Заочное решение от 09.03.2011г. о признании права собственности на самовольные постройки



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2011 года город Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе

председательствующего Реуковой И.А.,

при секретаре Кузиной Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-283/2011 по иску Максимовой И.Л. к территориальному управлению администрации города Тулы по Зареченскому району, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на самовольные постройки,

установил:

Максимова И.Л. обратилась в суд с иском к территориальному управлению администрации города Тулы по Зареченскому району, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области о признании права собственности на самовольные постройки лит. Ж - жилой дом, лит. над Ж - мансарду, расположенные по адресу: <адрес>.

Мотивировала требования, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В период проживания в указанном домовладении в 2009 году, ею своими силами и за счет собственных денежных средств на месте старых строений были самовольно возведены жилой дом лит. Ж и мансарда над лит. Ж. Указанные самовольные постройки пригодны для эксплуатации и не нарушают ничьих прав и законных интересов, имеется техническое заключение. Кроме того, они возведены на земельном участке, предоставленным под застройку индивидуального жилого дома. Полагает, что с переходом к ней права собственности на жилой дом к ней также перешла в пользование соответствующая часть земельного участка, на котором он расположен.

Истец Максимова И.Л. в судебном заседании уточнила свои исковые требования по вышеизложенным основаниям и окончательно просила прекратить ее право собственности на домовладение лит. Е,е,е1, расположенное по адресу: <адрес>б; признать за ней право собственности на самовольные постройки: лит. Ж - жилой дом, лит. над Ж - мансарду, расположенные по вышеуказанному адресу, при этом пояснила, что домовладение лит. Е - снесено, а лит. е, е1 также разрушены, на их месте возведено новое строение лит. Ж, над Ж - жилой дом с мансардой.

Ответчики - представитель территориального управления администрации г. Тулы по Зареченскому району, представитель департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, не просили об отложении судебного разбирательства по делу либо о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом мнения истца Максимовой И.Л., а также в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчиков, о чем вынесено определение.

Выслушав объяснения истца Максимовой И.Л., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, сооружение, другое строение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как установлено судом и следует из данных выписки (справки) из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом лит. Е,е, е1 площадью 16,4 кв. м, распложенный по адресу: <адрес> зарегистрировано по праву собственности за Максимовой И.Л. на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, №, свидетельства о государственной регистрации права №-АВ № от ДД.ММ.ГГГГ

По данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ лит. Е снесен. Право на лит. Ж, над Ж не зарегистрировано.

В техническом паспорте на вышеуказанный жилой дом имеется примечание, из которого следует, что на снос лит. Е - основного строения, на возведение лит. Ж - основного строения с мансардой разрешение не предъявлено.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что вышеназванные самовольные постройки возведены истцом своими силами и за счет собственных денежных средств.

Строительство вышеуказанных самовольных построек согласовано соответствующими городскими службами: ОАО «Тулагорводоканал», ОАО «Тульские городские электрические сети», ОАО «Тулагоргаз» в ноябре 2010 года. При возведении самовольных построек градостроительные и пожарные нормы были соблюдены.

В соответствии с техническим заключением, выполненным ООО «ТулЭкспертСтрой» от ДД.ММ.ГГГГ №/СТЭ, основные строительные конструкции строений, расположенных по адресу: <адрес> находятся в хорошем техническом состоянии. Повреждений и деформаций, влияющих на несущую способность конструктивных элементов, при осмотре не зафиксировано. Качество строительства и характеристики примененных строительных материалов при существующих нагрузках обеспечивают безаварийную эксплуатацию строений в течение нормативного срока.

Данное заключение выполнено в объеме экспертной оценки в соответствии с требованиями действующего законодательства, надлежащими специалистами организации, имеющими свидетельство о допуске к видам работ по разработке проектной документации, с использованием надлежащей литературы и нормативно-правовой базы, содержит подробное описание исследования, мотивированные выводы, оснований не доверять которым у суда не имеется, потому суд придает данному заключению доказательственное значение.

Поскольку по смыслу ст. 222 ГК РФ, необходимым условием для признания за гражданином права собственности на самовольную постройку является наличие у него права пользования земельным участком, занимаемым постройками, суд считает необходимым обратиться к нормам Земельного Кодекса РФ, из которых следует, что права на земельный участок производны от права на возведенные на них строения.

В соответствии с п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Ст. 41 ЗК РФ предоставляет право лицам, не являющимся собственниками земельных участков, осуществлять те же права.

В соответствии с п. 10 раздела 2 Общих начал землепользования и землеустройства, утвержденных Постановлением ЦИК СССР от 15.12.1928 г. земля предоставлялась в пользование без установления наперед определенного срока, т.е. в бессрочное пользование.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» отвод гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование.

Из анализа указанных норм права следует, что с 1928 г. по 1996 г. земельные участки предоставлялись в бессрочное пользование под индивидуальное жилищное строительство.

Исходя из смысла п.9 ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.

Указанные в выписке из технического паспорта домовладения самовольные постройки лит. Ж, над Ж возведены на земельном участке по адресу: <адрес> площадью 1 297 кв. м.

В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу, что подтверждается уведомлением Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно материалов инвентарного дела по данным первичной инвентаризации от 1928 г. на общем неразделенном земельном участке площадью 1 320,10 кв. м зафиксировано четыре домовладения № (1 владение), № (2 владение), №а (3 владение), № б (4 владение) по <адрес> (ранее был адрес: <адрес>).

В инвентарном деле имеется Заключение инвентаризационного бюро от ДД.ММ.ГГГГ о праве владения строением расположенным по адресу: <адрес> (4 владение) на земельном участке мерою 1 320,0 кв. м (совместно с другим владение) за ФИО1 согласно договора купли от ДД.ММ.ГГГГ №.

На основании данного Заключения вынесено Решение Исполкома от 11.05.1949 г.

Согласно данных технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка (совместно с другим владением) домовладения №б (4 владение) по <адрес> по фактическому пользованию составляет 1 297 кв. м.

Вышеизложенное подтверждается архивной справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

Документально подтвержденных сведений о нарушении истцами существующих границ участка в результате возведения самовольных построек суду не представлено.

Согласно ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке к другому лицу, оно приобретает права пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

Аналогичное положение содержит ст. 35 ЗК РФ.

В настоящее время собственником домовладения, на котором расположен спорный земельный участок является истец по договору купли - продажи.

Анализируя вышеизложенное и исходя из целевого назначения данного земельного участка суд приходит к выводу о том, что предыдущий собственник домовладения ФИО1 владел указанным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое, в объеме полномочий, принадлежавших ему, перешло к истцу, как нынешним владельцу расположенного на данном участке домовладения.

Таким образом, истец является правопреемником прежних собственников домовладения, а потому суд приходит к выводу о наличии и у нее права пользования земельным участком в том объеме, в котором им обладали ее правопредшественники.

Таким образом, самовольные постройки возведены истцом на земельном участке, предоставленном на праве бессрочного пользования под застройку, и с учетом изложенных выше обстоятельств, в связи с переходом к истцу права собственности на жилой <адрес> на основании договора купли - продажи, к ней также перешло право пользования соответствующей частью земельного участка, на котором расположено указанное домовладение.

Изложенное дает суду достаточно оснований для признания за истцом права собственности на самовольные постройки лит.Ж и над Ж, обозначенные на плане ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, с учетом того, что домовладение лит. Е,е,е1 снесено и на его месте возведено домовладение с мансардой лит. Ж, над Ж, право собственности на которое суд признает за истцом, право собственности Максимовой И.Л. на лит. Е,е,е1 домовладения №б по <адрес> в связи с разрушением предмета права собственности подлежит прекращению.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что за Максимовой И.Л. может быть признано право собственности на самовольные постройки лит.Ж и над Ж, поскольку они возведены на земельном участке, предоставленном под застройку и перешедшем в использование последней в соответствии с требованиями закона-01-26-0-7105033486-021389-1 от ДД.ММ.ГГГГ поскольку оно выполнено надлежащими специалистами,, самовольные постройки не нарушают права и законные интересы истцов и других граждан, пригодны для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 233 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Максимовой И.Л. удовлетворить.

Прекратить право собственности Максимовой И.Л. на домовладение лит. Е,е,е1, расположенное по адресу: <адрес>.

Признать за Максимовой И.Л. право собственности на самовольные постройки лит. Ж - основное строение, лит. над Ж - мансарду, расположенные по адресу: <адрес>.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть также обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий -