Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 августа 2010 года г. Тула
Зареченский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Климовой О. В.,
при секретаре Мельниковой Ю. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-753/2010 по иску прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» о признании незаконными действий по не обеспечению граждан, обратившихся за оказанием медицинской помощи, бесплатно бахилами одноразовыми медицинскими и обязании предоставлять бахилы бесплатно,
у с т а н о в и л :
Прокурор Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы», ООО «Агропромышленная компания «СтройИнвест» о признании незаконными действий по не обеспечению граждан, обратившихся за оказанием медицинской помощи, бесплатно бахилами одноразовыми медицинскими и по навязыванию услуг по обязательному приобретению бахил одноразовых медицинских и обязании предоставлять бахилы бесплатно.
В ходе производства по делу, в порядке ст. 39 ГПК РФ истцом Прокурором Тульской области были уточнены исковые требования и предъявлены в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» о признании незаконными действий по не обеспечению граждан, обратившихся за оказанием медицинской помощи, бесплатно бахилами одноразовыми медицинскими и обязании предоставлять бахилы бесплатно.
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении при оказании медицинскими учреждениями первичной медико-санитарной помощи, в результате которой было установлено, что в здании поликлиники и в стационаре МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы», находящихся по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 1, имелись торговые автоматы, посредством которых пациенты поликлиники и стационара приобретали необходимые им для посещения врача бахилы. Автоматы были установлены на основании договора от 22.09.2009 г. № 10/09, заключенного между МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» и ООО «Агропромышленная компания «СтройИнвест». Граждане, обратившиеся в медицинское учреждение за оказанием первичной медико-санитарной помощью, вынуждены были приобретать другую услугу в виде покупки одноразовых медицинских бахил. В январе 2010 года после вмешательства прокурора Зареченского района г. Тулы автоматы в МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» были убраны. Между тем, в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством обязанность по соблюдению санитарно-гигиенических норм при оказании первичной медико-санитарной помощи возложена на медицинское учреждение и не должна выполняться за счет денежных средств граждан. Однако, администрацией МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» до настоящего времени не организовано бесплатное обеспечение населения бахилами, что препятствует получению первичной медико-санитарной помощи. Просят признать незаконными действия МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» по не обеспечению граждан, обратившихся за оказанием медицинской помощи, бесплатно бахилами одноразовыми медицинскими; обязать администрацию МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» организовать в целях соблюдения санитарно-противоэпидемического режима, предупреждения возникновения и распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний бесплатную выдачу бахил одноразовых медицинских гражданам, обратившимся на прием к врачу.
Представитель Прокуратуры Тульской области - прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Тульской области Южанина Л. Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» - главный врач Григин Н. А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что средств на бесплатное обеспечение граждан, обратившихся за оказанием медицинской помощи в МУЗ «Городскую больницу № 2 г. Тулы» бахилами, не имеется. Кроме того, действующим законодательством не закреплено право, которое обязывало бы обеспечивать граждан бесплатно бахилами.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тульской области согласно доверенности Мамчев Г. Г. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что в соответствии с п. 11.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров СанПин 2.1.3.13175-03», пациенты обеспечиваются сменной обувью администрацией учреждения здравоохранения. Бахилы и тапочки медицинские одноразовые различных производителей, являются зарегистрированными изделиями медицинского назначения, имеют регистрационные удостоверении и внесены в государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники. Для получения лицензии на медицинскую деятельность, ответчик направлял в лицензирующий орган в числе других документов копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности данных санитарных правил и норм. В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007 г. лицензионными требованиями и условиями являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленных к ним требованиям; соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Тульской области, согласно доверенности Целовальникова Н. А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме пояснив, что выдача гражданам, посещающим медицинское учреждения, бахил медицинских бесплатно является необходимым условием соблюдения санитарного режима данным медицинским учреждением, в связи с чем, заявленные исковые требования являются законными и обоснованными.
Представитель третьего лица Управления здравоохранения администрации г. Тулы по доверенности Лапшина Е. А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» не осуществляет торговлю бахилами. Бахилы реализовывались собственником аппарата - ООО «АПК «СтройИнвест» и доход от данного вида деятельности поступал в собственность данного юридического лица. В настоящее время, в связи с расторжением договора между ответчиком и ООО «АПК «СтройИнвест», торговля бахилами не осуществляется. Объявлений, указывающих на необходимость посещать врачей поликлиники, а также находится в стационаре в бахилах, в лечебном учреждении нет. Истцом не представлено ни одного зарегистрированного факта отказа пациентам в получении медицинской помощи без приобретения бахил. Приобретение бахил является добровольным и осознанным действием каждого пациента. Пациент свободен в выборе - посещать лечебное учреждение в бахилах или в личной сменной обуви. Кроме того, действующим законодательством не регламентирован порядок обеспечения населения бахилами при посещении лечебных учреждений за счет бюджетных средств. Бюджетом здравоохранения средства на приобретение бахил не предусмотрены, кроме того, не утверждены статьи расходов, на которые возможно отнести указанные расходы.
Представитель третьего лица Администрации г. Тулы согласно доверенности Старостина Н. С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в бюджете города средств на обеспечение бахилами граждан нет, и данная статья расходов в бюджете не предусмотрена.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская больница № 2 г. Тулы» является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств муниципального бюджета и иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Целью создания Учреждения является оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению, включающей в себя диагностику, лечение, экспертизу в амбулаторных и стационарных условиях ( п. 1.5, п. 2.1. Устава).
Учредителем МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» является Управление здравоохранения администрации г. Тулы.
Согласно п. 3.1. Устава имущество Учреждения относится к муниципальной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно балансу на дату регистрации.
Пунктом 3.2. Устава предусмотрено, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:
- бюджетные ассигнования муниципального бюджета;
- средства обязательного медицинского страхования;
- доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан;
- иное имущество, переданное ему собственником или уполномоченным им органом;
- иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прокуратурой Зареченского района г. Тулы была проведена проверка исполнения МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» законодательства, регламентирующего порядок управления и использования муниципального имущества. В ходе проведения данной проверки установлено, что в МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» в здании поликлиники и стационаре, расположенных по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 1, а также в женской консультации МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы», расположенной по адресу: г. Тула, ул. Галкина, д. 31а имелись торговые аппараты по обеспечению граждан бахилами одноразовыми медицинскими.
Торговые автоматы установлены в муниципальных помещениях ООО «АПК «СтройИнвест» в соответствии с договором оказания услуг от 22.09.2009 г. № 10/09.
По смыслу данного договора в обязанности МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» входит передача в безвозмездное пользование недвижимого муниципального имущества по вышеуказанным адресам.
18.12.2009г. в адрес МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок управления и использования муниципального имущества.
31.12.2009 года указанный договор между МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» и ООО «АПК «СтройИнвест» был расторгнут. Таким образом, продажа бахил на территории МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» с января 2010 года не осуществляется, что сторонами не оспаривалось.
Настаивая на удовлетворении своих уточненных требований прокурор Тульской области ссылался на то обстоятельство, что после расторжения указанного договора администрацией МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» до настоящего времени не организовано бесплатное обеспечение населения бахилами, что препятствует получению гражданам первичной медико-санитарной помощи.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ст.20 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1, в ред. от 27.12.2009 г.) граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 г. № 811.
Согласно данной Программе, при оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.
Между тем, обеспечение бесплатно граждан, посещающих лечебные учреждения, такими изделиями медицинского назначения, как бахилы медицинские одноразовые, действующими нормативными актами не регламентировано.
Пунктами 3.10.2, 9.5, 11.5, 11.6 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003 г. предусмотрена обязательная сменная обувь только для персонала операционных, родильных блоков, реанимационных, перевязочных, процедурных и отделений новорожденных, а также немедицинского персонала, выполняющего работу ( в том числе временную) в подразделениях лечебных учреждений.
Пунктом 11.1 вышеуказанного СанПиН 2.1.3.1375-03 устанавливаются требования к личной гигиене больных при поступлении именно в стационар, то есть в лечебное учреждение, подразумевающее длительное нахождение в нем пациента. Таким образом, ни один нормативный акт не устанавливает обязанность лечебных учреждений обеспечивать граждан бесплатными бахилами одноразовыми медицинскими при посещении врача лечебного учреждения, осуществляющего амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь. Кроме того, согласно указанных правил и нормативов, допускается нахождение больных в стационарах в домашней одежде.
Судом установлено, что в практике деятельности МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» не было ни одного случая отказа пациенту в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи при отсутствии у него сменной обуви или бахил. Доказательств обратному суду представлено не было.
В соответствии с нормативно-правовыми актами федерального уровня (п. 19.3 санитарно-гигиенических правил «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней СП 3.1/3.21379-03», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 г. № 129) в лечебно-профилактических учреждениях должен соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим и осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний.
Таким образом, нормами действующего санитарно-эпидемиологического законодательства установлены требования по соблюдению чистоты в лечебном учреждении.
Обязанность по соблюдению санитарно-гигиенических норм при оказании первичной медико-санитарной помощи возложена, прежде всего, на медицинское учреждение.
Между тем, в соответствии с действующим законодательством, содержание помещений медицинского учреждения в чистоте зависит от усмотрения администрации больницы - будь то выдача бесплатно бахил или влажная уборка помещения и так далее.
Как пояснила в судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области, при неоднократных проверках деятельности МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» со стороны Управления Роспотребнадзора по Тульской области, каких либо нарушений в сфере санитарно-гигиенических правил установлено не было.
Следует также отметить, что, являясь бюджетной организацией, МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» расходует предоставленные средства только в соответствии с целевой программой.
Согласно Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год», утвержденных Постановлением администрации области № 803 от 13.10.2009 г. медицинская помощь, оказываемая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Так, согласно справке о бюджетной смете расходов на 2010 год по МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы», представленной представителем Управления здравоохранения Администрации г. Тулы, имеются следующие пункты расходов: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; оплата работ, услуг; социальное обеспечение; прочие расходы; поступление нефинансовых активов.
Из справки, представленной МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» планируемый доход от оказания услуг по предпринимательской деятельности на 2010 года с учетом остатка на начало года составляет 6401,5 тыс. руб., из которых 55 % дохода идет на заработную плату и начисления - 3 487, 00 тыс. руб.; на услуги связи - 10 тыс. руб.; коммунальные расходы - 73,00 тыс. руб., текущие ремонты, содержание помещения, прочие работы и услуги - 560,6 тыс. руб.; транспортные услуги - 10, 00 тыс. руб.; приобретение основных средств (в т.ч. мед. Оборудования, мебели)- 951, 6 тыс. руб.; приобретение материальных запасов ( в том числе запчастей, сантехники, электротоваров, канцтоваров, хозтоваров) - 1 284,3 тыс. руб., прочие расходы - 25,00 тыс. руб.
Таким образом, приобретение лечебным учреждением бахил для обеспечения ими бесплатно населения не является целевым расходованием бюджетных средств и действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд, приходит к выводу, что нарушения законодательства в деятельности ответчика в части не обеспечения населения бесплатно бахилами медицинскими не имеется, в связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконными действий МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» в данной части и отсутствуют основания для обязания МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» совершать данные действия, в связи с чем, исковые требовании Прокурора Тульской области удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «Городская больница № 2 г. Тулы» о признании незаконными действий по не обеспечению граждан, обратившихся за оказанием медицинской помощи, бесплатно бахилами одноразовыми медицинскими и обязании предоставлять бахилы бесплатно отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Зареченский районный суд г. Тулы в течение 10 дней.
Председательствующий