решение от 10.10.2011г. об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и заключить договор аренды земельного участка



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 октября 2011 года                                                                    город Тула

Зареченский районный суд г.Тулы в составе

председательствующего Старовойтовой Н.Г.

при секретаре Макаровой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1267/11 по иску Шишкина А.И. к правительству Тульской области, министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и заключить договор аренды земельного участка,

установил:

Шишкин А.И. обратился в суд с иском к администрации Тульской области, департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении ему земельного участка площадью 1217 кв.м с кадастровым номером , местоположение которого установлено примерно в 260 м от ориентира по направлению на юго-восток, расположенного за пределами участка, представляющего собой индивидуальный жилой дом с почтовым адресом: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства и заключить договор аренды данного земельного участка. В обоснование своих требований указал, что, являясь инвалидом, он имеет право на первоочередное получение спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона. В реализации данного права ответчиками ему необоснованно отказано, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с данным иском.

Истец Шишкин А.И., надлежащим образом извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о проведении судебного разбирательства в его отсутствие с участием представителя по доверенности, указав, что поддерживает исковые требования в полном объеме.

Представитель истца по доверенности Грибова Ю.Ю. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований своего доверителя по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Определением суда осуществлена замена ответчика- администрации Тульской области ее правопреемником- правительством Тульской области.

На основании Указа губернатора Тульской области от 15.09.2011г. №1 «О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области переименован в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Ответчик- правительство Тульской области, надлежащим образом извещенное о слушании дела, участие в деле своего представителя не обеспечило, причин неявки не сообщило, об отложении судебного заседания не просило.

Ответчик- министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, а также третье лицо, привлеченное к участию в деле в порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ- администрация г.Тулы, надлежащим образом извещенные о слушании дела, в письменных заявлениях просили о проведении судебного разбирательства в отсутствие своих представителей, указав, что возражают против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В силу ст. 1 Закона Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле», п. 1 Постановление администрации Тульской области от 24.12.2008 № 874 «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области- городе Туле» органом, уполномоченным на участие в процедурах, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, определен департамент (в связи с переименованием- министерство) имущественных и земельных отношений Тульской области.

Как следует из справки серии МСЭ-2006 от ДД.ММ.ГГГГ Шишкин А.И. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию бессрочно.

Согласно данным кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке площадью 1217 + 12 кв.м, с кадастровом номером 71:30:010512:483, расположенном примерно в 260 м от ориентира за пределами участка по направлению на юго-восток, представляющего собой жилой дом с почтовым адресом: <адрес>. Категория земель- земли населенных пунктов; разрешенное использование- для индивидуального жилищного строительства; сведения о правах отсутствуют. Данный земельный участок снят с кадастрового учета 03.06.2010г. (п.17 выписки).

08.07.2011г. Шишкин А.И. обратился в департамент имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, приложив к заявлению копию справки об инвалидности и кадастрового паспорта земельного участка.

Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письменно 31.08.2011г. сообщил Шишкину А.И. о невозможности предоставления ему данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку механизм реализации ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не установлен, максимальный размер земельных участков для индивидуального жилищного строительства в г. Туле- 1 200 кв.м, на испрашиваемый земельный участок ранее поступило несколько заявлений от заинтересованных лиц.

Конституция РФ (ст.7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и вышеуказанные положения ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов на первоочередное предоставление им земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В силу п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ по общему правилу продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением установленных случаев.

Из приведенных правовых норм следует, что в рамках аукциона реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна, и в случае предоставления инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся.

Вместе с тем системный анализ содержания указанного Федерального закона, в том числе его статьи 17 «Обеспечение инвалидов жилой площадью», на которую ссылается истец в обоснование заявленных требований, Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, приводит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Следовательно, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Однако, как усматривается из представленного суду заявления истца от 27.09.2011г., объяснений его представителя по доверенности в судебном заседании, сообщения администрации г.Тулы, Шишкин А.И. в улучшении жилищных условий не нуждается, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.

Доводы представителя истца в судебном заседании о возможном использовании земельного участка ее доверителем в иных целях- для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства являются несостоятельными, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка в таких целях Шишкин А.И. не обращался, разрешенным использованием спорного земельного участка, отнесенного к землям населенных пунктов, согласно представленной истцом кадастровой выписке, является индивидуальное жилищное строительство, данных об изменении в установленном порядке разрешенного использования земельного участка суду не представлено.     

При установленных судом обстоятельствах применительно к приведенным правовым нормам оснований для предоставления истцу земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства по указанным им основаниям не имеется.

Ссылки представителя истца в судебном заседании на иные судебные решения, не имеющие преюдициального значения в силу ст.61 ГПК РФ при рассмотрении данного гражданского дела, являются несостоятельными.

Таким образом, разрешая исковые требования в пределах заявленных в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, исследовав представленные доказательства в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на правительство Тульской области обязанности по предоставлению Шишкину А.И. спорного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Шишкина А.И. к правительству Тульской области, министерству имущественных и земельных отношений Тульской области об обязании принять решение о предоставлении ему в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено примерно в 260 м от ориентира по направлению на юго-восток, расположенного за пределами участка, представляющего собой индивидуальный жилой дом с почтовым адресом: <адрес>, и заключить договор аренды данного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Зареченский районный суд города Тулы путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-