Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2010 года г. Тула
Зареченский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Астаховой Г. Ф.,
при секретаре Вознюк Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Мельниковой З. И. о признании незаконным постановления Администрации г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ года № «Об отказе Мельниковой З. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий» и обязании принять Мельникову З. И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Мельникова З. И. обратилась в суд с жалобой о признании незаконным постановления Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Мельниковой З. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий» и обязании принять Мельникову З. И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В своей жалобе Мельникова З. И. указала, что вышеуказанным постановлением Администрации г. Тулы ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Считала указанное постановление незаконным, нарушающим права Мельниковой З. И. на жилище. Указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. В настоящее время Мельникова З. И. проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого является сын Мельниковой З. И. - ФИО3 Считала, что членом семьи своего сына Мельникова З. И. не является, так как совместно с ним никогда не проживала. Сын Мельниковой З. И. - ФИО3 проживает со своей семьей по адресу: <адрес>. Также указала, что в жилом <адрес>, общей площадью 61,0 кв. м., Мельникова З. И. проживает одна по устной договоренности с сыном, в связи с чем, считала, что живет на чужой жилой площади. Указала, что никаких прав на дом, в котором Мельникова З. И. фактически проживает, а также прав на какие-либо иные жилые помещения, в том числе по договору социального найма, заявитель не имеет. В связи с чем, считала, что отказ Администрации г. Тулы в постановке Мельниковой З. И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является необоснованным. Просила признать незаконным постановление Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Мельниковой З. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий», обязать Администрацию г. Тулы принять Мельникову З. И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Заявитель Мельникова З. И. в судебном заседания доводы жалобы поддержала в полном объеме. Просила признать незаконным постановление Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Мельниковой З. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий», обязать Администрацию г. Тулы принять Мельникову З. И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель заявителя Мельниковой З. И. - ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Пояснил, что Мельникова З. И., являясь вдовой участника Великой отечественной войны, обратилась в сектор жилья Территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Мельникова З. И. предоставила в сектор жилья пакет документов, в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Сотрудник сектора жилья территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району, ФИО4, проверив представленный Мельниковой З. И. пакет документов, предложила заявителю представить также копию завещания, составленного умершим супругом Мельниковой З. И. - ФИО8 в пользу своего сына - ФИО3 Данное завещание и свидетельство о рождении ФИО3 было представлено заявительницей. Постановлением Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № Мельниковой З. И. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы. Считал, что при вынесении данного решения, Администрация г. Тулы не учла, что Мельникова З. И. не является собственником либо нанимателем какого-либо жилого помещения, поскольку занимаемый Мельниковой З. И. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит сыну Мельниковой З. И. - Мельникову В. Н. При этом, Мельникова З. И. членом семьи своего сына не является, поскольку проживает отдельно. Считал, что при приеме документов от Мельниковой З. И., а также при последующем рассмотрении ее вопроса в Комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Тулы, не были тщательным образом проверены представленные документы, заявителю не было предложено представить свидетельство о праве собственности на дом, что привело к принятию незаконного решения. Указал, что оспариваемое решение Администрации г. Тулы не соответствует установленным требованиям, в связи с тем, что в нем не приведены мотивы, по которым Мельниковой З. И. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, указал, что по смыслу Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (в ред. от 09.01.2010 г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», обеспеченность ветерана жилым помещением подразумевает нахождение жилого помещения в собственности ветерана. Просил признать незаконным постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Мельниковой З. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий», обязать Администрацию г. Тулы принять Мельникову З. И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель заинтересованного лица, Администрации г. Тулы, по доверенности Синдеев М. М. в судебном заседании считал доводы жалобы Мельниковой З. И. необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению. Указал, что оспариваемое постановление Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Мельниковой З. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий» вынесено с соблюдением установленного порядка, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Ссылался на то, что комиссия по жилищным вопросам принимает решение исходя из представленных документов. При рассмотрении 09.07.2010 г. заявления Мельниковой З. И. о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, комиссия по жилищным вопросам Администрации г. Тулы не располагала документами, подтверждающими, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором проживает заявитель, принадлежит на праве собственности ее сыну ФИО3
Выслушав объяснения заявителя Мельниковой З. И., ее представителя Мельникова В. Н., представителя заинтересованного лица Синдеева М. М., показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Мельниковой З. И. в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ оспаривается решение органа местного самоуправления - Администрации г. Тулы, принятое в форме письменного акта - Постановления Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Мельниковой З. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий», которым, по мнению заявителя, нарушены жилищные права Мельниковой З. И.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (в ред. от 27.07.2010 г.) «О ветеранах» предусмотрено, что члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от их имущественного положения.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан не позднее чем через тридцать рабочих дней.
Для реализации указанных положений закона, на основании Устава муниципального образования г. Тула, постановлением администрации г. Тулы от 11.02.2010 № 570 (в ред. от 22.07.2010 г.) утверждено Положение об организации работы по ведению учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны с целью предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее Положение).
Названным Положением предусмотрено, что вопросы принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий рассматриваются комиссией по жилищным вопросам администрации г. Тулы по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов комиссией принимается мотивированное решение о возможности принятия или отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное решение оформляется протоколом комиссии, на основании которого принимается постановление администрации г. Тулы о принятии либо об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На основании удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что Мельникова З. И. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Мельникова З. И. обратилась в Администрацию г. Тулы с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом «О ветеранах».
Согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Заявление Мельниковой З. И. от ДД.ММ.ГГГГ, а также составленная ДД.ММ.ГГГГ сотрудником сектора жилья Территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району ФИО12 расписка в получении документов у Мельниковой З. И. содержат полный перечень документов, приложенных к заявлению. Данный перечень документов подтвержден подписью Мельниковой З. И.
В указанный перечень документов не входит свидетельство о праве собственности ФИО3 на занимаемый Мельниковой З. И. жилой дом.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена ФИО7, являющаяся начальником сектора жилья Территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району. ФИО7 показала, что при приеме документов у Мельникова З. И., заявителю было предложено представить свидетельство о праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, однако Мельникова З. И. представила только выписку из технического паспорта на данный жилой дом, из которой усматривалось, что собственником дома является супруг Мельниковой З. И. -Мельников Н. И.
Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, поскольку ее показания последовательны, согласуются с письменными доказательствами по делу.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов.
Постановлением Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю Мельниковой З. И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Из сообщений Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и Управления Росреестра по Тульской области следует, что каких-либо жилых помещений в собственности Мельниковой З. И. не имеется.
В соответствии с выпиской из домовой книги регистрации граждан по месту жительства, Мельникова З. И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Как усматривается из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании представленной Мельниковой З. И. выписки из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией было установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 61,0 кв. м., принадлежал на праве собственности супругу Мельниковой З. И. - ФИО8, который в 1994 году составил завещание в пользу своего сына ФИО3
В протоколе заседании Комиссии также отражено, что документы, подтверждающие право собственности ФИО3 на указанный жилой дом, не представлены.
Таким образом, комиссией по жилищным вопросам Администрации г. Тулы, на основании представленных заявителем документов, в соответствии с положениями статьи 31 Жилищного кодекса РФ, было установлено, что Мельникова З. И. проживает в <адрес> в качестве члена семьи собственника жилого помещения.
Решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 № 67/1294 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих в городе Туле, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 11 кв. м общей площади на каждого члена семьи.
В соответствии с представленным Мельниковой З. И. техническим паспортом на жилой <адрес>, площадь данного жилого дома, фактически находящегося в единоличном пользовании Мельниковой З. И., составляет 61,0 кв. м.
Таким образом, поскольку на Мельникову З. И. приходится более 11 кв. м. общей жилой площади занимаемого ею помещения, вывод комиссии по жилищным вопросам об обеспеченности Мельниковой З. И. жилой площадью более учетной нормы и отсутствии оснований для принятия Мельниковой З. И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является правильным.
В письме Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не подлежат ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающие в жилых помещениях, не признанных в установленном порядке непригодными для проживания.
Из представленных Мельниковой З. И. документов также не усматривается, что жилой <адрес> признан непригодным для проживания в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В обоснование жалобы Мельникова З. И. ссылалась на то, что собственником занимаемого ею жилого дома является сын Мельниковой З. И. - ФИО3, членом семьи которого Мельникова З. И. не является ввиду того, что не проживает совместно с сыном.
Из представленного Мельниковой З. И. свидетельства о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что право собственности на жилой <адрес> в порядке наследования после смерти ФИО8 перешло к сыну Мельниковой З. И. - ФИО3
Согласно показаний свидетеля ФИО9, она является соседкой Мельникова З. И., в связи с чем, ей известно, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, Мельникова З. И. проживает одна. ФИО9 показала, что указанный жилой дом находится в нормальном состоянии, имеются вода, газ, электричество.
Между тем, из представленных Администрацией г. Тулы материалов по заявлению Мельниковой З. И., пояснений представителя Администрации г. Тулы Синдеева М. М., показаний свидетеля ФИО7 следует, что свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО3, на которое заявитель ссылается в своей жалобе, в комиссию по жилищным вопросам администрации г. Тулы представлено не было.
Таким образом, при отсутствии у комиссии данных о переходе права собственности на занимаемый Мельниковой З. И. жилой дом к ее сыну ФИО3, вопрос о возможности отнесения Мельниковой З. И. к членам семьи ее сына, не являлся предметом обсуждения комиссии, а оспариваемое Мельниковой З. И. решение Администрации г. Тулы не содержит выводов относительного данного обстоятельства, в связи с чем, проверить законность данного постановления применительно к вновь представленным документам не представляется возможным.
В соответствии с положениями статьи 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе, в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Исходя из содержания приведенных нормативных актов, а также установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Мельниковой З. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий» вынесено Администрацией г. Тулы в пределах полномочий данного органа местного самоуправления, с соблюдением установленного Жилищным кодексом РФ и вышеуказанным Положением порядка принятия решения, его формы, процессуальных сроков. Оспариваемое решение принято по результатам рассмотрения комиссией по жилищным вопросам Администрации г. Тулы представленных заявителем документов, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя Мельниковой З. И.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении жалобы Мельниковой З. И. о признании незаконным постановления Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Мельниковой З. И. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий» и обязании принять Мельникову З. И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Зареченский районный суд г. Тулы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий