Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2010 года г. Тула
Зареченский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Астаховой Г. Ф.,
при секретаре Попковой М. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Реьжина А. П. к территориальному управлению администрации города Тулы по Зареченскому району, Администрации города Тулы о признании права собственности на жилой дом,
у с т а н о в и л:
Реньжин А. П. обратился в суд с иском к территориальному управлению Администрации г. Тулы по Зареченскому району, Администрации г. Тулы о признании права собственности на жилой дом. В обоснование заявленных требований указал, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в соответствии с техническим паспортом по 1/2 доле за ФИО1 и ФИО2. ФИО2 умер 13.07.2008 года. На день своей смерти ФИО2 не имел супруги, детей, родителей. Истец указал, что является единственным наследником ФИО2 по закону, так как приходится умершему родным братом. Их мать - ФИО9 умерла 07.06.2005 года, дедушка истца - ФИО5 умер 06.09.2002 года, мать ФИО5 (прабабушка истца) - ФИО1 умерла 22.12.1964 года. Истец указал, что после смерти брата, он фактически принял наследство, так как осуществил похороны брата, взял себе вещи умершего, а именно: музыкальный центр, телевизор, черный пуховик, дубленку коричневого цвета, пользовался домом, обрабатывал земельный участок. Кроме того, истец указал, что с 1992 года добросовестно открыто и непрерывно владел также 1/2 долей в праве на указанный жилой дом, зарегистрированной за прабабушкой истца - ФИО1, нес расходы по его ремонту и содержанию. Указал, что жилой дом всегда был единым, и истец пользовался всем домом. Просил признать за Реньжиным А. П. право собственности на 1/2 долю в праве на жилой дом под лит. «А», «А 1», «А 2», «а», «а 2», с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО2, а также на 1/2 долю в праве на указанный жилой дом, зарегистрированную за ФИО1, в порядке приобретательной давности.
В судебном заседании истец Реньжин А. П. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просил признать за ним право собственности на 1/2 долю в праве на жилой дом под лит. «А», «А 1», «А 2», «а», «а 2», с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО2, а также на 1/2 долю в праве на указанный жилой дом, зарегистрированную за ФИО1, в порядке приобретательной давности.
Представитель истца по доверенности Суворова Г. А. в судебном заседании исковые требования, заявленные Реньжиным А. П., поддержала по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что в 1992 году дедушка Реньжина А. П. и ФИО2 - ФИО5 подарил ФИО2 1/2 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Так как у ФИО2 Олега было слабое здоровье, он был серьезно болен, именно истец с 1992 года ухаживал за домом № по ул. <адрес>, помогал брату во всем. Просила признать за Реньжиным А. П. право собственности на 1/2 долю в праве на жилой дом под лит. «А», «А 1», «А 2», «а», «а 2», с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО2, а также на 1/2 долю в праве на указанный жилой дом, зарегистрированную за ФИО1, в порядке приобретательной давности.
Представитель ответчика, Администрации г. Тулы, по доверенности Лобанов Ю. В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика, территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району, по доверенности Федосеева Е. В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения истца, его представителя, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно технического паспорта, составленного Тульским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральной БТИ» по состоянию на 05.03.2010 г., правообладателями жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются: ФИО1 на основании регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ - 1/2 доля в праве; ФИО2 на основании договора дарения № от 25.09.1992 года - 1/2 доля в праве.
В соответствии с архивной справкой БТИ от 07.07.2010 года, в материалах инвентарного дела на домовладение № по <адрес>у <адрес> (ранее был адрес: <адрес>), имеется заключение инвентаризационного бюро о праве владения строением, расположенным на земельном участке мерою 1058 кв. м., за ФИО5 - 1/2 доля, ФИО1 - 1/2 доля, согласно справки Горельского Поселкового Совета от 27.04.1960 г. №. На основании данного заключения вынесено решение исполкома Горельского поссовета от 03.03.1964 года, согласно которого, за вышеуказанными гражданами признается право личной собственности на домовладение <адрес>
На основании договора дарения от 25.09.1992 года ФИО5 подарил своему внуку ФИО2 принадлежавшую дарителю 1/2 долю в праве на вышеуказанный жилой дом.
ФИО2 умер 13.07.2008 года, о чем комитетом записи актов гражданского состояния администрации города Тулы составлена запись акта о смерти № от 14.07.2008 г.
В состав наследственного имущества после смерти ФИО2 входит 1/2 доля в праве на жилой <адрес>.
По сообщению нотариуса г. Тулы ФИО13 от 13.11.2010 года, наследственного дела к имуществу ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, не имеется.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 1141 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, причем наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.
В круг наследников первой очереди, в соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса РФ, входят дети, супруг и родители наследодателя.
Как усматривается из свидетельства о рождении ФИО2 серии №, его матерью является Реньжина Л. П., которая в связи со вступлением в брак изменила фамилию на ФИО7 (свидетельство о заключении брака серии I-БО №).
ФИО7 умерла 07.06.2005 года, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-БО №, выданным отделом ЗАГС г. Тулы 28.06.2005 г. Наследственного дела к имуществу ФИО7, по сообщению нотариуса <адрес> ФИО14, не имеется.
Иных наследников первой очереди к имуществу ФИО2 судом не установлено.
Полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя относятся к наследникам второй очереди по закону и, в соответствии со статьей 1143 Гражданского кодекса РФ, призываются к наследованию при отсутствии наследников первой очереди.
Из свидетельства о рождении наследодателя ФИО2 и свидетельства о рождении истца Реньжина А. П. следует, что они являются полнородными братьями, так как имеют общих родителей. Таким образом, истец является наследником ФИО2 по закону второй очереди.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства, в силу положений статьи 1153 Гражданского кодекса РФ, может осуществляться двумя способами: либо путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство; либо путем фактического его принятия, о чем свидетельствует: вступление во владение или в управление наследственным имуществом, принятие мер по сохранению наследственного имущества, защита его от посягательств или притязаний третьих лиц, произведение за свой счет расходов на содержание наследственного имущества, оплата за свой счет долгов наследодателя или получение от третьих лиц, причитавшихся наследодателю денежных средств.
Как следует из искового заявления Реньжина А. П., после смерти брата истец фактически принял наследство, так как осуществил похороны брата, взял себе вещи умершего, а именно: музыкальный центр, телевизор, черный пуховик, дубленку коричневого цвета, пользовался наследственным имуществом - домом <адрес>, обрабатывал земельный участок, на котором расположен дом.
Свидетель ФИО15 в судебном заседании показала, что является тетей истца Реньжина А. П. ФИО15 известно, что ФИО2 умер 13.07.2008 г. За ним принял наследство его брат ФИО4. Истец ухаживает за всем домом <адрес>, обрабатывает земельный участок, сажает различные растения. ФИО15 показала, что Реньжин А. П. принял многие вещи после смерти его брата ФИО2, а именно: куртку, пуховик, телевизор, музыкальный центр, также истец пользуется вещами, которые ему достались после смерти брата. ФИО15 показала, что всеми вещами, равно как и самим домом и земельным участком при нем, Реньжин А. П. пользуется добросовестно и открыто с 1992 года.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО16 показал, что является другом истца Реньжина А. П., знает истца около 25 лет. ФИО16 помогал Реньжину А. П. хоронить его брата Олега, его деда. Свидетель периодически заходит в гости к Реньжину А. П. в <адрес>, в котором истец часто бывает после смерти своих родственников. ФИО16 видел, что из <адрес> истец после смерти деда и брата забрал себе некоторые предметы обстановки: телевизор и музыкальный центр, а остальными вещами истец пользуется, когда бывает в доме.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку их показания последовательны, не противоречивы, данные свидетели являются лицами, не заинтересованными в исходе дела.
Таким образом, судом установлено, что Реньжин А. П. после смерти ФИО2 вступил во владение наследственным имуществом в виде 1/2 доли в праве на дом, расположенный по адресу: <адрес>, несет бремя содержания указанного имущества, оплачивает налог на данное имущество, о чем свидетельствует справка №, выданная ИФНС России по Зареченскому району, об отсутствии за наследодателем ФИО2 задолженности по налогам и сборам.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Реньжин А. П. приобрел в порядке наследования после смерти ФИО2 право собственности на 1/2 долю в праве на <адрес>.
При разрешении исковых требований Реньжина А. П. в части признания за ним в порядке приобретательной давности права собственности на 1/2 долю в праве на указанный дом, зарегистрированную за ФИО1, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В соответсвии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Собственником 1/2 доли в праве на жилой <адрес>, в соответствии с данными технического паспорта, является ФИО1 на основании регистрационного удостоверения № от 03.03.1964 года.
ФИО1 умерла 22.12.1964 года, о чем Горельским поселковым советом г. Тулы составлена актовая запись о смерти № от 22.12.1964 года.
Из домовой книги усматривается, что после смерти ФИО1 в <адрес> проживали: сын ФИО1 - ФИО5, его супруга ФИО6, их дочь ФИО7 и внуки: Реньжин А. П. и ФИО2.
По сообщению нотариуса г. Тулы ФИО17, наследственного дела к имуществу ФИО1, умершей 22.12.1964 года, по данным нотариальных архивов г. Тулы не имеется.
Таким образом, наследственные права кого-либо из наследников на принадлежавшую ФИО1 1/2 долю в праве на жилой <адрес>у <адрес> до настоящего времени не оформлены.
Сведений о регистрации права государственной либо муниципальной собственности на указанное имущество суду также не представлено.
Между тем, судом установлено, что после смерти ФИО1 жилым домом пользовался ее сын ФИО5, который также являлся собственником 1/2 доли в праве на указанный дом, а в 1992 году ФИО5 подарил принадлежавшую ему долю внуку - ФИО2
На основании пояснений истца, его представителя, показаний свидетеля ФИО15 судом также установлено, что с 1992 года истец Реньжин А. П. владел и пользовался всеми помещениями <адрес>у <адрес>, то есть истец владел как имуществом своего брата ФИО2, так и имуществом, принадлежавшим прабабушке истца ФИО1
О добросовестности владения и пользования Реньжиным А. П. всеми помещениями жилого дома свидетельствует то, что истцу было достоверно известно о том, что 1/2 доля в праве на <адрес> принадлежала его прабабушке ФИО1, умершей в 1964 году, в связи с чем, истец обоснованно считал себя ее наследником и предполагал, что имеются основания для возникновения у него права собственности на данное имущество.
В ходе судебного заседания нашли подтверждение также открытость и непрерывность владения истцом спорным имуществом в течение 15 лет, поскольку Реньжин А. П. не скрывал факт своего владения жилым домом <адрес>, и владение истца не прерывалось в течение всего указанного срока, что подтвердил в судебном заседании сам истец, а также свидетели ФИО15 и ФИО16
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает, что имеются предусмотренные законом основания для признания за Реньжиным А. П. права собственности в порядке приобретательной давности на 1/2 долю в праве на жилой <адрес>, принадлежавшую ФИО1
Таким образом, суд находит заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению в полном объеме и признает за ФИО4 право собственности на жилой <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Ренжина А. П. удовлетворить.
Признать за ФИО22 право собственности на жилой дом под лит. «А», «А 1», «А 2», «а», «а 2» с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Зареченский районный суд г. Тулы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий