РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 сентября 2011 года город Тула Зареченский районный суд г. Тулы в составе: председательствующего судьи Астаховой Г. Ф., при секретаре Попковой М. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Шилковой О.В. о признании незаконным бездействия должностных лиц Управления Росздравнадзора Кузнеченковой О.А. и Сучкова А.Ю, по Тульской области и возложении обязанности провести проверку, установил: Шилкова О. В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Управления Росздравнадзора по Тульской области Сучкова А. Ю. и Кузнеченковой О. А. и возложении обязанности провести проверку. В обоснование заявленных требований указала, что обращалась с заявлением в адрес Управления Росздравнадзора по Тульской области о том, что бюро медико-социальных экспертиз были допущены грубые нарушения действующего законодательства РФ в сфере признания гражданина инвалидом. Шилкова О. В. полагала, что предоставленный на ее заявление от 07.07.2011 г. ответ Управления Росзравнадзора по Тульской области, подготовленный сотрудниками Управления Сучковым А. Ю. и Кузнеченковой О. А., является незаконным и необоснованным, в виду того, что последними ненадлежащим образом была проведена проверка по заявлению Шилковой О. В. Указала, что срок ее инвалидности - с рождения и по настоящее время. Ссылалась на то, что никакие реабилитационные мероприятия, предусмотренные законодательством РФ, не восстановили нарушенную функцию опорно-двигательного аппарата. Полагала, что имеются все основания для установления для нее инвалидности пожизненно, без установления срока переосвидетельствования. Просила признать незаконным бездействие государственных служащих Управления Росздравнадзора по Тульской области Сучкова А. Ю. и Кузнеченковой О. А., выразившееся в том, что в своем ответе на обращение Шилковой О. В. от 21.07.2011 г. данные лица не разъяснили ей понятий «детский церебральный паралич» и «спастический парапарез», а также не провели документарную проверку дела Шилковой О. В. о признании последней инвалидом относительно того, правомерно ли Шилковой О. В. решением бюро медико-социальной экспертизы отказано в установлении группы инвалидности без определения срока переосвидетельствования, то есть бессрочно. Просила возложить на Управление Росздравнадзора по Тульской области обязанность по проведению указанной документарной проверки дел Шилковой О. В. об установлении для нее группы инвалидности, так как не проведение данной проверки повлекло нарушение ее права быть признанной инвалидом с рождения и без установления срока переосвидетельствования. В судебном заседании заявитель Шилкова О. В. доводы своей жалобы поддержала в полном объеме. Просила признать незаконным бездействие государственных служащих Управления Росздравнадзора по Тульской области Сучкова А. Ю. и Кузнеченковой О. А., выразившееся в том, что в своем ответе на обращение Шилковой О. В. от 21.07.2011 г. данные лица не объяснили понятий «детский церебральный паралич» и «спастический парез», а также не провели документарную проверку дела Шилковой О. В. о признании последней инвалидом относительно того, правомерно ли Шилковой О. В. решением бюро медико-социальной экспертизы отказано в установлении группы инвалидности без определения срока переосвидетельствования, то есть бессрочно. Просила возложить на Управление Росздравнадзора по Тульской области обязанность по проведению указанной документарной проверки. В судебном заседании представитель Управления Росздравнадзора по Тульской области по доверенности Мамчев Г. Г., считал, что специалистами Управления Росздравнадзора по Тульской области в полной мере рассмотрены все имеющиеся материалы по заявлению Шилковой О. В., ответ для заявителя подготовлен в соответствии с действующим законодательством РФ, приняты исчерпывающие меры по содействию Шилковой О. В. в пределах имеющихся у специалистов Управления Росздравнадзора по Тульской области полномочий. Указал, что разъяснение медицинских терминов, а также контроль за результатами проведенных медико-социальных экспертиз не относятся к полномочиям сотрудников Управления Росздравнадзора по Тульской области, поскольку в силу должностных инструкций, административных регламентов, а также положений, регулирующих деятельность данного Управления, имеется указание лишь на необходимость осуществления контроля за порядком осуществления медико-социальных экспертиз. Более того, из заявления Шилковой О. В. от 07.07.2011 г. не усматривалось оснований для проведения документарной проверки дела Шилковой О. В. об установлении группы инвалидности, равно как и для обращения в прокуратуру с целью проведения внеплановой проверки. Тем не менее, для Шилковой О. В. была разработана индивидуальная программа реабилитационных мероприятий по щадящему графику с учетом здоровья заявителя, даны разъяснения относительно возможности оспаривания решений бюро медико-социальных экспертиз путем обращения в главное или федеральное бюро медико-социальных экспертиз. В судебном заседании старший государственный инспектор отдела организации контроля качества медицинской и социальной помощи Управления Росздравнадзора по Тульской области Кузнеченкова О. А. пояснила, что 07.07.2011 г. Шилкова О. В. обратилась с заявлением в Управление Росздравнадзора по Тульской области. В своем заявлении Шилкова О. В. поставила ряд вопросов, в том числе: просила предоставить разъяснения о правах государственных служащих вносить изменения или поправки в Федеральные законы РФ в сфере социальной защиты инвалидов и в соответствующие Постановления Правительства РФ, разъяснить какое бывает наказание за несоблюдение Федеральных законов РФ, как можно понять по-другому пункты 26-29 Постановления Правительства РФ № 95, пояснить, что такое спастический парапарез и детский церебральный паралич. В виду разноплановости поставленных Шилковой О. В. в заявлении от 07.07.2011 г. вопросов, с целью получения дополнительной информации, государственный инспектор Кузнеченкова О. А. позвонила Шилковой О. В. по указанному последней в ее заявлении номеру телефона, и со слов Шилковой О. В. выяснилось, что основной причиной обращения заявителя в Управление Росздравнадзора по Тульской области явился отказ Шилковой О. В. в признании ее инвалидом без установления срока переосвидетельствования. По результатам рассмотрения обращения заявителя, последней в установленные законом сроки был направлен ответ. Кроме того, для Шилковой О. В. была разработана индивидуальная программа реабилитационных мероприятий по щадящему графику с учетом здоровья заявителя. Кузнеченкова О. А. ссылалась на то, что согласно положениям действующего законодательства РФ, для установления человеку группы инвалидности без определения срока переосвидетельствования, данному лицу необходимо пройти программу реабилитационных мероприятий, неоднократно пройти переосвидетельствование, и, в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма, данному лицу группа инвалидности устанавливается бессрочно. Разработанную индивидуальную программу реабилитационных мероприятий Шилкова О. В. не выполняла, с 2005 г. на переосвидетельствование не являлась. Считала, что на основании изложенного, специалистами Управления Росздравнадзора по Тульской области в полной мере рассмотрены все имеющиеся материалы по заявлению Шилковой О. В., ответ для заявителя подготовлен в соответствии с действующим законодательством РФ, приняты исчерпывающие меры по содействию Шилковой О. В. в пределах имеющихся у специалистов Управления Росздравнадзора по Тульской области полномочий. Разъяснение медицинских терминов, а также контроль за результатами проведенных медико-социальных экспертиз не относятся к полномочиям сотрудников Управления Росздравнадзора по Тульской области, поскольку в силу должностных инструкций, административных регламентов, а также положений, регулирующих деятельность данного Управления, имеется указание лишь на необходимость осуществления контроля за порядком осуществления медико-социальных экспертиз. В судебное заседание заместитель руководителя территориального органа Росздравнадзора по Тульской области Сучков А. Ю. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть заявление Шилковой О. В. в отсутствие не явившегося лица. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему. Гражданским процессуальным законодательством РФ не установлено определение понятия должностного лица. В связи с этим, по аналогии закона может быть применено понятие должностного лица, содержащееся в примечании к ст. 285 УПК РФ, в котором указано, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно -хозяйственные функции в государственных органах. Должностными регламентами федеральных государственных служащих Сучкова А. Ю., замещающего должность заместителя руководителя территориального органа Росздравнадзора по Тульской области, а также Кузнеченковой О. А., замещающей должность старшего государственного инспектора отдела организации контроля качества медицинской и социальной помощи Управления Росздравнадзора по Тульской области от 01.04.2010 г. и от 31.03.2011 г. соответственно, установлены должностные обязанности, права и ответственность указанных гражданских служащих. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. Заявитель Шилкова О. В. в поданной жалобе указала, а в судебном заседании подтвердила, что считает незаконным бездействие государственных служащих Управления Росздравнадзора по Тульской области Сучкова А. Ю. и Кузнеченковой О. А., выразившееся в том, что в своем ответе на обращение Шилковой О. В. от 21.07.2011 г. данные лица не объяснили, как просила того заявитель, по ее словам, понятий «детский церебральный паралич» и «спастический парапарез», а также не провели документарную проверку дела Шилковой О. В. о признании последней инвалидом на предмет правомерности отказа Шилковой О. В. бюро медико-социальной экспертизы в установлении Шилковой О. В. группы инвалидности без определения срока переосвидетельствования, то есть бессрочно, просила возложить на Управление Росздравнадзора обязанность по проведению указанной документарной проверки. Как следует из пунктов 1-3 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95 (ред. от 30.12.2009 г.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом», признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид" (пункты 7, 9, 12, 39 вышеуказанного Постановления Правительства РФ). Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. Необходимость проведения реабилитационных мероприятий, предшествующих направлению гражданина на медико-социальную экспертизу, находит свое подтверждение также в пункте 16 вышеупомянутого Постановления Правительства РФ, согласно которому организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Как усматривается из пункта 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.03.2011 г. N 175н, общий срок рассмотрения письменных обращений граждан - тридцать дней со дня регистрации письменного обращения. При этом, согласно п. 6 указанного выше регламента результатами предоставления государственной услуги могут являться: необходимые действия, осуществленные в связи со всеми поставленными в обращении вопросами; ответ на все поставленные в обращении (в устной, письменной форме или в форме электронного документа) вопросы; уведомление о переадресовании обращения в соответствующий государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Статьи 10 и 11 Федерального закона от 28.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г.) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливают порядок организации и проведения внеплановой, а также документарной проверок. Согласно объяснениям должностных лиц Управления Росздравнадзора по Тульской области Кузнеченковой О. А., Мамчева Г. Г. в виду разноплановости поставленных Шилковой О. В. в заявлении от 07.07.2011 г. вопросов, с целью получения дополнительной информации государственный инспектор Кузнеченкова О. А. позвонила Шилковой О. В. по указанному последней в ее заявлении номеру телефона и было выявлено, что основной причиной обращения заявителя в Управление Росздравнадзора по Тульской области явился отказ Шилковой О. В. в признании ее инвалидом без установления срока переосвидетельствования. По результатам рассмотрения обращения заявителя, последней в установленные законом сроки был направлен ответ. Из заявления Шилковой О. В. от 07.07.2011 г. не усматривалось оснований для проведения документарной проверки дела Шилковой О. В. об установлении инвалидности, равно как и для обращения в прокуратуру с целью проведения внеплановой проверки указанного дела Шилковой О. В. Кроме того, для Шилковой О. В. была разработана индивидуальная программа реабилитационных мероприятий по щадящему графику с учетом здоровья заявителя, тем не менее, данную программу Шилкова О. В. не выполняла, с 2005 г. на переосвидетельствование не являлась. Заявитель Шилкова О. В. в поданной ею в суд жалобе также ссылается на то, что бюро медико-социальных экспертиз при проведении экспертизы Шилковой О. В. были допущены грубые нарушения положений действующего законодательства РФ, закрепляющих порядок установления инвалидности без определения срока переосвидетельствования, поскольку ей, как лицу, по мнению Шилковой О. В., имеющему все основания для установления группы инвалидности бессрочно, инвалидность без установления срока переосвидетельствования установлена не была. Тем временем, в порядке, определенном пунктами 42-46 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95 (ред. от 30.12.2009г.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом», гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5.1.3.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 323 (ред. от 24.03.2011г.), п. 6.3.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 г. N 205 (ред. от 28.03.2011 г.) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет полномочия по контролю за порядком производства медицинской экспертизы. Согласно п. 6.3.1 Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации (Управлении Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 г. N 205 (ред. от 28.03.2011 г.) Управление Росздравнадзора осуществляет контроль за порядком производства медицинской экспертизы. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2006 г. № 900 был утвержден соответствующий административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за порядком производства медицинской экспертизы. Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Следовательно, Управление Росздравнадзора по Тульской области уполномочено на осуществление контроля за порядком производства медицинской экспертизы, а результаты проведенных социально-медицинских экспертиз могут быть оспорены самим обратившимся для проведения данной экспертизы гражданином либо в суд либо путем предоставления жалоб на результаты проведенной экспертизы в вышестоящее бюро в указанном выше установленном действующим законодательством РФ порядке. Таким образом, требование о возложении на Управление Росздравнадзора по Тульской области обязанности по проведению проверки результатов экспертизы Шилковой О. В., проведенной бюро медико-социальных экспертиз, суд находит необоснованным и незаконным. Анализируя изложенные выше обстоятельства, учитывая, что должностными лицами Управления Росздравнадзора по Тульской области Кузнеченковой О. А., Сучковым А. Ю. при подготовке сообщения от 21.07.2011 г. были исследованы все поставленные Шилковой О. В. в поданном ею 07.07.2011 г. заявлении вопросы, данными лицами предприняты меры по содействию Шилковой О. В. в разрешении вопроса о назначении последней курса реабилитационных мероприятий, проведение которых является обязательным условием для установления группы инвалидности бессрочно, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем в качестве бездействия должностных лиц сообщение Управления Росздравнадзора по Тульской области от 21.07.2011 г. соответствует положениям действующего законодательства РФ, составлено в пределах полномочий должностных лиц Управления Росздравнадзора по Тульской области Кузнеченковой О. А., Сучкова А. Ю. и права заявителя Шилковой О. В. указанным выше сообщением нарушены не были. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ПК РФ, суд решил: в удовлетворении жалобы Шилковой О.В. о признании незаконным бездействия должностных лиц Управления Росздравнадзора по Тульской области Кузнеченковой О.А. и Сучкова А.Ю, и возложении обязанности провести проверку отказать. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Зареченский районный суд г. Тулы в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий -