994г. в связи с трудовыми отношениями с государственным предприятием ФИО7 на период трудоустройства на основании решения профкома и ордера Номер обезличен. В декабре 2009г. - марте 2010г. она обратилась с заявлением на имя руководителя организации- ответчика, в котором просила передать ей занимаемое последней жилое помещение в собственность в порядке приватизации, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что данное жилое помещение не находится в муниципальной (государственной) собственности, в связи с чем приватизации не подлежат. В связи с изложенным просит признать за ФИО6 право собственности на жилое помещение площадью 29,4 кв.м по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, ....
В судебном заседании истец ФИО6 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просила суд их удовлетворить.
Ответчик ОАО ФИО7 в лице представителя по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований ФИО6, в обоснование своих возражений по существу иска, указывая, что законодатель сохраняет право на приватизацию жилых помещений при условии их нахождения у организации в хозяйственном ведении или на праве оперативного управления. Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.08.2005г. признано право собственности на общежитие, расположенное по адресу: ..., ..., .... право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Законодатель оставляет право приватизации на жилые помещения, находящиеся у организаций на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но не на праве собственности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО6 состоит на регистрационном учете с Дата обезличена года и фактически проживает в жилом помещении Номер обезличен дома Номер обезличен (ранее Номер обезличен) по ... .... Данное жилое помещение было предоставлено ФИО6 государственным предприятием - ФИО7 на период ее трудоустройства на основании решения профкома предприятия и ордера Номер обезличен.
Дата обезличена года Комитетом по управлению государственным имуществом ... принято решение о приватизации указанного выше комбината и образовании АООТ АФ ФИО7 а Дата обезличена года комитетом утвержден план приватизации комбината. В акте стоимости имущества предприятия по состоянию на Дата обезличена года, утвержденном комиссией по приватизации, в «непромышленной группе под Номер обезличен инв. 44 значилось «общежитие, ..., 1974 года постройки».
В соответствии с указанным актом оценки стоимости зданий и сооружений, являющегося приложением к плану приватизации, стоимость здания общежития была включена в уставной капитал преобразованного в акционерное общество открытого типа.
Постановлением Главы администрации Зареченского района г.Тулы №1212 от 12.11.1992 года утвержден Устав АООТ АФ ФИО7
В 1996г. АООТ АФ ФИО7 преобразовано в ОАО ФИО7
Постановлением Главы администрации Зареченского района Управы г.Тулы №1178 от 10.10.2002 года утверждена почтовая нумерация строений по ... ..., согласно которой названному общежитию присвоен номер Номер обезличен.
Как видно из материалов дела, решением государственного регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Тульской области от 12.11.2004 года ответчику было отказано в регистрации за ним права собственности на общежитие, расположенное по адресу: ..., ..., ..., на основании плана приватизации, однако впоследствии вступившим в законную силу Дата обезличенаг. решением Арбитражного суда Тульской области от 10.08.2005 года за ОАО ФИО7 признано право собственности на общежитие Номер обезличен по ... ....
14.11.2005г. в ЕГРП и СН внесена запись о регистрации права собственности ОАО «АФ «Туласахар» на указанный дом на основании данного судебного решения с выдачей собственнику соответствующего свидетельства о государственной регистрации права.
25.01.2006 года здание Номер обезличен по ... ... поставлено на инвентаризационный учет в ФГУП «РТИ - Федеральное БТИ», на котором состоит и по настоящее время, как жилое здание - общежитие, правообладатель указан - ОАО ФИО7», основание владения - указанное выше решение арбитражного суда.
В декабре 2009года - марте 2010 года ФИО6 обратилась с заявлением на имя руководителя организации-ответчика, в котором просит передать последней занимаемое ей жилое помещение в собственность в порядке приватизации, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что данное жилое помещение не находится в муниципальной (государственной) собственности, в связи с чем приватизации не подлежит.
До настоящего времени договора передачи на спорное жилое помещение ни с кем не заключены. ФИО6 право на однократное приобретение жилья в собственность бесплатно в порядке приватизации не реализовано.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и, помимо указанных выше документов, подтверждаются выпиской из домовой книги на спорное жилые помещение, справкой о составе семьи ФИО6, справкой Управления Росреестра по Тульской области Номер обезличен от Дата обезличенаг., справкой Межрайонного городского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Номер обезличен З от Дата обезличенаг., иными материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Разрешая исковые требования ФИО6 о признании права собственности на жилое помещение, суд исходит из следующего.
На основании ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541 - 1 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с 23 декабря 1992 года - Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Устанавливалось, что указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, из установленных судом обстоятельств и приведенных правовых норм следует, что на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, здание, в котором оно расположено, находилось в государственной собственности и состояло на балансе государственного предприятия - ФИО7 При приватизации данного предприятия в 1992 году общежитие, в котором проживает ФИО6, было включено в уставной капитал АООТ ФИО7 неправомерно. Однако включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства, по независящим от истца причинам, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно ст. 1 п. 2 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
С учетом ограничений, установленных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда», применительно к рассматриваемым требованиям, каких-либо оснований для ограничения прав истца ФИО6 на приобретение занимаемого ею жилого помещения в собственность в порядке приватизации, помимо того, что дом (общежитие) находится в частной собственности, не установлено.
По изложенным выше основаниям, доводы, приводимые представителем ответчика в обоснование его возражений по существу предъявленных к ОАО ФИО7 требований, суд находит несостоятельными за необоснованностью.
Ссылка ответчика на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Тульской области, также не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не имеет преюдициального значения для настоящего дела, а кроме того, не затрагивает право истца на приватизацию жилого помещения, которое возникло у него в силу материального законодательства.
В связи с изложенным суд полагает, что право истца на приватизацию предоставленной ему жилой площади подлежит судебной защите несмотря на зарегистрированное право собственности за ОАО ФИО7 на здание Номер обезличен по ... ... и считает возможным признать за ФИО6 право собственности на жилое помещение Номер обезличен в ... по ... ..., тем самым, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО6 удовлетворить.
Признать за ФИО6 право собственности на жилое помещение Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... ....
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней.
Председательствующий-