РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 21 июля 2011 года город Тула Зареченский районный суд г.Тулы в составе председательствующего Климовой О.В, при секретаре Суриной Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2- 922/ 11 по иску Фроловой В.С. к администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установил: Фролова В.С. обратилась в суд с иском к администрации Тульской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства, ссылаясь в обоснование заявленных требований на нарушение ответчиками ее прав на получение в аренду указанного земельного участка. Истец Фролова В.С., надлежащим образом извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что поддерживает исковые требования в полном объеме. Представитель истца по доверенности Крупий В.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований своей доверительницы по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель ответчика Администрации Тульской области, представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенностям Печурина Е.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Фроловой В.С., поскольку истцом не было представлено документов, из которых бы следовало, что газета «Медиана», в которой было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка, является официальным печатным изданием и определена таковым для публикации указанных сообщений. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца. Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1, п.2 ст. 607 ГК РФ земельные участки могут быть переданы в аренду. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков. Частью 1 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ (ч.1, ч.3) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Указанные положения были закреплены и в Земельном Кодексе РФ в редакциях 2008 года, действующих на момент возникновения спорных правоотношений (обращения истцов с заявлениями о предоставлении в аренду спорных земельных участков к Главе администрации г. Тулы). Решением Тульской городской Думы от 10.07.2002 № 11/180 (ред. от 16.07.2008г.) «О Положении «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Тулы» предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности «Муниципального образования город Тула Тульской области». Уполномоченными органами местного самоуправления г.Тулы по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, также являются Глава города Тулы, Главное управление архитектуры и градостроительства <адрес> с соответствующим распределением полномочий (п.п. 1.1, п.п. 1.5 указанного Положения). Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта регламентирован п. 2 Положения. Судом установлено, что 16.04.2008г. Фролова В.С. обратилась к Главе администрации города Тулы с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на пересечении <адрес> (согласно прилагаемой схеме участок №). Решением Тульской городской Думы 3-го созыва МО г. Тула от 28.05.2008г. № 45/1051 были внесены изменения в карту- схему функциональных зон Генерального плана муниципального образования города Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 20.06.2007г. № 32/676, земельный участок №, расположенный на пересечении <адрес>, переведен из природно-рекреационной зоны в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3). В последующем Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы письменно предложено Фроловой В.С. провести работы по подготовке землеустроительных документов на участок №, согласно прилагаемой схеме планировочной организации земельного участка на пересечении <адрес>. В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Аналогичные положения были закреплены в п.п. 2.4 Положения «О порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Тулы» (в ред. решений Тульской городской Думы от 26.01.2005 № 56/1100, от 13.07.2005 № 68/1313). Как усматривается из материалов дела, во исполнение требований указанных правовых норм, сообщение администрации МО г.Тула о приеме заявлений о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования с предложением заинтересованным лицам в течение 1-го месяца направить в администрацию г. Тулы заявления о намерении приобрести этот земельный участок по адресу: <адрес>, было опубликовано в периодическом печатном издании «<данные изъяты>» (изд. от 10.09.2008 г. №). Аналогичное сообщение о приеме указанных заявлений администрация МО г.Тулы разместила на Тульском официальном информационном портале 19.12.2008г. В свою очередь Фролова В.С. во исполнение требований Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Тулы подготовил землеустроительные документы на истребуемый земельный участок (схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории). Постановлением администрации г.Тулы от 29.07.2009г. № была утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в муниципальном образовании город Тула в целях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 15.12.2009г., что подтверждается представленным кадастровым паспортом, земельный участок № площадью 1200 кв.м, расположенный в Зареченском районе г. Тулы на пересечении <адрес> был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера- №, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка- индивидуальный жилой дом, сведения о правах отсутствуют. Как усматривается из материалов дела, и доказательств обратного суду не представлено, в течение месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанного земельного участка, заявления от иных лиц в администрацию г.Тулы не поступили (сообщение Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы от 18.01.2010г. №). Сведений о наличии на момент рассмотрения дела иных лиц, претендующих на данный земельный участок, из представленных документов не усматривается. В соответствии с требованиями абз. 3 ч.3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 206-ФЗ) администрация г. Тулы, как уполномоченный орган местного самоуправления, должна была принять решение о предоставлении земельного участка для жилищного строительства в аренду истцу, и в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка заключить с ним договор аренды. Однако, администрация г. Тулы не приняла указанное решение, ссылаясь на вступление в силу Закона Тульской области от 10.12.2008г. № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле», направив заявителя в полномочный для этого орган государственной власти- администрацию Тульской области. В соответствии с Законом Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле» от 10.12.2008г. № 1169-ЗТО (ч.1 ст.1) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется администрацией Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Постановлением администрации Тульской области от 24.12.2008г. № 874 «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области определен органом, уполномоченным на участие в процедурах, связанных с распоряжением указанными земельными участками, в случаях предоставления земельных участков также для индивидуального жилищного строительства. Как усматривается из материалов дела, Фролова В.С. обращалась в администрацию Тульской области с заявлением о предоставлении ей в аренду для строительства индивидуального жилого дома спорного земельного участка, по результатам рассмотрения которого департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области заявителю было сообщено, что проект постановления администрации Тульской области о предоставлении испрашиваемого земельного участка не согласован ввиду отсутствия документов, подтверждающих, что газета «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями ст. 30.1 ЗК РФ определена печатным изданием, в котором возможно опубликование сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков. Однако, как следует из положений абз. 2 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ) сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка публикуется соответствующим органом местного самоуправления, в настоящем случае- администрацией г.Тулы, в периодическом печатном издании, определяемом соответственно главой муниципального образования. Таким образом, в данном случае администрацией г.Тулы таким печатным изданием фактически вследствие размещения в нем названных публикаций было определенно издание (газета) «<данные изъяты>», зарегистрированное Центрально-Черноземным региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации Государственного комитета РФ по печати (г.Воронеж), имеющее на момент публикации сообщений свидетельство о регистрации № от 05.11.1999г., что не противоречит требованиям вышеуказанной правовой нормы. Газета «Медиана» в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средствах массовой информации» на момент опубликования сообщений являлось периодическим печатным изданием, что свидетельствует о необоснованности доводов ответчиков, изложенных в письменных возражениях и отзыве на исковые требования. Кроме того, в период распоряжения администрацией г.Тулы земельными участками Главой МО г.Тула не было определено официальное печатное издание для публикации сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков. В свою очередь, обязанность гражданина, представившего заявление о предоставлении в аренду земельного участка, опубликовывать сообщение о приеме таких заявлений в периодическом печатном издании, законом не предусмотрена. Суд исходит из того, что по смыслу указанных правовых норм право граждан на приобретение земельного участка в аренду не может быть поставлено в исключительную зависимость от реализации своих полномочий другими лицами- участниками спорных правоотношений (государственными, муниципальными органами, должностными лицами), в том числе по надлежащему исполнению последними требований ст. 30.1 ЗК РФ об определении периодического печатного издания для публикации сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, и опубликованию данных сообщений. Таким образом, анализ приведенных правовых норм свидетельствует об отсутствии правовых оснований к отказу департамента имущественных и земельных отношений Тульской области в удовлетворении заявления Фроловой В.С. о предоставлении ей в аренду истребуемого земельного участка, поскольку со своей стороны истица выполнила все обязанности, предусмотренные действующими на тот момент нормативно- правовыми актами. Доказательств, опровергающих доводы истицы, ответчиками в ходе судебного разбирательства, суду не представлено. Таким образом, учитывая, что предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также направлено на реализацию задач по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации, оценивая исследованные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные Фроловой В.С. исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Фроловой В.С. удовлетворить. Обязать администрацию Тульской области в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Фроловой В.С. земельного участка с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для строительства индивидуального жилого дома. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий-