решение суда от 17.01.2012г. о выделе доли в праве общей собственности на домовладение и прекращении права общей долевой собственности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2012 года г. Тула

Зареченский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Борисовой Е.А.,

при секретаре Ряковской С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-36/2012 по иску Милюковой Г.В., Воеводиной Н.В. к Кузьмичеву К.И., министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о выделе доли в праве общей собственности на домовладение и прекращении права общей долевой собственности,

установил:

Милюкова Г.В., Воеводина Н.В. обратились в суд с иском к Кузьмичеву К.И. о выделе доли в праве общей собственности на домовладение и прекращении права общей долевой собственности, мотивировав требования тем, что они являются сособственниками в праве общей долевой собственности - по 3/8 доли на жилой дом по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке мерою 767 кв.м.. Сособственником доли указанного домовладения является Кузьмичев К.И..

Указали, что истцы фактически занимают следующие помещения: литер А - жилой дом, состоящий из жилой комнаты площадью 15,8 кв.м., жилой комнаты площадью 7,4 кв.м., жилой комнаты площадью 7,1 кв.м., литер А2 - жилая пристройка, состоящая из жилой комнаты площадью 11,1 кв.м., жилой комнаты площадью 8,5 кв.м., коридора площадью 4,0 кв.м., кухни площадью 12,3 кв.м., санузла площадью 2,9 кв.м., подсобной площадью 2,6 кв.м, коридора площадью 5,3 кв.м., литер а2 - веранды площадью 3,3 кв.м., надворных построек: литер Г2 - навеса, литер Г10 - сарая, литер Г11 - сарая, литер Г12 - сарая, литер ГЗ - душа, Г4 - уборной. Остальные литеры занимает ответчик.

Кроме того, указывают, что в домовладении по адресу: <адрес> литеры А2 - жилая пристройка, литер а2 – веранда, занимаемые истцами, являются самовольными постройками, однако не угрожают жизни и здоровью граждан.

На основании изложенного просят: признать право общей долевой собственности за истцами по 1/2 доле за каждым на самовольно возведенные постройки литер А2 - жилая пристройка, литер а2 - веранда, расположенные в домовладении по адресу: <адрес>; прекратить право общей долевой собственности истцов и выделить в натуре на праве общей долевой собственности долю истцов по 1/2 доле каждому на домовладение по адресу: <адрес>, состоящую из литер: А - жилой дом, состоящий из жилой комнаты площадью 15,8 кв.м., жилой комнаты площадью 7,4 кв.м., жилой комнаты площадью 7,1 кв.м., литер А2 - жилая пристройка, состоящая из жилой комнаты площадью 11,1 кв.м., жилой комнаты площадью 8,5 кв.м., коридора площадью 4,0 кв.м., кухни площадью 12,3 кв.м., санузла площадью 2,9 кв.м., подсобной площадью 2,6 кв.м., коридора площадью 5,3 кв.м., литер а2 - веранды площадью 3,3 кв.м., надворных построек: литер Г2 - навес, литер Г10 - сарай, литер Г11 - сарай, литер Г12 - сарай, литер ГЗ - душ, литер Г4 - уборная.

Определением Зареченского районного суда г. Тулы от 10.01.2012 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Истцы Милюкова Г.В., Воеводина Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить, рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Ответчик Кузьмичев К.И. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что исковые требования признает в полном объеме, делает это добровольно, свободно и осознанно, последствия признания иска понимает.

Ответчик – министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, извещенный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третье лицо – администрация г. Тулы, извещенная о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, исследованных в ходе судебного разбирательства, собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес> являются: Милюкова Г.В. – 3/8 доли, Воеводина Н.В. – 3/8 доли, Кузьмичев К.И. – доля, что подтверждается техническим паспортом на домовладение, подготовленным межрайонным городским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

По данным технического паспорта, домовладение состоит из литеров: «А» - жилой дом, «А1» - жилая пристройка, «А2» - жилая пристройка, «а» - жилая пристройка, «а2» - веранда, «под а» - подвал, «Г2» - навес, «Г10» - сарай, «Г11» - сарай, «Г12» - сарай, «Г3» - душ, «Г4» - уборная. На возведение литер «А2», «а2» разрешение не предъявлено.

На основании ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Ст. 41 ЗК РФ предоставляет право лицам, не являющимся собственниками земельных участков, осуществлять те же права.

В соответствии с п. 10 раздела 2 Общих начал землепользования и землеустройства, утвержденных Постановлением ЦИК СССР от 15.12.1928 г. земля предоставлялась в пользование без установления наперед определенного срока, т.е. в бессрочное пользование.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» отвод гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование.

Из анализа указанных норм права следует, что с 1928 г. по 1996 г. земельные участки предоставлялись в бессрочное пользование под индивидуальное жилищное строительство.

Исходя из смысла п.9 ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.

По данным технического паспорта фактически занимаемая площадь земельного участка 767 кв.м. Указанные в техническом паспорте домовладения самовольные постройки также возведены на земельном участке площадью 767 кв.м.

Сведений о самовольно занятой земле в техническом паспорте и в иных материалах дела не содержится.

Согласно ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке к другому лицу, оно приобретает права пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

Аналогичное положение содержит ст. 35 ЗК РФ.

Согласно договору купли-продажи, заключенному между ФИО9, ФИО10, ФИО11, Милюковой Г.В. и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9, ФИО10, ФИО11 продали Милюковой Г.В. и ФИО8 принадлежащие им на основании договора дарения, удостоверенного госнотконторой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство, выданного Первой тульской госнотконторой 25.09.1984 г., справки БТИ г. Тулы от 23.11.1984 г., доли в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся на земельном участке площадью 767 кв.м..

Таким образом, Воеводина Н.В. и Милюкова Г.В. являются сособственниками указанного домовладения на основании договора купли-продажи.

Анализируя вышеизложенное и, исходя из целевого назначения данного земельного участка, суд приходит к выводу о том, что предыдущие собственники домовладения владели указанным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое, в объеме полномочий, принадлежавших им, перешло к истцам, как нынешним владельцам домовладения, расположенного на данном участке.

Таким образом, истцы являются правопреемниками прежних собственников домовладения, а потому суд приходит к выводу о наличии и у истцов права пользования земельным участком в том объеме, в котором им обладали их правопредшественники.

Таким образом, самовольные постройки литер «А2» - жилая пристройка, литер «а2» - веранда возведены Милюковой Г.В. и Воеводиной Н.В. на земельном участке, предоставленном на праве бессрочного пользования под застройку, и с учетом изложенных выше обстоятельств, в связи с переходом к истцам права собственности на домовладение <адрес> на вышеуказанных основаниях, к ним также перешло право пользования соответствующей частью земельного участка, на котором расположено указанное домовладение.

В соответствии с техническим заключением, выполненным ООО «Стройэкспертиза» от 25.11.2011 г. самовольно возведенные и переоборудованные строения не создают угрозу жизни и здоровью граждан соответствуют действующим строительным нормам и правилам.

У суда нет оснований не доверять выводам технического заключения, поскольку оно выполнено надлежащими специалистами.

Таким образом, судом установлено, что самовольно возведенные постройки –литер «А2» - жилая пристройка, литер «а2» - веранда не нарушают права и законные интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Доказательств, опровергающих доводы истцов, изложенные в обоснование своих требований, суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требование Милюковой Г.В., Воеводиной Н.В. о признании права собственности на самовольно возведенные строения подлежит удовлетворению, поскольку самовольные постройки возведены на земельном участке, предоставленном в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан, при их возведении не нарушены градостроительные и строительные нормы и правила.

Разрешая требование Милюковой Г.В. и Воеводиной Н.В. о выделе доли в домовладении и прекращении права общей долевой собственности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Согласно п.1 ст.247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В силу п.1 -3 ст.252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

Исходя из положений п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.1980 г. № 4 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 г. № 6) «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом» выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определенной изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующих его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе.

Как указывают истцы, между ними и ответчиком Кузьмичевым К.И. фактически сложился порядок пользования жилыми помещениями и строениями, расположенными по адресу: <адрес>, а именно Милюкова Г.В. и Воеводина Н.В. занимают следующие помещения литер А - жилой дом, состоящий из жилой комнаты площадью 15,8 кв.м., жилой комнаты площадью 7,4 кв.м., жилой комнаты площадью 7,1 кв.м., литер А2 - жилая пристройка, состоящая из жилой комнаты площадью 11,1 кв.м., жилой комнаты площадью 8,5 кв.м., коридора площадью 4,0 кв.м., кухни площадью 12, 3 кв.м., санузла площадью 2,9 кв.м., подсобной площадью 2,6 кв.м, коридора площадью 5,3 кв.м., литер а2 - веранды площадью 3,3 кв.м., надворных построек: литер Г2 - навеса, литер Г10 - сарая, литер Г 11 - сарая, литер Г12 - сарая, литер ГЗ - душа, Г4 - уборной. Остальные литеры занимает ответчик Кузьмичев К.И..

Таким образом, судом установлено, что участниками долевой собственности – сторонами по делу достигнуто соглашение о порядке пользованиями помещениями, расположенными по адресу: <адрес>, выдел натуральной доли Милюковой Г.В. и Воеводиной Н.В. по предложенному варианту возможен без нанесения ущерба домовладению и без изменения его функционального назначения, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Милюковой Г.В. и Воеводиной Н.В. о выделе их доли в натуре и прекращении права общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>.

Исходя из того, что Милюковой Г.В. и Воеводиной Н.В. домовладение <адрес> принадлежит в равных долях – по 3/8 доле каждой, учитывая положения ст.ст.244, 245, ГК РФ, суд полагает необходимым признать за ними право общей долевой собственности на самовольно возведенные постройки, а также выделить натуральную долю домовладения в равных долях – по ? долей за каждой.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд находит исковые требования Милюковой Г.В. и Воеводиной Н.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Милюковой Г.В., Воеводиной Н.В. удовлетворить.

Признать за Милюковой Г.В., Воеводиной Н.В. право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым на самовольно возведенные постройки литер «А2» - жилая пристройка, литер «а2» - веранда по адресу: <адрес>.

Выделить в собственность Милюковой Г.В., Воеводиной Н.В. натуральную долю по 1/2 доле каждой в домовладении по адресу: <адрес>, состоящую: литер «А» - жилой дом, состоящий из жилой комнаты площадью 15,8 кв.м., жилой комнаты площадью 7,4 кв.м., жилой комнаты площадью 7,1 кв.м., литер «А2» - жилая пристройка, состоящая из жилой комнаты площадью 11,1 кв.м., жилой комнаты площадью 8,5 кв.м., коридора площадью 4,0 кв.м., кухни площадью 12,3 кв.м., санузла площадью 2,9 кв.м., подсобной площадью 2,6 кв.м., коридора площадью 5,3 кв.м., литер «а2» - веранды площадью 3,3 кв.м., надворных построек: литер Г2 - навес, литер Г10 - сарай, литер Г11 - сарай, литер Г12 - сарай, литер ГЗ - душ, литер Г4 - уборная.

Прекратить право общей долевой собственности Милюковой Г.В., Воеводиной Н.В. и Кузьмичева К.И. на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий -