РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 марта 2011 года город Тула
Зареченский районный суд г.Тулы в составе
председательствующего Старовойтовой Н.Г.
при секретаре Першиной Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-250/11 по искам Косовой И.Г., Красули К.Н. и Скопцова С.В. к администрации Тульской области, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Косова И.Г. обратилась в суд с иском к администрации Тульской области, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в аренду для индивидуального жилищного строительства, ссылаясь в обоснование заявленных требований на нарушение ответчиками ее прав на получение в аренду указанного земельного участка.
Красуля К.Н. и Скопцов С.В. по идентичным основаниям обратились в суд с исками к администрации <адрес>, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении земельных участков соответственно с кадастровыми номерами № и №, площадью 1200 кв.м, расположенных по адресу: <адрес> в аренду для индивидуального жилищного строительства.
Определением Зареченского районного суда г.Тулы от 17.02.2011г. вышеуказанные гражданские дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Истцы Косова И.Г., Красуля К.Н. и Скопцов С.В., надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с указанием, что поддерживают исковые требования в полном объеме.
Представитель истцов по доверенностям Крупий В.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований своих доверителей по изложенным в исковых заявлениях основаниям.
Ответчики- администрация Тульской области и департамент имущественных и земельных отношений Тульской области, надлежащим образом извещенные о слушании дела, явку своих представителей в суд не обеспечили, причин их неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили, возражений по существу исковых требований не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 607 ГК РФ земельные участки могут быть переданы в аренду. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков.
Частью 1 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ (ч.1, ч.3) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Указанные положения были закреплены и в Земельном Кодексе РФ в редакциях 2008 года, действующих на момент возникновения спорных правоотношений (обращения истцов с заявлениями о предоставлении в аренду спорных земельных участков к Главе администрации г. Тулы).
Решением Тульской городской Думы от 10.07.2002 № 11/180 (ред. от 16.07.2008г.) «О Положении «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Тулы» предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности «Муниципального образования город Тула Тульской области». Уполномоченными органами местного самоуправления г.Тулы по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, также являются Глава города Тулы, Главное управление архитектуры и градостроительства г. Тулы с соответствующим распределением полномочий (п.п. 1.1, п.п. 1.5 указанного Положения).
Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта регламентирован п. 2 Положения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Косова И.Г., Красуля К.Н. и Скопцов С.В. обратились к Главе администрации города Тулы с заявлениями о предоставлении им в аренду земельных участков для строительства индивидуального жилого дома <адрес> (согласно прилагаемым схемам).
Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы истцам было письменно ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что истребуемые ими земельные участки расположены на территории природно-рекреационной зоны, в составе которой строительство индивидуальных жилых домов не предусматривается.
Решением Тульской городской Думы 3-го созыва МО г. Тула от 28.05.2008г. № 45/1051 были внесены изменения в карту-схему функциональных зон Генерального плана муниципального образования города Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 20.06.2007г. № 32/676, земельные участки №№ 18, 19 и 21, расположенные на пересечении <адрес>, были переведены из природно-рекреационной зоны в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3).
В последующем Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы письменно (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) предложено Косовой И.Г., Красуле К.Н., Скопцову С.В. и МУП «Центр ГиЗ г. Тулы» провести работы по подготовке землеустроительных документов на истребуемые участки, согласно прилагаемым схемам планировочной организации земельных участков на пересечении <адрес>
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Аналогичные положения были закреплены в п.п. 2.4 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Тулы» (в ред. решений Тульской городской Думы от 26.01.2005 № 56/1100, от 13.07.2005 № 68/1313).
Как усматривается из материалов дела, во исполнение требований указанных правовых норм, сообщение администрации МО г.Тула о приеме заявлений о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков с указанием их местоположения, площади, разрешенного использования с предложением заинтересованным лицам в течение 1-го месяца направить в администрацию г. Тулы заявления о намерении приобрести эти земельные участки по адресу: г. Тула, пл. Ленина, д. 2, были опубликованы в периодическом печатном издании Медиана (изд. от 10.09.2008г.).
Аналогичные сообщения о приеме указанных заявлений администрация МО г.Тулы разместила на Тульском официальном информационном портале 19.12.2008г.
В свою очередь Косова И.Г., Красуля К.Н. и Скопцов С.В. во исполнение требований Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы подготовили землеустроительные документы на истребуемые земельные участки (схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории).
Постановлением администрации г.Тулы от 29.07.2009г. № № были утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровой карте (плане) территории в муниципальном образовании город Тула в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также схемы расположения спорных земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно земельные участки №№21, 18 и 19 площадью 1200 кв.м, расположенные в <адрес>, были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров- №, №, №, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков, имеющимися в деле, из которых также усматривается категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка- индивидуальный жилой дом, сведения о правах отсутствуют.
Как усматривается из материалов дела, и доказательств обратного суду не представлено, в течение месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанных земельных участков, заявления от иных лиц в администрацию г.Тулы не поступили (сообщения Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ).
Сведений о наличии иных лиц, претендующих на данные земельные участки, на момент рассмотрения дела из представленных документов не усматривается.
По данным Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на спорные земельные участки отсутствуют.
В соответствии с требованиями абз. 3 ч.3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 206-ФЗ) администрация г. Тулы, как уполномоченный орган местного самоуправления, должна была принять решение о предоставлении земельных участков для жилищного строительства в аренду истцам, и в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка заключить с ними договоры аренды.
Однако, администрация г. Тулы не приняла указанные решения, ссылаясь на вступление в силу Закона Тульской области от 10.12.2008г. № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле», и направила заявителей в полномочный для этого орган государственной власти- администрацию Тульской области.
В соответствии с Законом Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» от 10.12.2008г. № 1169-ЗТО (ч.1 ст.1) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации Тульской области от 24.12.2008г. № 874 «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области определен органом, уполномоченным на участие в процедурах, связанных с распоряжением указанными земельными участками, в случаях предоставления земельных участков также для индивидуального жилищного строительства.
Как усматривается из материалов дела, Косова И.Г., Красуля К.Н. и Скопцов С.В. обращались в администрацию Тульской области с заявлениями о предоставлении им в аренду для строительства индивидуального жилого дома спорных земельных участков, однако, рассмотрев данные заявления, департамент имущественных и земельных отношений Тульской области сообщил заявителям, что проекты постановлений администрации Тульской области о предоставлении им испрашиваемых земельных участков не согласованы, поскольку не представлены документы, из которых бы следовало, что газета «Медиана» в соответствии с требованиями ст. 30.1 ЗК РФ определена печатным изданием, в котором возможно опубликование сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.
Однако, как следует из положений абз. 2 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ) сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка публикуется соответствующим органом местного самоуправления, в настоящем случае- администрацией г.Тулы, в периодическом печатном издании, определяемом соответственно главой муниципального образования.
Как следует из сообщения администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, в период распоряжения администрацией г.Тулы земельными участками официальное печатное издание для публикации сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков определено не было.
Таким образом, в данном случае администрацией г.Тулы таким печатным изданием фактически вследствие размещения в нем названных публикаций было определенно издание (газета) «Медиана», зарегистрированное Центрально-Черноземным региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации Государственного комитета РФ по печати (<адрес>), имеющее на момент публикации сообщений свидетельство о регистрации №В 1881 от ДД.ММ.ГГГГ (сообщение Управления Роскомнадзора по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ), что не противоречит требованиям вышеуказанной правовой нормы.
Газета «Медиана» в силу Закона РФ от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» на момент опубликования сообщений являлось периодическим печатным изданием.
В свою очередь, обязанность гражданина, представившего заявление о предоставлении в аренду земельного участка, опубликовывать сообщение о приеме таких заявлений в периодическом печатном издании, законом не предусмотрена.
Суд исходит из того, что по смыслу указанных правовых норм право граждан на приобретение земельного участка в аренду не может быть поставлено в исключительную зависимость от реализации своих прав другими лицами- участниками спорных правоотношений (государственными, муниципальными органами, должностными лицами), в том числе по надлежащему исполнению последними требований ст. 30.1 ЗК РФ об определении периодического печатного издания для публикации сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, и опубликованию данных сообщений.
Таким образом, анализ приведенных правовых норм применительно к установленным судом обстоятельствам, исходя из принципа правовой предопределенности и связанной с ней предсказуемости, свидетельствует об отсутствии правовых оснований к отказу департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в удовлетворении заявлений Косовой И.Г., Красули К.Н. и Скопцова С.В. о предоставлении им в аренду истребуемых земельных участков, поскольку со своей стороны последние выполнили все обязанности, предусмотренные действующими на момент возникновения спорных правоотношений нормативно- правовыми актами.
Доказательств, опровергающих доводы истцов, ответчиками в ходе судебного разбирательства, суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также направлено на реализацию задач по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации, оценивая исследованные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные Косовой И.Г., Красулей К.Н. и Скопцовым С.В. исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Косовой И.Г., Красули К.Н. и Скопцова С.В. удовлетворить.
Обязать администрацию Тульской области в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении
Косовой И.Г. земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для строительства индивидуального жилого дома,
Красуле К.Н.- земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для строительства индивидуального жилого дома,
Скопцову С.В.- земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для строительства индивидуального жилого дома.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий-