решение суда от 17.04.2012г. о признании заключения УФМС России по Тульской области незаконным и необоснованным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2012 года г. Тула

Зареченский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Борисовой Е.А.,

при секретаре Шаховой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-448/2012 по заявлению Халилова М.Н.о. о признании заключения Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области незаконным и необоснованным,

установил:

Халилов М.Н.о. обратился в суд с заявлением о признании заключения Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области незаконным и необоснованным, мотивировав требование тем, что после окончания службы в вооруженных силах в период с 30 декабря 1988 года по 30 декабря 1990 года в городе Анадырь Чукотского автономного округа Российской Федерации в войсковой части прибыл в начале 1991 года по адресу: <адрес>, где проживал его дальний родственник ФИО7, с целью получить образование в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, однако при том, что не был зачислен в студенты указанного образовательного учреждения, поступил работать водителем в фермерское хозяйство в <адрес>, где и осуществлял трудовую деятельность до начала сентября 2000 года, то есть до отъезда по адресу: <адрес>, по которому проживал до 17 февраля 2004 года - до приезда в город Тулу, в котором проживает по настоящее время.

Между тем на период проживания по адресу: <адрес> заявитель не имел регистрации по месту жительства, в связи с чем возникла необходимость в судебном порядке установить факт постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 06 февраля 1992 года.

Указал, что гражданство другого государства у заявителя отсутствует.

15    февраля 2011 года заявитель обратился в отделение в
Зареченском районе Отдела УФМС России по Тульской области в городе Туле с
заявлением по вопросу документирования его паспортом гражданина Российской
Федерации взамен утраченного паспорта гражданина Российской Федерации 24 00 112878, выданного ему 04 января 2001 года ОВД <адрес> в связи с обменом на основании паспорта гражданина бывшего СССР
образца 1974 года серии ХХ-ЖГ , выданного ему 12 февраля 1987 года
<адрес> При возникновении сомнений в подлинности (обоснованности) выдачи заявителю такого документа орган миграционной службы, руководствуясь ст. 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и пунктами 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (в ред. от 19.10.2011), осуществил проверку законности выдачи заявителю 04 января 2001 года паспорта гражданина Российской Федерации 24 00 112878 и наличия (отсутствия) соответствующих обстоятельств с вынесением 10 ноября 2011 года заключения о результатах проведенной проверки.

Указывает, что заявителем не оспариваются изложенные в документе доводы об отсутствии сведений о его регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>. Между тем с выводами инспектора органа миграционной службы о том, что заявителя следует считать не состоящим в гражданстве Российской Федерации, а паспорт гражданина Российской Федерации от 04 января 2001 года - недействительным, не соглашается, поскольку вынесенное Управлением ФМС России по Тульской области заключение от 10 ноября 2011 года влечет за собой не только прекращение Халиловым М.Н. гражданства Российской Федерации в нарушение требований норм действующего законодательства, но и отмену принятого 04 января 2001 года ОВД <адрес> решения о приобретении истцом гражданства Российской Федерации.

Отмечает, что, исходя из Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации возможно принять органом миграционной службы в случае установления в судебном порядке факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений, иными словами, в принятом органом миграционной службы решении о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации должно быть указано постановленное судом решение об установлении факта о подложности представленных лицом документов или заявленных им заведомо ложных сведений.

Между тем, заключение от 10 ноября 2011 года не содержит ссылку на принятое судом решение об установлении факта о подложности представленных заявителем документов или заявленных им заведомо ложных сведений, не может повлечь за собой определенных правовых последствий, в связи с чем полагает, что заявитель по настоящее время является гражданином Российской Федерации при наличии у него паспорта гражданина Российской Федерации 24 00 112878, выданного ему 04 января 2001 года ОВД <адрес>, который является и будет являться действительным до принятия решения о прекращении Халиловым М.Н.о. гражданства Российской Федерации в порядке требований ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Помимо указанного, считает, что доводы органа миграционного учета о том, что паспорт гражданина Российской Федерации 24 00 112878 от 04 января 2001 года признан выданным в нарушение установленного законом порядка в связи с отсутствием документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации, сами по себе свидетельствуют об отсутствии определенных документов или сведений, что лишает компетентные органы возможности установить в судебном порядке факт о подложности представленных Халиловым М.Н.о. документов или заявленных им заведомо ложных сведений по объективным на то причинам, поскольку подложность документов или заведомо ложные сведения могут быть проверены при наличии таковых.

Полагает, что заключением Управления ФМС России по Тульской области от 10 ноября 2011 года нарушены права и свободы заявителя, предоставляемые гражданам РФ, и созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод.

Также указывает, что им не пропущен срок обращения в суд с настоящим заявлением, поскольку заключение Управления ФМС России по Тульской области от 10 ноября 2011 года заявителю вручено 05 апреля 2012 года.

На основании изложенного просит признать заключение Управления ФМС России по Тульской области от 10 ноября 2011 года о проверке обоснованности выдачи Халилову М.Н.о. паспорта гражданина РФ серии незаконным и необоснованным.

Заявитель Халилов М.Н.о. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель истца Халилова М.Н.о. по доверенности Лопуховский О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.

Представители заинтересованного лица Управления федеральной миграционной службы России по Тульской области по доверенности Фигурская Е.В. и Богословская Е.И. заявленные требования не признали, просили в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав участников по делу, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пунктом 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Согласно пп. 1.2 ч. 1 п. 2 Положения основными задачами ФМС России являются: производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Положения ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.

Согласно пп. 3 п. 6 Положения ФМС России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации, выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность.

УФМС России по Тульской области является территориальным органом ФМС России. Положение об Управлении Федеральной миграционной службы по Тульской области утверждено Приказом ФМС России от 02 декабря 2005 года.

В соответствии с пп. «д» п. 13.2 вышеуказанного Положения УФМС России по Тульской области осуществляет в соответствии с законодательством РФ определение и оформление наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что заключением УФМС России по Тульской области от 10 ноября 2011 года Халилов М.Н.о. признан не состоящим в гражданстве Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации серии , оформленный 19.05.2011года отделением в Зареченском районе отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле, на его имя признан недействительным.

Из материалов дела усматривается, что 15.02.2011 года в отделение в Зареченском районе отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле по вопросу документирования паспортом гражданина Российской Федерации взамен утраченного, обратился Халилов М.Н.о., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> <адрес>, что подтверждается его письменным заявлением.

В целях подтверждения обоснованности выдачи Халилову М.Н.о. утраченного паспорта гражданина Российской Федерации, органами ФМС была проведена проверка.

В ходе проведенной УФМС проверки было установлено, что утраченным паспортом серии Халилов Н.М.о. был документирован 04.01.2001 года ОВД <адрес> в связи с обменом на основании паспорта гражданина бывшего СССР образца 1974 года серии ХХ-ЖГ , выданного <адрес> 12.02.1987 года.

Согласно сведениям из домовой книги и справке отдела адресно-справочной работы УФМС России по Тульской области от 13.04.2012 г., Халилов М.Н.о. с 17.02.2004 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по вышеуказанному адресу по паспорту гражданина Российской Федерации серии , выданному 04.01.2001 года ОВД <адрес>.

По сведениям УФМС России по Тульской области от 05.08.2011 года Халилов М.Н.о. с 17.02.2004 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> по паспорту гражданина Российской Федерации серии , выданному отделением УФМС России по Тульской области в Зареченском районе 19.05.2011 года.

Из объяснения Халилова М.Н.о., отобранного 18.02.2011 года инспектором отделения УФМС России по Тульской области в Зареченском районе, следует, что он прибыл на территорию Российской Федерации в 1991 году. С мая 1991 года проживал без регистрации в <адрес>. С сентября 1992 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>

Согласно сообщению отдела УФМС России по <адрес> в <адрес> от 14.04.2011 г., на основании записи ф1П Халилов М.Н.о. на 06.02.1992 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Как усматривается из материалов дела, УФМС России по Тульской области, отделение УФМС России по Тульской области в Зареченском районе сведениями о приобретении гражданства Российской Федерации Халиловым М.Н.о. не располагали, и 16.02.2011 г. был направлен запрос в ОУФМС России по <адрес> об обоснованности документирования Халилова М.Н.о. паспортом гражданина Российской Федерации.

15.04.2011 года сотрудниками УФМС России по Тульской области был направлен запрос в ОУФМС России по <адрес> о подтверждении регистрации Халилова М.Н.о. на 06.02.1992 года по месту жительства по адресу: <адрес>.

Поскольку ответ на запрос из ОУФМС России по <адрес> об обоснованности документирования Халилова М.Н.о. паспортом гражданина Российской Федерации не был получен в кротчайшие сроки, сотрудник отделения УФМС России по Тульской области в Зареченском районе, руководствуясь пунктом 16 Административного регламента федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России № 339 от 07.12.2009 года, предусматривающим срок рассмотрения заявления по утрате паспорта, выданного ранее иным подразделением, при условии подачи заявителем всех необходимых документов составляет 2 месяца, 19.05.2011 года оформил паспорт серии на имя Халилова М.Н.о. Однако, до настоящего времени паспорт заявителем не получен, о чем свидетельствуют представленные материалы.

Из поступившего сообщения из ТП в <адрес> МРО УФМС России по <адрес> следует, что сведениями на Халилова М.Н.о. не располагает.

Согласно поступившего ответа из ОУФМС России по <адрес>, на основании заключения УФМС России по <адрес> от 30.06.2011 года паспорт гражданина Российской Федерации серии , выданный ОВД <адрес> 04.01.2001 года на имя Халилова М. Н.о., признан выданным в нарушение установленного законом порядка, в связи с отсутствием документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации.

Исходя из пункта 11 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 (ред. от 22.02.2012 г.) для получения паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой, свидетельство о рождении (для граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации и не имеющих паспорта, - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, две личные фотографии размером 35 x 45 мм. В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.

При необходимости для получения паспорта представляются иные документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, которые определены указами Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и от 13 апреля 2011 г. № «О дополнительных мерах о обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации».

Гражданин вправе не представлять документы, указанные в абзаце шестом настоящего пункта, а только указать в заявлении о выдаче паспорта сведения об органе, который принял решение о приобретении гражданства Российской Федерации.

На основании указанных сведений территориальный орган Федеральной миграционной службы запрашивает соответствующую информацию в органе, который принял решение о приобретении гражданства Российской Федерации.

Исходя из пунктов «а», «в» статьи 30 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации» в полномочия Федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов входит определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, проверка фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документов и в случае необходимости запрашивание дополнительных сведений в соответствующих государственных органах.

Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325 (ред. от 19.10.2011) при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно пункту 52 указанного Положения, после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

С учетом изложенного в отношении заявителя Халилова М.Н.о. правомерно была осуществлена проверка обоснованности документирования его паспортом гражданина России.

Как установлено судом и усматривается из письменных материалов дела, в результате проведенных проверок наличие гражданства Российской Федерации у Халилова М.Н. не подтвердилось.

Решения суда об установлении факта постоянного проживания его на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992 года заявителем не представлено.

В соответствии со статьей 13 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Таким образом, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г., не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации.

Кроме этого, заявитель Халилов М.Н.о. в заявлении указывает на то, что заключением УФМС России по Тульской области от 10 ноября 2011 года он был лишен гражданства Российской Федерации.

Однако, данный вывод является необоснованным, поскольку оспариваемым заключением УФМС России по Тульской области Халилов М.Н.о. признан не состоящим в гражданстве Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации серии 70 10 , оформленный 19.05.2011 года отделением в Зареченском районе отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле, на его имя признан недействительным.

Заключением УФМС России по <адрес> от 30.06.2011 года паспорт гражданина Российской Федерации серии , выданный ОВД <адрес> 04.01.2001 года на имя Халилова М.Н.о., признан выданным в нарушение установленного законом порядка, в связи с отсутствием документов, подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации.

Таким образом, заключением УФМС России по <адрес> от 30.06.2011 года решение о приобретении Халиловым М.Н.о. гражданства Российской Федерации не отменялось.

Кроме этого, из материалов проведенных проверок следует, что гражданство Российской Федерации заявителем вообще не приобреталось, что и явилось основанием для вывода о признании его не состоящим в гражданстве Российской Федерации.

В своем заявлении заявитель Халилов М.Н.о. указывает на принятое в отношении него ОВД <адрес> решение о приобретении гражданства РФ 04 января 2001 года. Но, как следует из материалов проверки, в указанную дату решения о приобретении гражданства РФ заявителем не принималось. Он в этот день был лишь документирован паспортом гражданина РФ, как было установлено впоследствии - необоснованно.

В базе данных ДКС МИД РФ на сегодняшний день отсутствуют сведения о приобретении Халиловым М.Н.о. гражданства Российской Федерации.

На основании изложенного суд считает, что оспариваемое Халиловым М.Н.о. заключение Управления ФМС России по Тульской области от 10.11.2011 года не нарушает его законные права и интересы.

Данная позиция нашла свое подтверждение в решении Верховного Суда РФ от 06.06.2006 г. № ГКПИ06-337, согласно которому выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформленного на утраченном (похищенном) бланке охватываются понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта); изъятие паспорта, выданного в нарушение установленного порядка или оформленного на утраченном (похищенном) бланке органом внутренних дел, выявившим такой факт, не может расцениваться как лишение гражданина гражданства Российской Федерации.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено решение вопросов о принадлежности к гражданству РФ в судебном порядке. Органами, уполномоченными определять наличие или отсутствие гражданства Российской Федерации, являются ФМС России и ее территориальные органы.

Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных Халиловым М.Н.о. требований не имеется.

Кроме того, заявление о признании заключения УФМС России по Тульской области незаконным и необоснованным подано Халиловым М.Н.о. по истечении установленного ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока, что также является основанием для отказ в удовлетворении заявления.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ, учитывая разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2009 г. № 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Как усматривается из имеющегося в материалах дела рапорта начальника отделения УФМС России по Тульской области в Зареченском районе ФИО11, Халилов М.Н. в декабре 2011 года был приглашен в отделение в Зареченском районе отдела УФМС России по Тульской области в г. Туле и ознакомлен с заключением УФМС России по Тульской области от 10 ноября 2011 г. о необоснованном документировании его паспортом гражданина РФ.

Таким образом, о нарушенном праве Халилов М.Н.о. знал в момент его ознакомления с указанным заключением, однако, обратился в суд с заявлением о признании заключения незаконным и необоснованным 06.04.2012 года, то есть за пределами установленного трехмесячного срока, при этом надлежащих доказательств уважительности причин пропуска срока не представил.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Халилова М.Н.о. о признании заключения Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области от 10 ноября 2011 года, данного по материалам проверки обоснованности документирования отделением Управления Федеральной миграционной службы России по Тульской области в Зареченском районе паспортом гражданина Российской Федерации серии от 19.05.2011 года, незаконным и необоснованным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий -