ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2011 года город Тула
Зареченский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Реуковой И.А.,
при секретаре Федотовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-233/2011 по иску Твирова А.И. к департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации Тульской области об обязании заключить договор аренды земельного участка,
установил:
Твиров А.И. обратился в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № площадью 1169 кв. м для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Мотивировал требования тем, что он является инвалидом 2 группы бессрочно. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства. Обратившись в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № площадью 1169 кв. м для жилищного строительства, он получил отказ в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду с разъяснением, что он может получить данный земельный участок в аренду на торгах (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ).
Определением суда от 01.03.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Тульской области.
Истец Твиров А.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности Кочеткова С.А.
В судебном заседании представитель истца Твирова А.И. по доверенности Кочетков С.А. исковые требования по вышеизложенным основаниям поддержал и просил удовлетворить их.
Представитель ответчика - департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении судебного разбирательства по делу.
Представитель соответчика - администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении судебного разбирательства по делу.
В судебном заседании представитель истца Твирова А.И. по доверенности Кочетков С.А. просил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
С учетом позиции представителя истца, а также положений ст. 233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчиков, о чем вынесено определение.
Третьи лица Твирова Т.Н., Твирова Ю.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещались своевременно и надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, при этом указали, что против удовлетворения исковых требований не возражают.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истца и третьих лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Земельного Кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
В соответствии с абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Для этого инвалидом в орган местного самоуправления подается заявление с приложенной к нему копией справки об установлении инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Согласно Закону Тульской области от 10 декабря 2008 г. № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденному постановлением администрации Тульской области от 21 января 2008 года № 34 (в редакции Постановлений администрации Тульской области от 24.12.2008 № 873, от 04.05.2009 № 293, от 09.09.2009 № 649, от 05.11.2009 № 855), департамент подготавливает предложения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 11 Постановления администрации Тульской области от 01.06.2010 г. № 430 решение о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства принимается администрацией Тульской области, а согласно пункту 15 того же постановления департамент осуществляет подготовку проекта постановления администрации Тульской области о предоставлении заявителю в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также заключает договор аренды земельного участка.
Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, Твиров А.И. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ серии МСЭ - 2006 № от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена бессрочно по общему заболеванию.
В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса РФ на основании заявления заинтересованного лица администрацией г. Тулы было опубликовано в газете «Тула», а также на официальном информационном портале администрации г. Тулы сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № площадью 1169 кв. м.
31 мая 2007 г. дочь Твирова А.И. - ФИО8, желая приобрести земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок № без проведения аукциона на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратилась с соответствующим заявлением в администрацию г. Тулы.
12.07.2007 г. Твиров А.И. и ФИО8 обратились в МУП «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» счет для подготовки необходимых документов для заключения договора аренды.
14.02.2008 г. поступили заявления от других лиц, желающих заключить договор аренды на вышеуказанный земельный участок, в том числе от ФИО4, ФИО5, что подтверждается письмом Управления градостроительства и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, в материалах дела аналогичное заявление имеется от ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, 07.05.2009 г. Управление градостроительства и архитектуры г. Тулы передало ФИО8 пакет документов, относящихся к оформлению земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу для передачи в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области.
Как следует из сопроводительного письма Управления градостроительства и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ, поступившие на рассмотрение в администрацию г. Тулы документы от ФИО8 направлены директору департамента имущественных и земельных отношений Тульской области для принятия решения о предоставлении Твирову А.И. земельного участка в аренду.
Однако, в письме № от ДД.ММ.ГГГГ департамент имущественных и земельных отношений Тульской области отказал Твирову А.И. в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду, сообщив, что при предоставлении инвалиду земельного участка торги не проводятся, а данный земельный участок должен предоставляться на аукционе.
Не согласившись с вышеуказанным решением ответчика, Твиров А.И. обратился с настоящим иском в суд, в обоснование указывая на то, что в июле 2007 г. он оплатил в МУП «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства» счет для подготовки необходимых документов для заключения договора аренды, а в мае 2009 г. управление градостроительства и архитектуры г. Тулы передало ему папку с документами, относящимися к оформлению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № площадью 1169 кв. м для предоставления в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области.
Вышеуказанные доводы истца нашли свое документальное подтверждение в ходе судебного разбирательства по делу, в том числе в материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. №, поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый №, его площадь составляет 1169 кв. м.
Как следует из письма Управления градостроительства и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ №, по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, участок № была подана заявка ФИО8 для выделения данного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, который находится в настоящее время на оформлении.
Как следует из уведомления Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о правах на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, данный участок будет предоставлен на конкурсной основе.
Вместе с тем, особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору аренды торги не проводятся.
Анализируя вышеизложенное, с учетом соблюдения Твировым А.И. порядка подачи заявления о предоставлении в аренду спорного земельного участка и предоставления им всех необходимых для этого документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд находит отказ департамента имущественных и земельных отношений Тульской области о предоставлении последнему в аренду спорного земельного участка незаконным.
При указанных обстоятельствах и с учетом постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, в отсутствие препятствий для реализации права заявителя на предоставление ему этого участка, а также с учетом того, что Твиров А.И. имеет право на первоочередное получение земельного участка в порядке ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» без проведения аукциона и торгов, суд приходит к выводу о том, что ответчики обязаны были осуществить процедуры, предусмотренные статьей 17 указанного Закона.
На основании изложенного возражения департамента имущественных и земельных отношений, направленные ранее в адрес суда относительно исковых требований Твирова А.И., суд находит несостоятельными.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Твирова А.И. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Твирова А.И. удовлетворить.
обязать администрацию Тульской области заключить с Твировым А.И. договор аренды земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, уч. № площадью 1169 кв. м для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть также обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий -