ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 января 2011 года город Тула
Зареченский районный суд г.Тулы в составе
председательствующего Старовойтовой Н.Г.,
при секретаре Першиной Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Красули К.Н. к администрации Тульской области, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Красуля К.Н. обратился в суд с иском к администрации Тульской области, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, на пересечении <адрес> в аренду для индивидуального жилищного строительства. В обоснование своих требований указал, что 16.04.2008г. обратился в администрацию г.Тулы с заявлением о выделении земельного участка, расположенного на пересечении <адрес> (согласно схеме номер участка- №) для строительства индивидуального жилого дома, а также в территориальное управление администрации г.Тулы по Зареченскому району с заявлением, содержащим просьбу ходатайствовать перед Главой администрации г.Тулы о выделении истцу вышеуказанного земельного участка. Своим письмом № от ДД.ММ.ГГГГ территориальное управление администрации г.Тулы по Зареченскому району ходатайствовало перед администрацией г. Тулы о предоставлении Красуле К.Н. вышеуказанного земельного участка. На заявление истца Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории природно-рекреационной зоны, в составе которой строительство индивидуальных жилых домов не предусматривается. Решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 № земельный участок был переведен из природно-рекреационной зоны в зону застройки индивидуальными жилыми домами. В последующем Красуле К.Н. Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы было предложено осуществить подготовку землеустроительных документов на земельный участок согласно схеме планировочной организации земельного участка, что и было сделано истцом. Постановлением администрации г. Тулы от 29.07.2009г. № 2272 был утвержден проект границ земельного участка. 28.08.2009г. земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему государственного кадастрового номера №. В последующем в периодическом печатном издании «<данные изъяты>» от 10.09.2008г. № было опубликовано сообщение о приеме администрацией г.Тулы в течение одного месяца заявлений на аренду свободного от прав иных лиц спорного земельного участка, аналогичное сообщение было размещено 19.12.2008г. на тульском официальном портале в Интернете. В течение месяца со дня размещения вышеуказанной информации заявлений от других лиц не поступало. Однако в связи с принятием Закона Тульской области от 10.12.2008г. № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле», администрация г.Тулы не приняла решение о предоставлении истцу земельного участка, а направила в полномочный для этого орган государственной власти- администрацию Тульской области. Спустя девять месяцев после направления последнему необходимых документов Красулей К.Н. было получено сообщение о том, что проект постановления администрации Тульской области о предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства не согласован, поскольку не представлены документы, из которых бы следовало, что газета «Медиана» определена печатным изданием, в котором возможно опубликование сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков. Однако в период распоряжения администрацией г. Тулы земельными участками в установленном порядке не было принято нормативно-правовых актов, определяющих печатное издание для публикаций такого рода сообщений, в связи с чем публикация сообщений осуществлялась в различных печатных изданиях, что не являлось препятствием для предоставления земельных участков заинтересованным лицам. Истец указывает, что действия ответчиков являются незаконными и нарушают его права на получение в аренду указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Истец Красуля К.Н., надлежащим образом извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием, что поддерживает исковые требования в полном объеме.
Представитель истца по доверенности Крупий В.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по вышеизложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик администрация Тульской области, надлежащим образом извещенная о слушании дела, явку своего представителя в суд не обеспечила, причин неявки не сообщила, о рассмотрении дела в отсутствие представителя, либо об отложении рассмотрения дела не просила.
Ответчик департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, надлежащим образом извещенный о слушании дела, представил письменный отзыв на исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Приложенные к отзывам копии доверенностей не заверены надлежащим образом, подлинники доверенностей, подтверждающих полномочия подписавшего отзывы лица, не представлены, в связи с чем суд полагает указанных ответчиков надлежащим образом извещенными о слушании дела и не просившими в установленном порядке о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителей.
Указанные обстоятельства с учетом позиции представителя истца дают суду основания для рассмотрения дела в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 607 ГК РФ земельные участки могут быть переданы в аренду. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков.
Частью 1 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ (ч.1, ч.3) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Решением Тульской городской Думы от 10.07.2002 № 11/180 (ред. от 16.07.2008г.) «О Положении «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Тулы» предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности «Муниципального образования город Тула Тульской области». Уполномоченными органами местного самоуправления г.Тулы по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, также являются Глава города Тулы, Главное управление архитектуры и градостроительства г. Тулы с соответствующим распределением полномочий (п.п. 1.1, п.п. 1.5 указанного Положения).
Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта регламентирован п. 2 Положения.
Судом установлено, что 16.04.2008г. Красуля К.Н. обратился к Главе администрации города Тулы с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на пересечении <адрес>.
Своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ № направленном Главе администрации г. Тулы, территориальное управление администрации г. Тулы по Зареченскому району г.Тулы по заявлению Красули К.Н. ходатайствовало о предоставлении последнему вышеуказанного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, с приложением схемы земельного участка, выполненной МУП МО г. Тулы «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства».
В последующем Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы Красуле К.Н. было сообщено, что истребуемый им земельный участок расположен на территории природно-рекреационной зоны, в составе которой строительство индивидуальных жилых домов не предусматривается.
Решением Тульской городской Думы 3-го созыва МО г. Тула от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в карту-схему функциональных зон Генерального плана муниципального образования города Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 20.06.2007г. №, земельный участок №, расположенный на пересечении <адрес> был переведен из природно-рекреационной зоны в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3).
Письмом от 11.07.2008г. Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы предложило Красуле К.Н. и МУП «Центр ГиЗ г. Тулы» провести работы по подготовке землеустроительных документов на участок №, согласно прилагаемой схеме планировочной организации земельного участка на пересечении <адрес>.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с требованиями ст. 30.1 ЗК РФ, п.п. 2.4 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г. Тулы» (в ред. решений Тульской городской Думы от 26.01.2005 № 56/1100, от 13.07.2005 № 68/1313) в периодическом печатном издании Медиана (изд. от 10.09.2008г.) былоопубликовано сообщение администрации МО г.Тула о приеме заявлений о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования с предложением заинтересованным лицам в течение 1-го месяца направить в администрацию г. Тулы заявления о намерении приобрести этот земельный участок по адресу: г. Тула, пл. Ленина, д. 2.
Аналогичное сообщение о приеме указанных заявлений администрация МО г. Тулы размещено на Тульском официальном информационном портале 19.12.2008г.
В свою очередь Красуля К.Н. во исполнение требований Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы подготовил землеустроительные документы на указанный земельный участок.
28.08.2009г. земельный участок № площадью 1200 кв.м, расположенный в <адрес> на пересечении <адрес>, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка из которого также усматривается категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка- индивидуальный жилой дом, сведения о правах отсутствуют.
Постановлением администрации г. Тулы от 29.07.2009г. № 2272 была утверждена схема расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории в муниципальном образовании город Тула в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также схема расположения спорного земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, и доказательств обратного суду не представлено, в течение месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанного земельного участка, заявления от иных лиц в администрацию г.Тулы не поступили (сообщение Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы от 18.01.2010г.).
Сведений о наличии иных лиц, претендующих на данный земельный участок на момент рассмотрения дела из представленных документов не усматривается.
По данным Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на вышеуказанный земельный участок отсутствуют.
В соответствии с требованиями абз. 3 ч.3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 206-ФЗ) администрация г. Тулы, как уполномоченный орган местного самоуправления, должна была принять решение о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду Красуле К.Н., и в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка заключить с ним договор аренды.
Однако, администрация г. Тулы не приняла указанное решение, ссылаясь на вступление в силу Закона Тульской области от 10.12.2008г. № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле», и направила заявителя в полномочный для этого орган государственной власти- администрацию Тульской области.
В соответствии с Законом Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» от 10.12.2008г. № 1169-ЗТО (ч.1 ст.1) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации Тульской области от 24.12.2008г. № 874 «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области определен органом, уполномоченным на участие в процедурах, связанных с распоряжением указанными земельными участками, в случаях предоставления земельных участков также для индивидуального жилищного строительства.
Как усматривается из материалов дела, Красуля К.Н. обращался в администрацию Тульской области с заявлением о предоставлении ему в аренду для строительства индивидуального жилого дома спорного земельного участка, однако, рассмотрев данное заявление, департамент имущественных и земельных отношений Тульской области сообщил заявителю, что проект постановления администрации Тульской области о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка не согласован, так как не представлены документы, из которых бы следовало, что газета «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями ст. 30.1 ЗК РФ определена печатным изданием, в котором возможно опубликование сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.
Однако, как следует из положений абз. 2 ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ), сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка публикуется соответствующим органом местного самоуправления, в настоящем случае- администрацией г.Тулы, в периодическом печатном издании, определяемом соответственно главой муниципального образования. В данном случае администрацией г.Тулы таким печатным изданием было определенно издание «Медиана», что не противоречит требованиям вышеуказанной правовой нормы.
Кроме того, в период распоряжения администрацией г.Тулы земельными участками Главой МО г.Тула не было определено официальное печатное издание для публикации сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.
При этом обязанность гражданина, представившего заявление о предоставлении в аренду земельного участка, опубликовывать сообщение о приеме таких заявлений в периодическом печатном издании, законом не предусмотрена.
Анализ приведенных правовых норм применительно к установленным судом обстоятельствам свидетельствует об отсутствии правовых оснований к отказу департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в удовлетворении заявления Красули К.Н. о предоставлении ему в аренду истребуемого земельного участка.
В соответствии со ст.234 ГПК РФ при принятии заочного решения суд исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы.
Доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиками суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также направлено на реализацию задач по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации, оценивая исследованные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные Красулей К.Н. исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Красули К.Н. удовлетворить.
Обязать администрацию Тульской области в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Красуле К. Н. земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в аренду для строительства индивидуального жилого дома.
Ответчики вправе подать в Зареченский районный суд г.Тулы заявление об отмене данного решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения.
Решение также может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения.
Председательствующий-