решение от 21.07.2011 года об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июля 2011 года город Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе

председательствующего Климовой О.В,

при секретаре Суриной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2- 922/ 11 по иску Фроловой В.С. к администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Фролова В.С. обратилась в суд с иском к администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства, ссылаясь в обоснование заявленных требований на нарушение ответчиками ее прав на получение в аренду указанного земельного участка.

Истец Фролова В.С., надлежащим образом извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что поддерживает исковые требования в полном объеме.

Представитель истца по доверенности Крупий В.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований своей доверительницы по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Администрации Тульской области, представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенностям Печурина Е.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Фроловой В.С., поскольку истцом не было представлено документов, из которых бы следовало, что газета «Медиана», в которой было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка, является официальным печатным изданием и определена таковым для публикации указанных сообщений.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1, п.2 ст. 607 ГК РФ земельные участки могут быть переданы в аренду. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков.

Частью 1 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ (ч.1, ч.3) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Указанные положения были закреплены и в Земельном Кодексе РФ в редакциях 2008 года, действующих на момент возникновения спорных правоотношений (обращения истцов с заявлениями о предоставлении в аренду спорных земельных участков к Главе администрации г. Тулы).

Решением Тульской городской Думы от 10.07.2002 № 11/180 (ред. от 16.07.2008г.) «О Положении «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Тулы» предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности «Муниципального образования город Тула Тульской области». Уполномоченными органами местного самоуправления г.Тулы по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, также являются Глава города Тулы, Главное управление архитектуры и градостроительства <адрес> с соответствующим распределением полномочий (п.п. 1.1, п.п. 1.5 указанного Положения).

Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта регламентирован п. 2 Положения.

Судом установлено, что 16.04.2008г. Фролова В.С. обратилась к Главе администрации города Тулы с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на пересечении <адрес> (согласно прилагаемой схеме участок ).

Решением Тульской городской Думы 3-го созыва МО г. Тула от 28.05.2008г. № 45/1051 были внесены изменения в карту- схему функциональных зон Генерального плана муниципального образования города Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 20.06.2007г. № 32/676, земельный участок , расположенный на пересечении <адрес>, переведен из природно-рекреационной зоны в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3).

В последующем Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы письменно предложено Фроловой В.С. провести работы по подготовке землеустроительных документов на участок , согласно прилагаемой схеме планировочной организации земельного участка на пересечении <адрес>.

В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Аналогичные положения были закреплены в п.п. 2.4 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Тулы» (в ред. решений Тульской городской Думы от 26.01.2005 № 56/1100, от 13.07.2005 № 68/1313).

Как усматривается из материалов дела, во исполнение требований указанных правовых норм, сообщение администрации МО г.Тула о приеме заявлений о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования с предложением заинтересованным лицам в течение 1-го месяца направить в администрацию г. Тулы заявления о намерении приобрести этот земельный участок по адресу: <адрес>, было опубликовано в периодическом печатном издании «<данные изъяты>» (изд. от 10.09.2008 г. ).

Аналогичное сообщение о приеме указанных заявлений администрация МО г.Тулы разместила на Тульском официальном информационном портале 19.12.2008г.

В свою очередь Фролова В.С. во исполнение требований Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы подготовил землеустроительные документы на истребуемый земельный участок (схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории).

Постановлением администрации г.Тулы от 29.07.2009г. была утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в муниципальном образовании город Тула в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

15.12.2009г., что подтверждается представленным кадастровым паспортом, земельный участок площадью 1200 кв.м, расположенный в Зареченском районе г. Тулы на пересечении <адрес> был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера- , категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка- индивидуальный жилой дом, сведения о правах отсутствуют.

Как усматривается из материалов дела, и доказательств обратного суду не представлено, в течение месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанного земельного участка, заявления от иных лиц в администрацию г.Тулы не поступили (сообщение Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы от 18.01.2010г. ).

Сведений о наличии на момент рассмотрения дела иных лиц, претендующих на данный земельный участок, из представленных документов не усматривается.

В соответствии с требованиями абз. 3 ч.3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 206-ФЗ) администрация г. Тулы, как уполномоченный орган местного самоуправления, должна была принять решение о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду истцу, и в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка заключить с ним договор аренды.

Однако, администрация г. Тулы не приняла указанное решение, ссылаясь на вступление в силу Закона Тульской области от 10.12.2008г. № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле», направив заявителя в полномочный для этого орган государственной власти- администрацию Тульской области.

В соответствии с Законом Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле» от 10.12.2008г. № 1169-ЗТО (ч.1 ст.1) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Постановлением администрации Тульской области от 24.12.2008г. № 874 «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области определен органом, уполномоченным на участие в процедурах, связанных с распоряжением указанными земельными участками, в случаях предоставления земельных участков также для индивидуального жилищного строительства.

Как усматривается из материалов дела, Фролова В.С. обращалась в администрацию Тульской области с заявлением о предоставлении ей в аренду для строительства индивидуального жилого дома спорного земельного участка, по результатам рассмотрения которого департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области заявителю было сообщено, что проект постановления администрации Тульской области о предоставлении испрашиваемого земельного участка не согласован ввиду отсутствия документов, подтверждающих, что газета «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями ст. 30.1 ЗК РФ определена печатным изданием, в котором возможно опубликование сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.

Однако, как следует из положений абз. 2 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ) сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка публикуется соответствующим органом местного самоуправления, в настоящем случае- администрацией г.Тулы, в периодическом печатном издании, определяемом соответственно главой муниципального образования.

Таким образом, в данном случае администрацией г.Тулы таким печатным изданием фактически вследствие размещения в нем названных публикаций было определенно издание (газета) «<данные изъяты>», зарегистрированное Центрально-Черноземным региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации Государственного комитета РФ по печати (г.Воронеж), имеющее на момент публикации сообщений свидетельство о регистрации от 05.11.1999г., что не противоречит требованиям вышеуказанной правовой нормы.

Газета «Медиана» в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» на момент опубликования сообщений являлось периодическим печатным изданием, что свидетельствует о необоснованности доводов ответчиков, изложенных в письменных возражениях и отзыве на исковые требования.

Кроме того, в период распоряжения администрацией г.Тулы земельными участками Главой МО г.Тула не было определено официальное печатное издание для публикации сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков.

В свою очередь, обязанность гражданина, представившего заявление о предоставлении в аренду земельного участка, опубликовывать сообщение о приеме таких заявлений в периодическом печатном издании, законом не предусмотрена.

Суд исходит из того, что по смыслу указанных правовых норм право граждан на приобретение земельного участка в аренду не может быть поставлено в исключительную зависимость от реализации своих полномочий другими лицами- участниками спорных правоотношений (государственными, муниципальными органами, должностными лицами), в том числе по надлежащему исполнению последними требований ст. 30.1 ЗК РФ об определении периодического печатного издания для публикации сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, и опубликованию данных сообщений.

Таким образом, анализ приведенных правовых норм свидетельствует об отсутствии правовых оснований к отказу департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в удовлетворении заявления Фроловой В.С. о предоставлении ей в аренду истребуемого земельного участка, поскольку со своей стороны истица выполнила все обязанности, предусмотренные действующими на тот момент нормативно- правовыми актами.

Доказательств, опровергающих доводы истицы, ответчиками в ходе судебного разбирательства, суду не представлено.

Таким образом, учитывая, что предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также направлено на реализацию задач по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации, оценивая исследованные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные Фроловой В.С. исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Фроловой В.С. удовлетворить.

Обязать администрацию Тульской области в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Фроловой В.С. земельного участка с кадастровым номером площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для строительства индивидуального жилого дома.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-