РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 12 июля 2011 года город Тула Зареченский районный суд г.Тулы в составе председательствующего Старовойтовой Н.Г. при секретаре Першиной Т.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-864/11 по иску Попова А.А. к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Тульской области о признании незаконными решений об отказе в осуществлении кадастрового учета и обязании внести в государственный кадастровый учет сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, установил: Попов А.А. обратился в суд с иском к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области о признании незаконными решения межрайонного отдела № 8 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта от 08.04.2011г. №, №, №, №, № и обязании внести в государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, № с «сельскохозяйственное производство» на «садоводство», полагая указанные решения ответчика незаконными и необоснованными, нарушающими права истца. Истец Попов А.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области по доверенности Романова Т.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными. Третье лицо, привлеченное к участию в деле в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ- Глава муниципального образования Ясногорский район Тульской области Козлова М.И. представила заявление о проведении судебного разбирательства в ее отсутствие, указав, что против удовлетворения иска возражает, поскольку соответствующих заявлений об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков не поступало, публичных слушаний по данному вопросу не назначалось. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося лица. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о выделе земельных участков с перераспределением долей в праве общей собственности от ДД.ММ.ГГГГ Попов А.А. является собственником следующих земельных участков: площадью 138 059 кв.м, расположенного примерно в 1 900м по направлению на восток от ориентира <адрес>, с кадастровым номером №; площадью 139 836 кв.м, распложенного примерно в 2 150м по направлению на восток от ориентира <адрес>, с кадастровым номером №; площадью 93 836, расположенного примерно в 1 770м по направлению на восток от ориентира <адрес>, с кадастровым номером №; площадью 144 749 кв.м, расположенного примерно в 2 050м по направлению на восток от ориентира <адрес>, с кадастровым номером №; площадью 132 319 кв.м, расположенного примерно в 2 450м по направлению на восток от ориентира <адрес>, с кадастровым номером №. Все земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в результате выдела из состава земельного участка с кадастровым номером № и отнесены к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства. Право собственности Попова А.А. на названные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, истцом получены свидетельства о регистрации права. Указанные земельные участки согласно данным, представленным представителем ответчика, не опровергнутым истцом, отнесены к сельскохозяйственным угодьям. 15.03.2011г. Попов А.А., приняв единоличное решение об изменении вида разрешенного использования принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, обратился в межрайонный отдел № 8 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области с заявлениями о кадастровом учете объекта недвижимости- изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с «сельскохозяйственное производство» на «садоводство». Решениями межрайонного отдела № 8 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области от 08.04.2010г. №, №, №, №, № Попову А.А. отказано в осуществлении кадастрового учета на основании п. 2 ч.2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ввиду несоответствия необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям настоящего Федерального закона, и разъяснено, что для устранения причин, послуживших основанием для принятия данных решений Попову А.А. необходимо представить копии документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования земельных участков, для чего рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением к Главе муниципального образования Ясногорский район. Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Земельного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Инструкция по порядку заполнения учетной формы «Сведения о земельных участках, закрепленных за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями федеральной формы собственности», утвержденная Госкомземом России 1 марта 2000г., предусматривает, что под «видом разрешенного использования» имеется в виду разрешенное использование данного земельного участка согласно градостроительному зонированию (для категории «земли поселений») и целевому назначению земель (для остальных категорий земель). Применяется классификатор «Вид разрешенного использования». В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 указанной статьи). В силу ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Однако порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен. В связи с чем Министерство экономического развития РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество (п.1 Положения о Министерстве экономического развития, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437) в своих письмах от 30.09.2010 № Д23-3912, 18.10.2010 № Д23-4204, от 08.02.2011 № Д23-467, от 15.02.2011 № Д23-537, отметило, что поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства. Применительно к приведенным правовым нормам до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких земельных участков может осуществляться решением органа муниципального образования с учетом публичных слушаний в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Обосновывая свои исковые требования Попов А.А. указывает, что в соответствии со Схемой территориального планирования Ясногорский район Тульской области, утвержденной Постановлением администрации Ясногорского района Тульской области от 05.11.2009г. все принадлежащие истцу земельные участки относятся к территориям «фруктовые сады». Вместе с тем, в соответствии с п. 1 и п.2 Постановления Правительства РФ от 13.11.2006 № 680 «О составе схем территориального планирования РФ» схема территориального планирования РФ является документом территориального планирования, представляющим собой совокупность материалов в текстовой и графической форме, содержащих сведения, предусмотренные ч.5 и ч.6 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с ч.5 и ч.6 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов. На картах планируемого размещения объектов федерального значения отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения в соответствующих областях. В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.11.2006 № 680 «О составе схем территориального планирования РФ» схемы территориального планирования являются основанием для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений при планировании мероприятий по социально-экономическому развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных нужд и о переводе земель из одной категории в другую. Таким образом, в силу приведенных правовых норм, схема территориального планирования, на которую истец ссылается в обоснование своих требований, не является решением органа местного самоуправления, на основании которого возможно изменить вид разрешенного использования земельного участка. То, обстоятельство, что с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков Попов А.А. обращался к Главе администрации МО Ясногорский район Тульской области Кисину Г.Н., сообщением которого от 03.07.2009г. истцу было разъяснено, что в настоящее время принять такое решение невозможно, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суд также принимает во внимание, что согласно объяснениям истца в судебном заседании, не опровергнутым иными участвующими в деле лицами, вышеназванный отказ администрации МО Ясногорский район Тульской области Поповым А.А. был обжалован в Ясногорский районный суд Тульской области. Решением суда от 17.11.2009г., вступившим в законную силу, Попову А.А. было отказано в удовлетворении его иска о признании незаконным отказа администрации МО Ясногорский район Тульской области по изменению вида разрешенного использования земельных участков- садоводство для земельных участков категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Доказательств, свидетельствующих о том, что Попов А.А. в установленном порядке обращался с соответствующим заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащих ему на праве собственности земельных участков к Главе МО Ясногорский район либо отказе последнего в принятии такого решения истцом в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено. Напротив, из заявления Главы МО Ясногорский район усматривается, что таких заявлений от Попова А.А. не поступало, публичных слушаний по данному вопросу не назначалось. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. При установленных обстоятельствах правовых оснований для признания обжалуемых решений ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области незаконными, а следовательно- для удовлетворения исковых требований Попова А.А., не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: в удовлетворении исковых требований Попова А.А. к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Тульской области о признании незаконными решений межрайонного отдела № 8 Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тульской области от 08.04.2011г. №, №, №, №, № об отказе в осуществлении кадастрового учета, обязании внести в государственный кадастровый учет сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий-