решение от 01 февраля 2011 года о признании права собственности в порядке наследования



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2011 года город Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе

председательствующего Реуковой И.А.,

при секретаре Архиповой Я.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Кисиль А.Н. к администрации г.Тулы, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности в порядке наследования,

установил:

Кисиль А.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Тулы, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности в порядке наследования, просит установить факт принятия наследства Кисиль М.М. и Кисиль А.Н. после смерти Кисиль Н. М.; установить факт принятия наследства Кисиль А.Н. после смерти Кисиль М.М.; признать за ним (Кисиль А.Н.) право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе на самовольные постройки лит. А - жилой дом, лит. А1, А2 - жилые пристройки, лит. а1, а2 - пристройки.

Мотивировал требования тем, что 30 августа 1958 г. Кисиль Н. М. на основании договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности был предоставлен земельный участок № в квартале №, <адрес> площадью 540 кв. м для строительства жилого одноэтажного шлакоблочного дома с надворными постройками. В 1961 году на указанном земельном участке был построен жилой дом лит. А. Впоследствии Кисиль Н. М. построил лит. А1, А2 - жилые пристройки, лит. а1, а2 - пристройки, лит. Г, Г1, Г2, Г3 - сараи. 01.12.1999 года Кисиль Н. М. умер. Наследниками имущества Кисиль Н. М. являются его супруга Кисиль М.М. и сын Кисиль А.Н. Последние к нотариусу с заявлениями о принятии наследства в установленном законом порядке не обратились, однако фактически приняли наследство после смерти последнего. 18.07.2000 г. умерла Кисиль М.М. Наследником ее имущества является сын (истц Кисиль А.Н.). С заявлением к нотариусу о принятии наследства после смерти Кисиль М.М. в установленном законом порядке он не обратился, однако наследство принял фактически. В настоящее время он намерен оформить свое право собственности на вышеуказанный жилой дом и земельный участок в установленном законом порядке. Однако по сведениям технического паспорта в состав жилого дома входят самовольные постройки лит. А - жилой дом, лит. А1, А2 - жилые пристройки, лит. а1, а2 - пристройки, что препятствует ему в реализации его прав на наследственное имущество во внесудебном порядке.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 14.01.2011 г. в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица к участию в деле была привлечена администрация Тульской области.

Истец Кисиль А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.

В судебном заседании представитель истца Кисиль А.Н. по доверенности Левшина О.В. исковые требования по вышеизложенным основаниям поддержала и просила удовлетворить их, при этом пояснила, что самовольные постройки лит. А - жилой дом, лит. А1, А2 - жилые пристройки, лит. а1, а2 - пристройки, входящие в состав жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не нарушают прав и законных интересов собственника указанного жилого дома и иных лиц, пригодны для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению, возведены силами и средствами семьи Кисиль на земельном участке площадью 540 кв. м, предоставленном наследодателю по праву бессрочного пользования под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности.

Представитель ответчика - администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика - департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом просил в удовлетворении исковых требований Кисиль А.Н. в части признания права собственности на самовольные постройки отказать.

Третье лицо - представитель администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного разбирательства по делу.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца Левшиной О.В., исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Кисиль А.Н. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из данных технической инвентаризации по состоянию на 25 августа 2009 года, жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован по праву собственности за Кисиль Н. М. на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство № от 03.09.1958 г., что подтверждается техническим паспортом вышеуказанного жилого дома по состоянию на 25.08.2009 г.

По данным текущей инвентаризации от 25.08.2009 года, лит. А - основное строение построено с нарушением проектного плана и договора бессрочного пользования. На возведение лит. А1, лит. а2 - жилых пристроек, лит. а1, лит. а2 - пристроек разрешение не предъявлено.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с кадастровым паспортом здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 20.10.2010 г., жилой дом по адресу: <адрес> состоит из лит. А, А1, А2, а1, а2, которые являются самовольными постройками. Лит. А- основное строение введено в эксплуатацию в 1961 г.

Как пояснила представитель истца по доверенности Левшина О.В. в судебном заседании и доказательств обратному не имеется, строительство данных объектов произведено собственником вышеуказанного жилого дома Кисиль Н.М. в период проживания в нем, начиная с 1961 года, общими силами с женой Кисиль М.М. и сына сыном Кисиль А.Н. на собственные денежные средства с целью улучшения жилищных условий.

При обращении в ТУ администрации г. Тулы по Зареченскому району с заявлением от 07.12.2010 г. по вопросу о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию строений, возведенных на территории домовладения <адрес> без разрешения на строительство (с отступлением от проектного плана), Кисиль А.Н. было рекомендовано по данному вопросу обратиться в суд (письмо от 08.12.2010 г. № 781-Оз).

В 2009 г. строительство спорных самовольных построек согласовано с ОАО «Тульские городские электросети», ОАО «Тулагорводоканал», ЗАО «Тулагоргаз», что подтверждается штампами данных организаций, имеющимися на плане земельного участка, прилагаемом к техническому паспорту на домовладение.

Как следует из технического заключения № от 07.10.2010 г., выполненного ООО «СтройИнвестГрупп», на основании проведенного обследования выявлено, что основные строительные конструкции жилого дома лит. А, жилых пристроек лит. А1, А2, пристроек лит. а1, а2 домовладения <адрес>, находятся в исправном техническом состоянии. Дефекты и повреждения, указывающие на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций, не зафиксированы. Работоспособность конструкций не нарушена. Строительные работы произведены в соответствии с технологическими условиями на производство общестроительных и специальных работ. Объемно - планировочные и конструктивные решения, принятые заказчиком при возведении строения, отвечают требованиям безопасности, долговечности, эксплуатационным характеристикам, санитарно - эпидемиологическим требованиям по охране здоровья людей и окружающей природной среды, противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым домам в соответствии с требованиями СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные» и требованиям ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Все обследуемые строения пригодны для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению.

У суда нет оснований не доверять выводам вышеуказанного технического заключения, поскольку оно выполнено надлежащим экспертным учреждением, имеющим лицензию на право осуществления экспертной деятельности, в связи с чем суд придает ему доказательственное значение.

Поскольку по смыслу ст. 222 ГК РФ, необходимым условием для признания за гражданином права собственности на самовольную постройку является наличие у него права пользования земельным участком, занимаемым постройками, суд считает необходимым обратиться к нормам Земельного Кодекса РФ, из которых следует, что права на земельный участок производны от права на возведенные на них строения.

Так, в соответствии с пп.1, 4 ст. 35 Земельного Кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

Также согласно ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В соответствии с п. 10 раздела 2 Общих начал землепользования и землеустройства, утвержденных Постановлением ЦИК СССР от 15.12.1928 г. земля предоставлялась в пользование без установления наперед определенного срока, т.е. в бессрочное пользование. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 г. отвод гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование. Из анализа указанных норм права следует, что с 1928 г. по 1996 г. земельные участки предоставлялись в бессрочное пользование под индивидуальное жилищное строительство.

Как установлено судом и подтверждено письменными материалами дела, земельный участок на котором расположен жилой дом, в том числе самовольные постройки по адресу: <адрес>, находятся на земельном участке площадью 540 кв. м, предоставленном 30 августа 1958 г. Кисиль Н. М. на основании договора № о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности. По данным технической инвентаризации от 25.08.2009 г. площадь земельного участка не изменилась, что также подтверждено кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 30.09.2010 г. №.

01.12.1999 г. Кисиль Н. М. умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-БО № от 02.12.1999 г.

После его смерти открылось наследство в виде жилого дома по адресу: <адрес>, пос. <адрес>-а.

Наследниками умершего являются супруга Кисиль М.М. и сын Кисиль А.Н., которые наследство приняли фактически, поскольку проживали совместно с Кисиль Н. М., что подтверждается копией наследственного дела № к имуществу умершего Кисиль Н. М. и домовой книгой на вышеуказанный жилой дом, а также письмом территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району от 03.11.2010 г. №.

18.07.2000 г. Кисиль М.М. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти I-БО № от 19.08.2009 г.

После ее смерти открылось наследство в виде доли жилого дома по адресу: <адрес>

Наследником умершей Кисиль М.М. является сын Кисиль А.Н., который наследство принял фактически, поскольку проживал совместно с Кисиль М.М. в вышеуказанном жилом доме, что подтверждается домовой книгой на вышеуказанный жилой дом, а также письмом территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району от 03.11.2010 г. №.

Наследственного дела к имуществу умершей Кисиль М.М. не заводилось.

Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 1111 ГК РФ, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.

Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследственного имущества входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 1141 ГК РФ, наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников по праву представления.

К наследникам по закону первой очереди ст.1142 ГК РФ относит детей, супруга и родителей наследодателя.

Согласно ст.ст. 1152, 1153 ГК PФ для приобретения наследства наследник должен его принять, в частности, путем подачи по месту открытия наследства нотариусу заявления о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник, вступил во владение или в управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства (ст. 264 ГПК РФ).

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, положений ст.ст. 1141-1145, 1146, 1148, 1152 - 1155, 1157, 1158, 1162 ГК РФ, действующего на момент открытия наследства после смерти Кисиль Н. М. и Кисиль М.М., а также ст. 264 ГПК РФ, суд установил, что единственным наследником последних, фактически принявшим наследство после их смерти и обладающим правом наследования, является по закону их сын - истец Кисиль А.Н.

Изложенное, с учетом приведенных выше выводов суда относительно наследственных прав истца на спорное домовладение, дает суду основания для включения самовольных построек лит. А, А1, А2, а1, а2 в наследственную массу имущества, подлежащего наследованию после смерти Кисиль Н. М. и Кисиль М.М. и дает суду право признания за истцом права собственности на указанные самовольные постройки в порядке наследования, поскольку они возведены его наследодателями с его (истца) непосредственным участием на земельном участке, находящемся в пользовании на законных основаниях и их сохранение не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами гражданского законодательства, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания за истцом права собственности на наследственное имущество оставшееся после смерти родителей Кисиль Н. М. и Кисиль М.М.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Кисиль А.Н. удовлетворить.

Установить факт принятия Кисиль А.Н. наследства, открывшегося после смерти отца Кисиль Н. М., умершего 01.12.1999 года и матери Кисиль М.М., умершей 18.07.2000 года.

Признать за Кисиль А.Н. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в том числе на самовольные постройки: лит. А - основное строение, лит. А1, лит. а2 - жилые пристройки, лит. а1, лит. а2 - пристройки в порядке наследования после смерти отца Кисиль Н. М., умершего 01.12.1999 года и матери Кисиль М.М., умершей 18.07.2000 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200