заочное решение от 15.09.2011 года о признании недействиетльным решения государственного органа



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2011 года                                                                                      г. Тула

Зареченский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Борисовой Е.А.,

при секретаре Першиной Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1232/2011 по заявлению ФИО2, ФИО2 ФИО1 о признании недействительным решения государственного органа,

установил:

ФИО2, ФИО5О. обратились в суд с заявлением о признании недействительным решения государственного органа, мотивировав требование тем, что они являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу:                   <адрес>.

Данный земельный участок в соответствии с «Правилами землепользования и застройки МО г. Тула», утвержденными решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. № 65/1406, расположен в функциональной зоне общественно-жилого назначения. В соответствии с установленным градостроительным регламентом для указанной выше территориальной зоны одним из видов разрешенного использования земельных участков является разрешенное использование «Крупные торговые комплексы».

Они обратилась в ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области с заявлением об учете изменений в части изменения разрешенного использования земельного участка, указав в заявлении выбранный из регламента новый вид разрешенного использования.

Органом кадастрового учета было принято решение о приостановлении изменений по причине отсутствия документа, устанавливающего вид разрешенного использования земельного участка и рекомендовано предоставить акт органа власти для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.

Для устранения причин приостановления были представлены следующие документы: письмо администрации г. Тула от ДД.ММ.ГГГГ к о принадлежности земельного участка к территориальной зоне общественно-жилого назначения, выписка из градостроительного регламента в виде перечня разрешенных использований в данной зоне в виде копии с опубликованного решения Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. № 65/1406, однако им было отказано в снятии приостановления осуществления кадастрового учета по причине не устранения замечаний.

Полагают, что действиями должностных лиц органа кадастрового учета нарушаются их законные права и свободы, установленные ст.209 ГК РФ и п.2 ст.7 Земельного Кодекса РФ.

На основании изложенного просят: признать недействительным решение органа кадастрового учета о приостановлении кадастрового учета изменений как нарушающее законные права граждан при осуществлении ими прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом, считать вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым - «Крупные торговые комплексы» соответствующим утвержденным решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. № 65/1406 «Правилам землепользования и застройки МО г. Тула»; обязать орган кадастрового учета - ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области осуществить кадастровый учет изменений характеристик земельного участка с кадастровым в части изменения его разрешенного использования на основании заявления от 16.05.2011 г. и выдать по результатам кадастрового учета кадастровый паспорт земельного участка с измененным разрешенным использованием.

Заявитель Зейналов М.Г.О. и его представитель по доверенности Филиппова Н.И. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по вышеизложенным основаниям, просили о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Заявитель Зейналова А.В. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Заинтересованное лицо - Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Тульской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, не сообщило об уважительных причинах неявки, не просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ, с учетом позиции заявителей, судьей было вынесено определение о рассмотрении данного гражданского дела в порядке заочного производства.

Выслушав заявителя Зейналова М.Г.О., его представителя Филиппову Н.И., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Судом установлено, что Зейналова А.В. и Зейналов М.Г.О. являются собственниками земельного участка с разрешенным использованием: для садоводства, общей площадью 33013 кв.м. по адресу: <адрес> (на земельном участке расположен объект нежилого назначения - садовый дом, адрес: <адрес>) в равных долях, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 71-АГ и .

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 12.04.2011 г. указанному земельному участку присвоен кадастровый номер .

16.05.2011 г. ФИО2 и ФИО5О. обратились в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области с заявлением об учете изменений в части изменения разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , указав выбранный из регламента новый вид разрешенного использования.

Отделом кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области было принято решение за от 24.05.2011 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости на основании п.4 ч.2 ст.26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 г., рекомендовано предоставить акт органа местного самоуправления или акта органа государственной власти.

Впоследствии, заявители вновь обратились в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области, представив следующие документы: письмо администрации г. Тула от 16.06.2011 г. № 6646к о принадлежности земельного участка к территориальной зоне общественно-жилого назначения, выписку из градостроительного регламента в виде перечня разрешенных использований в данной зоне в виде копии с опубликованного решения Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. № 65/1406.

Однако, решением отдела кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области от 08.07.2011 г. № 71/2011-19233 заявителям было отказано в снятии приостановления осуществления кадастрового учета на основании п.4 ч.2 ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и указано о предоставлении копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Согласно ст.14 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 «О земельной реформе» (действовавшего на момент выделения земельного участка для коллективного садоводства) в процессе осуществления земельной реформы решениями Советов народных депутатов может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Из этих фондов в первоочередном порядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства.

Согласно ст. 56, 57, 66 Земельного кодекса РСФСР (действовавшего на момент выделения земельного участка для коллективного садоводства) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются кооперативам граждан - для садоводства, животноводства и огородничества.

Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ.

На участки, переданные в собственность каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по представлению соответствующих товариществ выдается документ, удостоверяющий его право на землю.

Порядок использования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определяется их уставами.

Исходя из вышеприведенных норм права, на момент предоставления земельного участка категория и вид разрешенного использования земельного участка были определены.

Как следует из письма администрации г. Тулы от 16.06.2011 г. № 6646к, в соответствии с Генеральным планом МО г. Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от 20.06.2009 г. и Правилами землепользования и застройки МО      г. Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 г.           № 65/1406, земельный участок с кадастровым № 71:30:020409:38 расположен в функциональной зоне общественно-жилого назначения. Зона предназначена для оформления многофункциональной жилой и общественной застройки с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций местного, районного и городского значения.

Вышеуказанный документ предоставлялся при обращении в ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области для приведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости, однако не принят во внимание.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Исходя из п.4 ст.3 названного Федерального закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Вместе с тем, согласно ст.1 указанного Федерального закона, его нормы регулируют именно порядок перевода земель из одной категории в другую, и не регламентирует порядок подтверждения категории земельных участков предоставленных гражданам.

Согласно пунктам 1 - 5, 7 ст.14 указанного Федерального закона отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

В случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в государственный кадастр недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка. Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г.              № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.

Поскольку никаких противоречий в указании категории земли при обращении в ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области не было, то требование органа кадастрового учета о предоставлении дополнительных документов о категории земельных участков является неправомерным, из чего следует, что решение об отказе в проведении кадастрового учета изменений является незаконным.

В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

При таких обстоятельствах, требования заявителей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

заявление ФИО2, ФИО2 ФИО1 удовлетворить.

Признать недействительным решение Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Тульской области о приостановлении кадастрового учета изменений.

Считать вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым - «Крупные торговые комплексы» соответствующим утвержденным решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 г. № 65/1406 «Правилам землепользования и застройки МО г. Тула».

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Тульской области осуществить кадастровый учет изменений характеристик земельного участка с кадастровым в части изменения его разрешенного использования на основании заявления от 16.05.2011 г. и выдать по результатам кадастрового учета кадастровый паспорт земельного участка с измененным разрешенным использованием.

Заинтересованное лицо вправе подать в Зареченский районный суд г. Тулы заявление об отмене данного решения в течение 7 дней со дня вручения ими копии решения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Зареченский районный суд г. Тулы в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения.

Председательствующий -