РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 сентября 2011 года город Тула Зареченский районный суд г. Тулы в составе председательствующего Реуковой И.А., при секретаре Аносовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1249/2011 по заявлению Прокофьевой Т.П. о признании незаконным постановления администрации г. Тулы от 03.08.2010 г. № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части и восстановлении на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, установил: Прокофьева Т.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации г. Тулы от 03.08.2010 г. № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия ее с учета нуждающихся граждан и восстановлении ее на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1984 года. Мотивировала требования тем, что постановлением администрации г. Тулы от 03.08.2010 года № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» она была снята с указанного учета ввиду того, что обеспечена жилой площадью по адресу: <адрес>. Считая данное постановление не законным и не обоснованным она обратилась с жалобой по вопросу незаконности снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в прокуратуру Тульской области, Территориальный отдел по Зареченскому району администрации г. Тулы и приемную Президента РФ. В ответах на жалобу ей было сообщено, что норма жилой площади, приходящаяся на нее соответствует норме жилой площади, установленной действующим законодательством на человека, вследствие чего обжалуемое постановление является правомерным. Вместе с тем, полагает, что при вынесении обжалуемого постановления не были учтены следующие обстоятельства. Квартира, расположенная по адресу: <адрес> зарегистрирована по праву общей совместной собственности на пятью лицами, двое из которых в квартире хотя не проживают и не состоят на регистрационном учете, но имеют законное право пользования, владения и распоряжения данной квартирой. Вследствие изложенного общая площадь квартиры должна быть распределена между пятью собственниками квартиры, на не между тремя. Исходя из данного расчета на каждого собственника приходится 10,1 кв. м площади жилого помещения, что менее нормы жилой площади, установленной на человека на территории г. Тулы Решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 г. № 67/1294. Кроме того, являясь вдовой ветерана ВОВ на вправе претендовать на меры социальной поддержки, установленные законом РФ «О ветеранах». Полагала, что законных оснований для снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий у администрации г. Тулы не имелось. Заявитель Прокофьева Т.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещалась своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя. Представитель заявителя Прокофьевой Т.П. по доверенности Прокофьева В.М. в судебном заседании заявленные требования своего доверителя поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше, и просила удовлетворить их. Представитель заинтересованного лица - администрации г. Тулы главный специалист отдела правовой экспертизы и аналитики управления правовой работы и контроля по доверенности Старостина Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Прокофьевой Т.П., полагая их необоснованными, поскольку право состоять на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Прокофьевой Т.П. было утрачено, последняя является участником общей совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в которой состоят на регистрационном учете три человека. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года (далее - ЖК РФ). В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 N 67/1294 "О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения" установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих в городе Туле, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 11 кв. м общей площади на каждого члена семьи. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. В соответствии со абз. 1 и 5 п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, решением исполкома Зареченского района районного Совета народных депутатов от 28.02.1984 г. № ФИО6, проживающий по адресу: <адрес> (в настоящее время адрес: <адрес>), как имеющий обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы на каждого члена семьи, являющийся участником ВОВ, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи 2 человека: жена - Прокофьева Т.П. (очередное дело № 115). С 01 июля 1977 года ФИО6 являлся инвалидом 2 группы по общему заболеванию. 18 февраля 1987 г. ВТЭК он был признан повторно инвалидом 2 группы, причина инвалидности - ранение на фронте. 19 февраля 1987 г. ФИО6 умер. Как следует из протокола заседания постоянной жилищной комиссии Зареченского райсовета народных депутатов от 07.07.1987 г. №, в связи со смертью ФИО6 очередность была переведена на жену Прокофьеву Т.П., с исключением из списка первоочередников, поскольку соответствующие льготы на улучшение жилищных условий у последней отсутствовали. Решением Исполнительного комитета Зареченского районного совета народных депутатов от 13.08.1987 г. № вышеуказанное решение комиссии было утверждено. 16 декабря 1994 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О ветеранах» № 5-ФЗ, вступивший в силу 25 января 1995 года, в соответствии с которым у Прокофьевой Т.П., как у члена семьи умершего инвалида ВОВ появились льготы для улучшения жилищных условий. На основании поданного 07.10.1996 г. Прокофьевой Т.П. в администрацию Зареченского района Управы г. Тулы заявления и в соответствии со ст. 21 Закона «О ветеранах» последняя была включена в список первоочередников как вдова умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается постановлением от 25.10.1996 г. № 1192. С 14.03.2005 г. Прокофьева Т.П. имеет удостоверение серии Д № 293685 вдовы умершего участника Великой Отечественной войны и в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», как нуждающаяся в жилье, была включена в сводный реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов по оказанию мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, семьям умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, независимо от даты постановки на учет. Вместе с тем, постановлением администрации г. Тулы № 2479 от 03.08.2010 г. Прокофьева Т.П. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключена из сводного реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, как обеспеченная жилой площадью по адресу: <адрес>. Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Прокофьева Т.П. обратилась первоначально в департамент строительства и жилищно - коммунального хозяйства Тульской области, в прокуратору Зареченского района г. Тулы, прокуратуру г. Тулы, приемную Президента РФ в Тульской области, где ее обращения остались без удовлетворения, после чего она обратилась с настоящим иском в суд. Из материалов дела усматривается следующее. В соответствии с регистрационным удостоверением № от 15 декабря 1993 года квартира <адрес> была зарегистрирована по праву совместной собственности за Прокофьевой Т.П., ФИО7, Прокофьевой В.М., ФИО8, ФИО9 на основании договора передачи № от 07 декабря 1993 года. Согласно выписке от 05.07.2010 г. № из лицевого счета №, в двухкомнатной квартире №, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве совместной собственности пяти собственникам, жилой площадью 27,9 кв. м, общей площадью 50,5 кв. м, на регистрационном учете состоят три человека, лицевой счет в квартире отрыт на Прокофьеву Т.П. Как следует из выписки из домовой книги № от 05.07.2010 г., в квартире, расположенной по адресу: <адрес> на регистрационном учете состоят участники совместно собственности: ответственный плательщик - Прокофьева Т.П., сын - ФИО7, жена сына - Прокофьева В.М. Кроме них на регистрационном учете в квартире по указанному адресу состояли сособственники данного жилого помещения: внук Прокофьевой Т.П. - ФИО8 и внучка - ФИО9, которые 02.04.2002 г. и 10.04.2007 г. соответственно были сняты с регистрационного учета по указанному адресу. Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Вследствие изложенного, то обстоятельство, что ФИО8 и ФИО9 не состоят на регистрационном учете в квартире по адресу: <адрес> не проживают по указанному адресу, не лишает их права пользования, владения, в том числе проживания и распоряжения принадлежащим им имуществом. Таким образом, основания, которые являлись поводом для постановки Прокофьевой Т.П. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющей обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы на каждого члена семьи и являющейся вдовой инвалида и ветерана ВОВ на момент вынесения обжалуемого постановления не отпали, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что постановление администрации г. Тулы от 03.08.2010 г. № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия с такого учета Прокофьевой Т.П. подлежит отмене, поскольку вынесено с нарушением норм действующего законодательства. Кроме того, заявителем также было заявлено о восстановлении срока для подачи заявления о признании незаконным постановления администрации г. Тулы от 03.08.2010 г. № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части и восстановлении на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, согласно ч. 1 и 2 ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Однако, со стороны заинтересованного лица - представителя администрации г. Тулы по доверенности Старостиной Е.С. о пропуске заявителем срока исковой давности при обращении с настоящим заявлением в суд заявлено не было, вследствие чего законных оснований для его применения у суда не имеется. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ заявитель первоначально обжаловал постановление администрации в г. Тулы от 03.08.2010 г. в органы государственной власти и только потом обратился в суд, что с учетом возраста и состояния здоровья заявителя Прокофьевой Т.П., свидетельствует о соблюдении ею процессуальных сроков. Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, установленные по данному делу фактические обстоятельства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения заявленных Прокофьевой Т.П. требований. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: заявление Прокофьевой Т.П. удовлетворить. Признать незаконным постановление администрации г. Тулы от 03.08.2010 г. № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия с учета нуждающихся граждан Прокофьевой Т.П. и восстановить ее на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с 1984 года. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий -