РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июня 2011 года город Тула Зареченский районный суд г. Тулы в составе председательствующего Реуковой И.А., при секретаре Осокиной В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-525/2011 по иску Аккуратовой А.И. к департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации Тульской области о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального строительства, установил: первоначально Аккуратова А.И. обратилась в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области, администрации Тульской области о предоставлении в аренду для индивидуального строительства земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 1 200 кв. м для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Впоследствии Аккуратова А.И. в соответствии с положениями ст. 39 ГПК РФ уточнила свои требования в части указания местоположения спорного земельного участка согласно кадастровому паспорту и просила обязать администрацию Тульской области предоставить ей земельный участок с кадастровым № площадью 1200 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир индивидуальный жилой дом, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго - запад, почтовый адрес ориентира: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» без проведения аукциона. Мотивировала требования тем, что она является инвалидом 2 группы бессрочно. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства. Обратившись в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 1 200 кв. м для жилищного строительства, она получила отказ в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду с разъяснением, что ее заявление рассматривается без учета льготы инвалида на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, то есть на общих основаниях в порядке, установленном ст. 30.1 ЗК РФ. Впоследствии письмом от 20.04.2011 г. департамент имущественных и земельных отношений Тульской области отказал ей в праве на первоочередное получение земельного участка, ссылаясь на то, что на данный земельный участок претендуют другие граждане и продажа права на заключение договора аренды будет осуществляться на аукционе. До настоящего времени решение о предоставлении ей указанного земельного участка не принято, полагает нарушенным ее право инвалида на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Истец Аккуратова А.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещалась своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании истец Аккуратова А.И. уточненные исковые требования по вышеизложенным основаниям поддержала и просила удовлетворить их. В судебном заседании представитель истца Аккуратовой А.И. по доверенности Андрианов П.В. уточненные исковые требования поддержал и просил обязать администрацию Тульской области предоставить Аккуратовой А.И. земельный участок с кадастровым № площадью 1 200 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир индивидуальный жилой дом, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго - запад, почтовый адрес ориентира: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома. Представитель ответчика - департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых просил о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку продажа права на заключение договора аренды должна будет осуществляться на аукционе, учитывая наличие нескольких заявителей на предоставление земельного участка. Представитель ответчика - администрации Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался своевременно и надлежащим образом, в письменных возражениях на исковое заявление просил о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом просил отказать в удовлетворении исковых требований Аккуратовой А.И. по аналогичным основаниям. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Пикин Г.В., Абрамов А.Н. и Усков Н.В., привлеченные к участию в деле определением суда от 18.05.2011 г., в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещались своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, в письменном заявлении Пикин Г.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 15 Земельного Кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Согласно Закону Тульской области от 10 декабря 2008 г. № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно Положению о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденному постановлением администрации Тульской области от 21 января 2008 года № 34 (в редакции Постановлений администрации Тульской области от 24.12.2008 № 873, от 04.05.2009 № 293, от 09.09.2009 № 649, от 05.11.2009 № 855), департамент подготавливает предложения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства. Согласно пункту 11 Постановления администрации Тульской области от 01.06.2010 г. № 430 решение о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства принимается администрацией Тульской области, а согласно пункту 15 того же постановления департамент осуществляет подготовку проекта постановления администрации Тульской области о предоставлении заявителю в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также заключает договор аренды земельного участка. Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, Аккуратова А.И. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ серии МСЭ - 2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена бессрочно по общему заболеванию. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью 1 200 кв.м расположен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир индивидуальный жилой дом, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго - запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, ему присвоен кадастровый № Земельный участок находится в государственной собственности. Разрешенное использование: для строительства малоэтажного индивидуального жилого дома. 28.02.2011 года Аккуратова А.И. обратилась в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении ей земельного участка с кадастровым № площадью 1 200 кв. м для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ № департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области Аккуратовой А.И. были даны разъяснения действующего законодательства РФ по существу письменного обращения последней о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка. Ввиду отсутствия в департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области сведений об испрашиваемом земельном участке, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, последним в администрацию МО г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ № был направлен письменный запрос для определения возможности предоставления испрашиваемого земельного участка истцу в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства, а также о процедурах, которые проводились администрацией г. Тулы по вопросу предоставления указанного истцом земельного участка, в том числе о публикации сообщения о приеме заявлений и количестве принятых заявлений, о чем истец был проинформирован письмом департамента от ДД.ММ.ГГГГ №. Как следует из письма администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, ранее Пикиным Г.В. (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), Абрамовым А.Н. (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) были поданы заявки о выделении данного участка для индивидуального жилищного строительства. Публикация в средствах массовой информации о приеме заявлений на аренду свободного от прав иных лиц вышеуказанного земельного участкам прошла в марте 2008 г. Кроме того, в материалы дела было представлено постановление главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Ускову Н.В. в аренду земельного участка, расположенного в <адрес> 1200 кв. м для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером №. Из указанного постановления усматривается, что публикация информационного сообщения о наличии земельного участка в газете «Тула» осуществлена 23.03.2006 г., межевание земельного участка и постановка его на кадастровый учет осуществлены., то есть земельный участок сформирован в соответствии с действующим земельным законодательством. Вследствие изложенного, 20.04.2011 г. департаментом Аккуратовой А.И. был направлен письменный ответ о том, что в связи с тем, что ранее иными лицами были поданы заявки о выделении вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, учтивая наличие нескольких заявителей на предоставление вышеуказанного земельного участка, продажа права на заключение договора аренды будет осуществляться на аукционе. В соответствии со ст. 38.1 ЗК РФ извещение о проведении аукциона будет опубликовано в периодическом печатном издании, определенном администрацией Тульской области (газета «Тульские извести»). Однако сведений о заключении с Усковым Н.В. договора аренды спорного земельного участка в материалы дела не представлено. Напротив, согласно сообщению комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка по вышеуказанному адресу комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы не заключался. Вследствие изложенного, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок свободен от прав и правопритязаний третьих лиц. В соответствии с абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Для этого инвалидом в орган местного самоуправления подается заявление с приложенной к нему копией справки об установлении инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору аренды торги не проводятся. Анализируя вышеизложенное, с учетом соблюдения Аккуратовой А.И. порядка предъявления заявления о предоставлении в аренду спорного земельного участка и предоставления ею всех необходимых для этого документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также с учетом того, что с иными гражданами, падавшими заявки о предоставлении спорного земельного участка, договор аренды данного участка до настоящего времени не заключен, оснований для отказа истцу в предоставлении спорного земельного участка на вышеуказанных основаниях не имеется. При указанных обстоятельствах и с учетом постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, в отсутствие препятствий для реализации права Аккуратовой А.И. на предоставление ей этого участка, а также с учетом того, что последняя имеет право на первоочередное получение земельного участка в порядке ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» без проведения аукциона и торгов, суд приходит к выводу о том, что ответчики обязаны были осуществить процедуры, предусмотренные статьей 17 указанного Закона. На основании изложенного возражения департамента имущественных и земельных отношений и администрации Тульской области, направленные ранее в адрес суда относительно исковых требований Аккуратовой И.А., суд находит необоснованными. Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Аккуратовой А.И. законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Аккуратовой А.И. удовлетворить. Обязать администрацию Тульской области заключить с Аккуратовой А.И. договор аренды земельного участка с кадастровым №, площадью 1 200 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир индивидуальный жилой дом, участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго - запад, почтовый адрес ориентира: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий -