решение от 19.09.2011 года о признании незаконным постановления администрации г. Тулы



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2011 года        город Тула

Зареченский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Реуковой И.А.,

при секретаре Аносовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1249/2011 по заявлению Прокофьевой Т.П. о признании незаконным постановления администрации г. Тулы от 03.08.2010 г. № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части и восстановлении на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Прокофьева Т.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации г. Тулы от 03.08.2010 г. № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия ее с учета нуждающихся граждан и восстановлении ее на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1984 года.

Мотивировала требования тем, что постановлением администрации г. Тулы от 03.08.2010 года № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» она была снята с указанного учета ввиду того, что обеспечена жилой площадью по адресу: <адрес>. Считая данное постановление не законным и не обоснованным она обратилась с жалобой по вопросу незаконности снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в прокуратуру Тульской области, Территориальный отдел по Зареченскому району администрации г. Тулы и приемную Президента РФ. В ответах на жалобу ей было сообщено, что норма жилой площади, приходящаяся на нее соответствует норме жилой площади, установленной действующим законодательством на человека, вследствие чего обжалуемое постановление является правомерным. Вместе с тем, полагает, что при вынесении обжалуемого постановления не были учтены следующие обстоятельства. Квартира, расположенная по адресу: <адрес> зарегистрирована по праву общей совместной собственности на пятью лицами, двое из которых в квартире хотя не проживают и не состоят на регистрационном учете, но имеют законное право пользования, владения и распоряжения данной квартирой. Вследствие изложенного общая площадь квартиры должна быть распределена между пятью собственниками квартиры, на не между тремя. Исходя из данного расчета на каждого собственника приходится 10,1 кв. м площади жилого помещения, что менее нормы жилой площади, установленной на человека на территории г. Тулы Решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 г. № 67/1294. Кроме того, являясь вдовой ветерана ВОВ на вправе претендовать на меры социальной поддержки, установленные законом РФ «О ветеранах». Полагала, что законных оснований для снятия ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий у администрации г. Тулы не имелось.

Заявитель Прокофьева Т.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещалась своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.

Представитель заявителя Прокофьевой Т.П. по доверенности Прокофьева В.М. в судебном заседании заявленные требования своего доверителя поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше, и просила удовлетворить их.

Представитель заинтересованного лица - администрации г. Тулы главный специалист отдела правовой экспертизы и аналитики управления правовой работы и контроля по доверенности Старостина Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Прокофьевой Т.П., полагая их необоснованными, поскольку право состоять на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Прокофьевой Т.П. было утрачено, последняя является участником общей совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в которой состоят на регистрационном учете три человека.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года (далее - ЖК РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 N 67/1294 "О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения" установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих в городе Туле, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 11 кв. м общей площади на каждого члена семьи.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

В соответствии со абз. 1 и 5 п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:

по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, решением исполкома Зареченского района районного Совета народных депутатов от 28.02.1984 г. ФИО6, проживающий по адресу: <адрес> (в настоящее время адрес: <адрес>), как имеющий обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы на каждого члена семьи, являющийся участником ВОВ, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в составе семьи 2 человека: жена - Прокофьева Т.П. (очередное дело № 115).

С 01 июля 1977 года ФИО6 являлся инвалидом 2 группы по общему заболеванию. 18 февраля 1987 г. ВТЭК он был признан повторно инвалидом 2 группы, причина инвалидности - ранение на фронте. 19 февраля 1987 г. ФИО6 умер.

Как следует из протокола заседания постоянной жилищной комиссии Зареченского райсовета народных депутатов от 07.07.1987 г. , в связи со смертью ФИО6 очередность была переведена на жену Прокофьеву Т.П., с исключением из списка первоочередников, поскольку соответствующие льготы на улучшение жилищных условий у последней отсутствовали.

Решением Исполнительного комитета Зареченского районного совета народных депутатов от 13.08.1987 г. вышеуказанное решение комиссии было утверждено.

16 декабря 1994 года Государственной Думой был принят Федеральный Закон «О ветеранах» № 5-ФЗ, вступивший в силу 25 января 1995 года, в соответствии с которым у Прокофьевой Т.П., как у члена семьи умершего инвалида ВОВ появились льготы для улучшения жилищных условий.

На основании поданного 07.10.1996 г. Прокофьевой Т.П. в администрацию Зареченского района Управы г. Тулы заявления и в соответствии со ст. 21 Закона «О ветеранах» последняя была включена в список первоочередников как вдова умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается постановлением от 25.10.1996 г. № 1192.

С 14.03.2005 г. Прокофьева Т.П. имеет удостоверение серии Д № 293685 вдовы умершего участника Великой Отечественной войны и в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», как нуждающаяся в жилье, была включена в сводный реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов по оказанию мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета предоставляются участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, семьям умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, независимо от даты постановки на учет.

Вместе с тем, постановлением администрации г. Тулы № 2479 от 03.08.2010 г. Прокофьева Т.П. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключена из сводного реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, как обеспеченная жилой площадью по адресу: <адрес>.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Прокофьева Т.П. обратилась первоначально в департамент строительства и жилищно - коммунального хозяйства Тульской области, в прокуратору Зареченского района г. Тулы, прокуратуру г. Тулы, приемную Президента РФ в Тульской области, где ее обращения остались без удовлетворения, после чего она обратилась с настоящим иском в суд.

Из материалов дела усматривается следующее.

В соответствии с регистрационным удостоверением от 15 декабря 1993 года квартира <адрес> была зарегистрирована по праву совместной собственности за Прокофьевой Т.П., ФИО7, Прокофьевой В.М., ФИО8, ФИО9 на основании договора передачи от 07 декабря 1993 года.

Согласно выписке от 05.07.2010 г. из лицевого счета , в двухкомнатной квартире , расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве совместной собственности пяти собственникам, жилой площадью 27,9 кв. м, общей площадью 50,5 кв. м, на регистрационном учете состоят три человека, лицевой счет в квартире отрыт на Прокофьеву Т.П.

Как следует из выписки из домовой книги от 05.07.2010 г., в квартире, расположенной по адресу: <адрес> на регистрационном учете состоят участники совместно собственности: ответственный плательщик - Прокофьева Т.П., сын - ФИО7, жена сына - Прокофьева В.М. Кроме них на регистрационном учете в квартире по указанному адресу состояли сособственники данного жилого помещения: внук Прокофьевой Т.П. - ФИО8 и внучка - ФИО9, которые 02.04.2002 г. и 10.04.2007 г. соответственно были сняты с регистрационного учета по указанному адресу.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Вследствие изложенного, то обстоятельство, что ФИО8 и ФИО9 не состоят на регистрационном учете в квартире по адресу: <адрес> не проживают по указанному адресу, не лишает их права пользования, владения, в том числе проживания и распоряжения принадлежащим им имуществом.

Таким образом, основания, которые являлись поводом для постановки Прокофьевой Т.П. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющей обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы на каждого члена семьи и являющейся вдовой инвалида и ветерана ВОВ на момент вынесения обжалуемого постановления не отпали, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что постановление администрации г. Тулы от 03.08.2010 г. № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия с такого учета Прокофьевой Т.П. подлежит отмене, поскольку вынесено с нарушением норм действующего законодательства.

Кроме того, заявителем также было заявлено о восстановлении срока для подачи заявления о признании незаконным постановления администрации г. Тулы от 03.08.2010 г. № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части и восстановлении на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, согласно ч. 1 и 2 ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Однако, со стороны заинтересованного лица - представителя администрации г. Тулы по доверенности Старостиной Е.С. о пропуске заявителем срока исковой давности при обращении с настоящим заявлением в суд заявлено не было, вследствие чего законных оснований для его применения у суда не имеется.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ заявитель первоначально обжаловал постановление администрации в г. Тулы от 03.08.2010 г. в органы государственной власти и только потом обратился в суд, что с учетом возраста и состояния здоровья заявителя Прокофьевой Т.П., свидетельствует о соблюдении ею процессуальных сроков.

       

       Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, установленные по данному делу фактические обстоятельства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения заявленных Прокофьевой Т.П. требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Прокофьевой Т.П. удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации г. Тулы от 03.08.2010 г. № 2479 «О снятии граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части снятия с учета нуждающихся граждан Прокофьевой Т.П. и восстановить ее на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с 1984 года.

       Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий -