ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2010 года город Тула
Зареченский районный суд г.Тулы в составе
председательствующего Реуковой И.А.,
при секретаре Архиповой Я.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску Колодяжной Е.О. к ОАО «АФ «Туласахар» о признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
Колодяжная Е.О. обратилась в суд с иском к ОАО «АФ «Туласахар» о признании права собственности на жилое помещение площадью 31,8 кв. м по адресу: г. Тула, ..., ..., общежитие, комната 40 в порядке приватизации.
Мотивировала свои требования тем, что она является членом семьи нанимателя жилого помещения площадью 31,8 кв. м по адресу: г. Тула, ..., ..., общежитие, комната 40. Вместе с ней в указанной комнате зарегистрирована и проживает мать - М. Указанное жилое помещение было предоставлено М. в 1988 году в связи с письмом № 88 МЗ РСФСР Горздравотдела города Тулы МСЧ № 4 от 15.04.1988 г. директору сахаро - рафинадного завода о предоставлении жилплощади и заселении. 28.10.1992 г. комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области принято решение № 990 о приватизации вышеуказанного комбината и образовании АООТ АФ «Туласахар». 29.10.1992 г. утвержден план приватизации комбината. 25.01.2006 года здание Номер обезличен по ... г. Тулы поставлено на инвентаризационный учет в ФГУП «РТИ-Федеральное БТИ», на котором состоит и по настоящее время, как жилое здание - общежитие, правообладатель указан - ОАО «АФ «Туласахар», на основании решения Арбитражного суда Тульской области от 10.08.2005 г. В декабре 2009 года они с матерью обратились с заявлениями в ОАО «АФ «Туласахар» с просьбой передать им занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации, в чем им было отказано, по тем основаниям что жилое помещение не находится в муниципальной (государственной) собственности, в связи с чем приватизации не подлежит. До настоящего времени договор передачи на спорное жилое помещение ни с кем не заключен. Право на однократное приобретение жилья в собственность бесплатно в порядке приватизации ею не реализовано. С указанным решением она не согласна, поскольку на момент предоставления им спорного жилого помещения оно находилось в муниципальной собственности и состояло на балансе государственного предприятия - Комбинат сахарорафинадный г. Тулы и неправомерно было включено в уставной капитал АООТ «Туласахар». Полагает, что она вправе реализовать свое право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения.
В судебном заседании истец Колодяжная Е.О. исковые требования по вышеизложенным основаниям поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик - представитель ОАО «АФ «Туласахар» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
На основании ст.233 ГПК РФ, с согласия истца, судом вынесено определение о рассмотрении гражданского дела в порядке заочного производства.
Третье лицо М. исковые требования Колодяжной Е.О. поддержала в полном объеме, против их удовлетворения не возражала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Колодяжная Е.О., Дата обезличена года рождения состоит на регистрационном учете в жилом помещении площадью 31,8 кв. м по адресу: г. Тула, ..., ..., общежитие, комната 40 (ранее дом Номер обезличен) с 25.12.1987 г. и фактически проживает в нем с указанной даты по настоящее время.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги на комнату Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... г.Тулы, паспортными данными истца, справкой ОАО АФ «Туласахар» от 27.07.2010 г.
Как усматривается из выписки из домовой книги, в спорной комнате на регистрационном учете с 24.05.1988 г. стоит мать истца - М.
Данное жилое помещение было предоставлено матери Колодяжной Е.О.- М. в 1988 г. на основании письма № 88 МЗ РСФСР Горздравотдела города Тулы МСЧ № 4 от 15.04.1988 г. директору сахаро - рафинадного завода о предоставлении жилплощади и заселении.
В октябре 1992 г. Комитетом по управлению государственным имуществом Тульской области принято решение о приватизации указанного выше комбината и образовании АООТ АФ «Туласахар», а 22.10.1992 года комитетом утвержден план приватизации комбината. В акте стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992 года, утвержденном комиссией по приватизации, в «непромышленной группе под Номер обезличен инв. Номер обезличен значилось «общежитие, ..., 1974 года постройки».
В соответствии с указанным актом оценки стоимости зданий и сооружений, являющегося приложением к плану приватизации, стоимость здания общежития была включена в уставной капитал преобразованного в акционерное общество предприятия.
Постановлением Главы администрации Зареченского района г.Тулы №1212 от 12.11.1992 года утвержден Устав АООТ АФ «Туласахар».
В 1996г. АООТ АФ «Туласахар» преобразовано в ОАО «АФ «Туласахар».
Постановлением Главы администрации Зареченского района Управы г.Тулы №1178 от 10.10.2002 года утверждена почтовая нумерация строений по ... г.Тулы, согласно которой названному общежитию присвоен номер Номер обезличен.
Решением государственного регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Тульской области от 12.11.2004 г. ответчику было отказано в регистрации за ним права собственности на общежитие, расположенное по адресу: г.Тула, ул.Набережная Дрейера, д.56, на основании плана приватизации, однако впоследствии вступившим в законную силу 11.09.2005 г. решением Арбитражного суда Тульской области от 10.08.2005 г. за ОАО «АФ «Туласахар» признано право собственности на общежитие Номер обезличен по ... г.Тулы.
14.11.2005 г. в ЕГРП и СН внесена запись о регистрации права собственности ОАО «АФ «Туласахар» на указанный дом на основании данного судебного решения с выдачей собственнику соответствующего свидетельства о государственной регистрации права серии 71 АБ Номер обезличен, копия которого приложена к материалам дела.
25.01.2006 г. здание Номер обезличен по ... г.Тулы поставлено на инвентаризационный учет в ФГУП «РТИ - Федеральное БТИ», на котором состоит и по настоящее время, как жилое здание (общежитие), правообладателем указан ОАО «АФ «Туласахар», основание владения - указанное выше решение Арбитражного суда Тульской области. Данные сведения усматриваются из имеющегося в деле технического паспорта на общежитие, расположенное по адресу: г.Тула, ..., ....
Обратившись с заявлением на имя руководителя организации-ответчика с просьбой передать занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации, Колодяжной Е.О. было отказано со ссылкой на то, что данное жилое помещение не находится в муниципальной (государственной) собственности, в связи с чем приватизации не подлежит.
До настоящего времени договор найма спорного жилого помещения и соответственно договор его передачи с Колодяжной Е.О. не заключены.
Истцом, право на однократное приобретение жилья в собственность бесплатно в порядке приватизации не реализовано, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 22.10.2009 года, из которой следует, что за Колодяжной Е.О. в г. Туле по данным технической инвентаризации жилой площади на праве собственности на 15.09.1998 г. не зарегистрировано.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на спорную комнату не зарегистрированы, что подтверждается письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) от 22.10.2010 г. Номер обезличен.
Разрешая исковые требования Колодяжной Е.О. о признании права собственности на жилое помещение, суд исходит из следующего.
Согласно ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения - по месту бронирования жилых помещений.
На основании ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» №1541 - 1 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона РФ, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст.8 вышеназванного Закона РФ в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с 23 декабря 1992 года - Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Устанавливалось, что указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с п.5 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года № 8 (в редакции от 02.07.2009 года) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Пунктом 8 указанного Постановления предусмотрено, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Исходя из вышеуказанных норм права, право гражданина на получение квартиры в собственность в порядке приватизации не может быть поставлено в зависимость от того, кто заявляет себя собственником имущества.
Таким образом, из установленных судом обстоятельств и приведенных правовых норм следует, что при приватизации данного предприятия в 1992 году общежитие, в котором проживает истец, было включено в уставной капитал АООТ «Туласахар» неправомерно.
Однако включение жилого дома в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия в нарушение действующего законодательства, по независящим от истца причинам, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Согласно ст.1 п.2 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
С учетом ограничений, установленных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда», применительно к рассматриваемым требованиям, каких-либо оснований для ограничения прав истца на приобретение занимаемого им жилого помещения в собственность в порядке приватизации, помимо того, что дом (общежитие) находится в частной собственности, не установлено.
Кроме того, судом установлено, что Колодяжная Е.О. была вселена в спорное жилое помещение в качестве члена семьи М., которой комната была предоставлена на основании письма № 88 МЗ РСФСР Горздравотдела города Тулы МСЧ № 4 от 15.04.1988 г. директору сахаро - рафинадного завода о предоставлении жилплощади и заселении. Договор социального найма на данное жилое помещение с ней не заключался. Между тем из пояснений сторон судом установлено, что с 1988 г. она, а теперь и истец начали регулярно оплачивать все необходимые коммунальные платежи за комнату. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, несмотря на то, что договор социального найма на указанное жилое помещение с М., а впоследствии с Колодяжной Е.О. заключен не был, последняя фактически выполняет все условия данного договора.
В спорном жилом помещении истец проживает с момента вселения по настоящее время. Требований о ее выселении за период проживания последней в жилом помещении никто не предъявлял.
Другого жилья в собственности Колодяжная Е.О. не имеет, что подтверждено письменными доказательствами исследованными выше судом. Ранее она не использовала свое право приватизации.
Помимо изложенного истец вселился в жилое помещение Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... г.Тулы 25 декабря 1987 года, то есть до вынесения Арбитражным судом Тульской области решения от 10.08.2005 г. о признании за ОАО «АФ «Туласахар» права собственности на общежитие, расположенное по адресу: г.Тула, ..., ... и регистрации права собственности в УФРС по Тульской области (в настоящее время Управление Росреестра по Тульской области). Следовательно, Колодяжная Е.О. вселилась в жилое помещение, находящееся в государственной собственности.
Таким образом, проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Колодяжной Е.О. являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, в связи с чем за Колодяжной Е.О. должно быть признано право собственности на жилое помещение - комнату Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... г.Тулы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235, 237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Колодяжной Е.О. удовлетворить.
Признать за Колодяжной Е.О. право собственности на жилое помещение Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... ....
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано также в кассационном порядке в Тульский областной суд через Зареченский районный суд г. Тулы в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий -