решение от 13 ноября 2010 года о прзнании права собственности на жилой дом в порядке наследования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2010 года г. Тула

Зареченский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Астаховой Г. Ф.,

при секретаре Попковой М. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоркова Ю. В. к Сидоркову Е. В., Сидоркову О. В., Сидорковой З. И., Кучеренко И. В., Администрации города Тулы о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,

установил:

Сидорков Ю. В. обратился в суд с иском к Сидоркову Е. В., Сидоркову О. В., Сидорковой З. И., Кучеренко И. В., Администрации города Тулы о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования. В обоснование заявленных требований указал, что его отец - ФИО20 умер ДД.ММ.ГГГГ При жизни его (Сидоркова Ю. В.) отцу ФИО21 был предоставлен земельный участок под № по <адрес> мерою 767, 55 кв. м. для строительства индивидуального жилого дома с надворными постройками. Основное строение литер А и жилая пристройка литер А 2 были построены отцом Сидоркова Ю. В. в 1940 году, а окончательно строение жилого дома и надворных построек закончено Сидорковым В. Д. в 1969 году. При этом его отец Сидорков В. Д. при проведении строительных работ самовольно, без надлежащего на то разрешения соответствующих органов пристроил жилые пристройки литеры А 1, А 2, а также самовольно, без надлежащего на то разрешения отступил от договора застройки при строительстве основного строения литер А и веранды литер а. В выстроенном доме отец истца проживал со своей семьей, но право собственности за собой не зарегистрировал. Мать истца ФИО22 умерла ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти матери в доме проживали истец и его отец. Брат истца - Сидорков Е. В. проживал в <адрес>, второй брат - ФИО23 проживал в <адрес>. После смерти матери фактически наследство приняли истец - Сидорков Ю. В. и его отец - ФИО24, но к нотариусу за получением свидетельств о праве на наследство они не обращались. Братья истца - Сидорков Е. В. и ФИО25 во владение наследственным имуществом после смерти матери не вступили, к нотариусу за получением свидетельств о праве на наследство не обращались. Отец истца - ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ До смерти он проживал с Сидорковым Ю. В. одной семьей в выстроенном доме. Поскольку отец тяжело болел, при жизни он оставил на него (истца) завещание. После смерти отца истец фактически принял наследство, так как продолжал жить в принадлежащем отцу доме, оплачивал налоги и сборы, но к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство по завещанию он обратился только ДД.ММ.ГГГГ, так как не мог найти завещание. Все необходимые согласования для оставления на месте самовольно возведенных и переоборудованных построек истцом получены. Как следует из технического заключения ООО «СтройИнвестГрупп» строения, входящие в состав домовладения № по <адрес> находятся в исправном техническом состоянии. Просил признать за ним - Сидорковым Ю. В. право собственности в порядке наследования после смерти ФИО26 на жилой <адрес> состоящий из основного строения литер А, жилых пристроек литеры А 1, А 2, веранды литер а, а также на хозяйственные постройки: сарай литер Б, беседку литер Г, уборную литер Г 2, калитку литер I, три забора (литеры II, III, IV), колодец литер К.

В судебном заседании истец Сидорков Ю. В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил признать за ним право собственности в порядке наследования после смерти ФИО27 на жилой <адрес>, состоящий из основного строения литер А, жилых пристроек литеры А 1, А 2, веранды литер а, а также на хозяйственные постройки: сарай литер Б, беседку литер Г, уборную литер Г 2, калитку литер I, три забора (литеры II, III, IV), колодец литер К.

Представитель истца Сидоркова Ю. В. по ордеру адвокат Малинчева Т. А. в судебном заседании требования своего доверителя поддержала, просила признать за Сидорковым Ю. В. право собственности в порядке наследования после смерти ФИО28 на жилой <адрес>, состоящий из основного строения литер А, жилых пристроек литеры А 1, А 2, веранды литер а, а также на хозяйственные постройки: сарай литер Б, беседку литер Г, уборную литер Г 2, калитку литер I, три забора (литеры II, III, IV), колодец литер К.

Ответчики Сидорков Е. В., Сидорков О. В., Сидоркова З. И., Кучеренко И. В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором также указали, что исковые требования признают.

Ответчик - представитель Администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Третье лицо - представитель Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо - представитель территориального управления Администрации города Тулы по Зареченскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения истца, его представителя, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

При разрешении возникших спорных правоотношений судом установлено, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, согласно данным технического паспорта, зарегистрировано на праве собственности за ФИО29. на основании договора застройки № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Тульской областной государственной нотариальной конторой. Данное обстоятельство подтверждается также архивной справкой Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ и договором застройки №, удостоверенным ДД.ММ.ГГГГ старшим нотариусом Тульской областной государственной нотариальной конторы ФИО12

ДД.ММ.ГГГГ ФИО30 умер, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ

Наследственное имущество после смерти ФИО31 состояло из жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно ст. 5 ФЗ РФ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ» от 26.11.2001 г. № 147 - ФЗ, часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V «Наследственное право» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Согласно ст. 534 ГК РСФСР, каждый гражданин может оставить по завещанию все свое имущество или часть его (не исключая предметов обычной домашней обстановки и обихода) одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям.

Из копии наследственного дела № к имуществу ФИО32, умершего ДД.ММ.ГГГГ следует, что его наследником по завещанию является сын -Сидорков Ю. В.

Завещанием от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в материалах указанного наследственного дела к имуществу ФИО33, последний все свое имущество, в том числе принадлежащий ему жилой дом с надворными постройками, находящийся в <адрес> завещал Сидоркову Ю. В.

Также из наследственного дела к имуществу умершего ФИО34 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства обратился его сын - Сидорков Ю. В., однако последним не получено свидетельство о праве на наследство по завещанию.

Согласно сообщению нотариуса г. Тулы ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № для получения свидетельства о праве на наследство по завещанию к имуществу ФИО35, умершего ДД.ММ.ГГГГ, Сидоркову Ю. В. было разъяснено о необходимости обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, так как правоустанавливающий документ на вышеуказанный жилой дом отсутствует, как у наследодателя, так и в нотариальном архиве.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.

При этом, закон (ст. 1153 ГК РФ) устанавливает, что принятие наследства может осуществляться двумя способами: либо путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство; либо путем фактического его принятия, о чем свидетельствует: вступление во владение или в управление наследственным имуществом, принятие мер по сохранению наследственного имущества, защита его от посягательств или притязаний третьих лиц, произведение за свой счет расходов на содержание наследственного имущества, оплата за свой счет долгов наследодателя или получение от третьих лиц, причитавшихся наследодателю денежных средств.

В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Данная норма гласит, что наследник должен предпринять один из предусмотренных законом способов принятия наследства в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя.

Из пояснений истца следует, что Сидорков Ю. В. после смерти отца ФИО36 проживает в спорном домовладении, производит уплату установленных законом налоговых и других платежей, что также подтверждается представленными истцом квитанциями.

Как усматривается из материалов дела мать Сидоркова Ю. В. - ФИО37 (свидетельство о рождении №) умерла ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).

Из показаний истца следует, что его брат Сидорков Е. В. - ответчик по делу, проживает в <адрес>, в спорном домовладении он не проживал, в наследство после смерти отца - ФИО38 не вступал. Второй брат истца - Сидорков В. В. умер (свидетельство о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно копии наследственного дела №, наследниками к его имуществу являются жена - Сидоркова З. И., сын - Сидорков О. В. и дочь - Кучеренко И. В. Никто из указанных лиц с заявлениями о принятии наследства после смерти ФИО39 к нотариусу не обращался.

Исходя из изложенного, суд полагает установленным, что истец фактически вступил во владение наследственным имуществом - домовладением, расположенным по адресу: <адрес> - после смерти своего отца ФИО41

Учитывая, что истец Сидорков Ю. В., являющийся сыном умершего ФИО42, фактически вступил во владение наследственным имуществом после смерти последнего, а также, что ответчики на наследственное имущество ФИО43 не претендуют, что подтверждается поданными ими заявлениями, суд полагает возможным признать право собственности на домовладение <адрес> за Сидорковым Ю. В.

Согласно пояснений истца, а также техническому паспорту на объект индивидуального жилищного строительства - домовладения № <адрес> по данным инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, литер А - основное строение, литер а - веранда построены ФИО44 с отступлением от договора застройки № от ДД.ММ.ГГГГ, на строительство литеров А 1, А 2 - жилых пристроек разрешений не предъявлено.

В соответствии с имеющейся в деле копией договора застройки № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Тульской областной государственной нотариальной конторой, ФИО45 был предоставлен земельный участок под <адрес> площадью 767, 55 кв. м. для строительства одноэтажного жилого дома с надворными постройками.

Суд принимает во внимание, что до начала земельной реформы, когда земля находилась в собственности государства, земельный участки могли предоставляться гражданам во временное или бессрочное пользование. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального садоводства, то есть независимо от целевого назначения, выделялись исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования. Предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городах и поселках осуществлялось по решениям исполнительного комитета городского (районного) Совета на территориях, предусмотренных под эти цели генеральными планами городов и поселков.

Статьей 87 Земельного кодекса РСФСР 1970 года устанавливалось, что на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью.

Аналогичное положение содержалось также в ст. 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года и содержится в настоящее время в ст. 35 Земельного кодекса РФ 2001 года.

Согласно ч.1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В силу ч. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком.

Из анализа указанных норм следует, что при переходе права собственности на строение к новому приобретателю переходят в порядке правопреемства права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения.

При разрешении возникших спорных правоотношений судом установлено, что Сидорков Ю. В. приобрел право собственности в порядке наследования на жилой <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 768, 0 кв. м.

Таким образом у Сидоркова Ю. В. возникло право пользования земельным участком, расположенным по указанному адресу.

Как следует из технического паспорта на спорный жилой дом, объяснений истца, литер А - основное строение, литер а - веранда построены ФИО46 с отступлением от договора застройки № от ДД.ММ.ГГГГ, на строительство литеров А 1, А 2 - жилых пристроек разрешение на момент инвентаризации предъявлено не было.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из приведенных норм права следует, что при наличии между сторонами спора право собственности истца на самовольные постройки, расположенные на находящемся, как установлено судом, в собственности Сидоркова Ю. В. земельном участке, может быть признано лишь в судебном порядке и при том условии, что сохранение данных построек не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Настаивая на признании права собственности на указанные самовольные постройки, истец сослался на то, что возведенные без разрешения постройки не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе ответчиков и третьих лиц.

Из технического заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО «СтройИнвестГрупп» о состоянии основных строительных конструкций строений литер А, литер А 1, литер А 2, литер а, входящих в состав домовладения, расположенного по адресу: <адрес> следует, что указанные строительные работы произведены в соответствии с технологическими условиями на производство общестроительных и специальных работ. Объемно - планировочные и конструктивные решения, принятые заказчиком при возведении строений, отвечают требованиям безопасности, долговечности, эксплуатационным характеристикам, санитарно - эпидемиологическим требованиям по охране здоровья людей и окружающей природной среды, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым домам в соответствии с требованиями СНиП 31 - 02 - 2001 «Дома жилые одноквартирные», ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Строения литер А, литер А 1, литер А 2, литер а пригодны для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению.

Оснований не доверять указанному заключению специалистов у суда не имеется, поскольку изложенные в нем выводы сделаны компетентной организацией, имеющей свидетельство о допуске к соответствующим видам работ, и научно обоснованы, а потому суд считает его соответствующим требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что сохранение самовольно возведенных построек будет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также создавать угрозу жизни и здоровью граждан, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Кроме того, как усматривается из технического паспорта на спорный жилой дом, Сидорковым Ю. В. получены надлежащие согласования с ЗАО «Тулагоргазом», ОАО «Тульскими городскими электрическими сетями» и ОАО «Тулагорводоканалом».

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что сохранение самовольно возведенных построек не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц - собственников соседних домовладений и не создает угрозу жизни и здоровья граждан, постройки расположены на земельном участке, который фактически находится в постоянном пользовании собственников спорного домовладения с 1940 года, в связи с чем, исковые требования Сидоркова Ю. В. о признании права собственности в порядке наследования после смерти ФИО47 на жилой <адрес> состоящий из основного строения литер А, жилых пристроек литер А 1, литер А 2, веранды литер а, а также на хозяйственные постройки сарай литер Б, беседку литер Г, уборную литер Г2, калитку литер I, три забора (литеры II, III, IV), колодец литер К подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Сидоркова Ю. В. удовлетворить.

Признать за Сидорковым Ю. В. право собственности в порядке наследования на домовладение под литером А площадью 15,3 кв. м, жилую пристройку литер А 1 площадью 17,8 кв. м, жилую пристройку литер А 2 площадью 9,9 кв. м, веранду литер а площадью 6,7 кв. м, а также на хозяйственные постройки: сарай литер Б площадью 26 куб. м, беседку литер Г площадью 4,9 кв. м, уборную литер Г 2, калитку литер I, заборы литеры II, III, IV, колодец литер К возведенные на земельном участке домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Зареченский районный суд г. Тулы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200